Рубрики
Важно быть полезным Родине
Современное духовно-нравственное состояние российского общества весьма сложно, противоречиво и вряд ли может быть признано удовлетворительным.
Проведение субботников – одна из форм повышения самосознания граждан
Такого мнения придерживаются специалисты, занимающиеся изучением происходящих процессов в этой сфере.
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
Духовно-нравственный кризис – переломный момент глубокого системного нарушения духовно-нравственного состояния общества, в нашей стране начался во второй половине 1980-х годов и привёл к разрушению общества, государства и личности. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры духовного оскудения российских граждан, а порой и полной их деградации. Духовные патологии и болезни сейчас сильно распространились и находят своё выражение в различных проявлениях асоциального поведения.
Причём негативные тенденции наблюдаются во всех составляющих духовной жизни общества – культуре (в том числе и политической), образовании, идеологии, морали, искусстве и т. д.
Мы зачастую видим, как подлинная культура заменяется её антиподами. Образование, медицина становятся всё более коммерческими. Нормы морали и культуры поведения для многих становятся непринципиальными. И наоборот – культивируются самые примитивные потребности человека.
По этому поводу весьма точно высказался доктор политических наук, профессор Тамбовского госуниверситета Владимир Пеньков: «Диктат бездуховности, захлёстывающий российский социум, не менее страшен, чем диктатура государственной машины».
Законы и сама природа рыночной экономики, особенно в их преломлении к современной российской действительности, жёстко ориентируют людей на приоритет материального над духовным, способствуют формированию индивидуалистической морали и эгоистического мировоззрения.
Вслед за экономическими и политическими преобразованиями изменился и социальный портрет общества.
Осуществлённая в наихудшем своём варианте приватизация национального богатства сформировала «новый», часто полукриминальный или даже криминальный экономически сильный слой населения, который занял особое место в социальной структуре. Представители олигархического класса, получив некий налёт избранности, стали продвигать свою мораль и свои ценности. Всё это привило, особенно молодому поколению, вкус к материальному успеху, причём здесь и сейчас, а в конечном счёте к обогащению любой ценой. Ведь для достойного места в потребительском обществе нужно иметь средства для потребления всего самого гламурного. Источники же их приобретения не имеют принципиального значения, главное – попасть в этот «потребительский рай». Итогом этого стало возвращение состояния, которое чётко охарактеризовал одной фразой Максим Горький, вложив их в уста Якова Маякина, учившего жизни Фому Гордеева: «Жизнь очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».
Мировоззренческая установка на обогащение лежит в основе многих негативных явлений современного российского общества. Так, коррупция, – это не только вид преступного деяния, но и проявление бездуховности, когда берут верх такие мотивы, как стяжательство и корысть, сребролюбие. Цель у всех, кто поклоняется «золотому тельцу», одна, и она оправдывает любые неблаговидные средства для её достижения. В результате такие люди превращаются в денежный эквивалент человека, что противоречит подлинной его сущности.
ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ
Стремление человека как к материальному, так и к духовному заложено в самой его природе, но какое из них возьмёт верх – определяется в наибольшей степени господствующими в данном обществе ценностными установками, социальными нормами и принципами, которыми люди руководствуются в своём поведении.
Приоритет же материального над духовным приводит к смыслу жизненной позиции «иметь» в ущерб стремлению «быть» человеком, в основе которого лежат именно духовные потребности. В результате в духовной атмосфере общества остро ощущается чувство утраты жизненно важных духовных ориентиров, что порождает бездуховность.
Сложившаяся в духовно-нравственной сфере российского общества ситуация достаточно серьёзно контрастирует с тем, что заявлено на этот счёт в п.78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: «...к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».
В период становления российской государственности пришедшими к власти политическими лидерами активно продвигались идеи либерализма, которые традиционно сопутствуют и освещают рыночные механизмы ведения производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. Центральной в либерализме, как известно, является идея личной свободы. Для её реализации должны были быть созданы необходимые условия, в том числе снятие всевозможных ограничений (моральных, идеологических, религиозных и т. д.).
До этого в Советском Союзе все моральные концепции в той или иной мере ограничивали личную свободу человека, рассматривая его в контексте социальной структуры общества, как члена семьи, социальной группы, общества в целом. В либерализме, напротив, человек рассматривается как самостоятельный, самодостаточный и освобождённый от социальных связей, общепринятых норм и правил поведения индивидуум. Либерализм развивает идею субъективной приватной морали: окончательное суждение о добре и зле делает сам человек. Поэтому можно делать всё, что угодно, лишь не ущемляя свободы других, в то же время моральный принцип ответственности отторгается.
ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ – ПУТЬ К РАЗВИТИЮ
Духовное, культурное, моральное и нравственное возрождение общества, восстановление уважительного отношения к человеку труда – это единственный путь, который может привести к перезагрузке России и началу процветания нашего народа. К этому призывает и руководство страны – Правительство России при разработке национальной программы в сфере культуры особое внимание обратило на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. Также разработаны национальные программы в образовании, молодёжной, национальной и демографической политике.
Но путь к подлинному духовному и душевному здоровью российского общества сложен и противоречив, он невозможен без соответствующего порыва, настроя и проявления лучших духовно-нравственных качеств россиян. Важной предпосылкой этого является наличие у граждан стремления принести пользу Родине, реализовать свой профессиональный и творческий потенциал на благо общества.
Подготовил АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.