Главная Общество В жизни есть две главные вещи – любовь и литература

В жизни есть две главные вещи – любовь и литература

11 февраля 2019

30 января свой юбилей отметила сотрудник Центра социальной защиты населения Усть-Вымского района Зоя Владимировна Середюк. Коллектив педагогов района, родители, выпускники, учащиеся СОШ п.Илья-Шор знают ее по трудовой деятельности в отрасли образования. Зоя Владимировна 35 лет работала учителем русского языка и литературы в п.Илья-Шор и 17 лет была директором поселковой школы.

В 2016 году, после закрытия в поселке средней школы, Зоя Владимировна пришла на работу в отделение социальной помощи семье и детям Центра социальной защиты населения Усть-Вымского района. Сплав завидного опыта, педагогического мастерства, а больше всего – ответственного отношения к вверенному ей делу, понимания человеческой души и особенно такой хрупкой, как у ребенка, помогли ей успешно освоить новые трудовые задачи и обязанности, получить заслуженное уважение коллег, доверие со стороны семей, с которыми она ведет работу.

Мы поговорили с Зоей Владимировной о ее семье, трудовом пути, о том, как она выбрала своей профессией педагогику, и как это помогает ей в работе в социальной сфере.

– Зоя Владимировна, где ваша историческая родина и как долго вы живете в Усть-Вымском районе?
– Я родилась на Украине в г.Селидово Донецкой области. Мой папа, Владимир Степанович Шелудько, родом из Ростовской области. Мама, Галина Ивановна, в девичестве Дубчак, родилась и выросла в Житомирской области на Украине. Родители познакомились в Донецке, шахтерском городке. Там образовалась наша семья, родилась я. Мама по профессии маляр, она, можно сказать, строила город Селидово, что в Донецкой области. Папа работал на шахте. В свое время у него не получилось окончить десятилетку, поэтому его главная родительская мечта была выучить своих детей. Папа вообще стал моей путеводной звездой по жизни. Многое в моей судьбе случилось именно благодаря ему.

В начале 1960-ых годов родители переехали в Республику Коми по комсомольским путевкам. Цель для молодой семьи была простая – заработать деньги и построить свой дом.

Приехав в Коми, папа сразу пошел в лесное хозяйство КЛ-400. Он работал начальником нижнего склада лесопункта, параллельно окончил курсы технических руководителей в Ухтинском лесотехникуме. Мама работала сторожем, пекарем, в летнее время выполняла молярные работы на лесопункте, потом была телефонисткой на коммутаторе. Позже проработала 16 лет стрелочницей на станции Певью. Оттуда и вышла на заслуженный отдых.

– Когда вы решили стать педагогом? Что повлияло на ваш выбор?
– Это приходило постепенно, с пониманием жизни. У родителей не получилось вернуться на родину. Какое-то время мы жили в Коряжме, где под Котласом строился лесопильный комбинат, папа работал там мастером, но и здесь не было своего жилья. Жили в гостинице, даже чемоданы не распаковывали. Затем папе предложили работу и жилье в Мадмасе, и мы переехали. Здесь я в 6,5 лет в 1965 году пошла в школу. Моя первая подружка – Надя Леушева – не знаю, где она сейчас, но в сердце она навсегда осталась моей первой подружкой и одним из тех людей, которые смогли повлиять на мою судьбу, – пошла в первый класс, и я за ней. Никогда не забуду свою первую учительницу – Валентину Алексеевну. Как она красиво играла на мандолине!

Затем папе снова предложили работу в КЛ-400 заведующим нижним складом. Так мы переехали в п.Певью. Здесь я пошла во второй класс. Учеба сразу не заладилась. Сейчас я понимаю, что это вина учителя, потому что сыпались на меня, на маленькую девочку, одни замечания.

В третьем классе к нам в школу пришли две молодые учительницы, и сразу изменилось мое отношение к школе. Очень хорошо помню третий класс первую четверть, когда отмечалась 50-ая годовщина Октябрьской революции, и в школе было организовано большое праздничное мероприятие с театральной постановкой и торжественной линейкой. Тогда нам раздали наши табеля с оценками. Я открываю и не верю своим глазам – четверки и пятерки. Как?! Ведь в прошлом году были одни тройки! Тогда я поняла, что могу учиться хорошо.

В тот день мне подарили томик Николая Островского «Как закалялась сталь». В свои восемь лет пробовала читать роман, но я никак не понимала – зачем непослушный мальчик махорку в тесто насыпал. Прочла роман уже в старшем возрасте.

В четвертом классе папа подарил мне книгу – красивую, в белой обложке, с названием, напечатанным большими золотыми буквами, – «Повесть о Зое и Шуре». Это Любовь Тимофеевна Космодемьянская написала повесть о своих детях. Эта книга перевернула все мое детское сознание, она стала моей настольной книгой, по ней и жизнь свою сверяла. Папа назвал меня в честь Зои Космодемьянской. Это не секрет. Тогда время такое было – послевоенное. На то время мне тоже было 9 лет, как героине этой документальной повести. В дневниках Зои Космодемьянской я прочитала фразу: «Весной у нас будут испытания по русской словесности, математике…» Я удивилась слову «испытание»: «Надо же – экзамен это испытание». В течение всей жизни нас испытывает судьба: на знания, на прочность, на мужество…

А потом был интернат в городе Микунь, городская школа №6. Родители были заняты на работе с утра до вечера. Я сама сдала в школу свои документы. Хоть я была очень скромной девочкой, но меня сразу выбрали председателем совета отряда. В школе моими любимыми учителями были педагоги истории Зоя Сергеевна Алябьева и Зоя Васильевна Крайнова и учителя русского языка и литературы – Людмила Васильевна Попова и Галина Васильевна Попова. В конце первой четверти вдруг выясняется, что для выставления итоговой оценки по предмету история, у меня не хватает отметок (за всю четверть их было только две «4» и «5»). И мне авансом поставили «5». И с тех пор история стала моим любимым предметом, который давался очень легко, специально ничего не учила, а запоминала все с урока. Эта любовь к предмету тоже потом сыграет важную роль в моей жизни.

До сих пор помню своих любимых учителей, благодаря их любви к предмету, к детям, их отношению к своему делу, к умению увлечь детей формировалось мое представление, каким должен быть педагог, как это важно для ребенка, какую роль учитель может сыграть в судьбе человека. Очень мне дороги воспоминания о Микуньской школе №6!

В 8 классе переехала к своей бабушке в Новочеркасск. Продолжала обучение там. Тогда и возникло это непреодолимое желание стать учителем начальных классов. В своем письме папе так и писала (я каждую неделю писала папе письма, в которых рассказывала, как прошла учебная неделя): «Я хочу поступить в Сыктывкарское педучилище и стать учителем начальных классов». Но папа настоял на окончании 10 классов: «Если эта мечта правильная, осознанная, ничто тебе не помешает окончить школу и поступить в педучилище».

Папа умер внезапно в 1974 году, когда я училась в 9 классе...

В старших классах училась самозабвенно. Я была гуманитарием, отлично шли предметы русский язык, литература, история. Эти предметы нужны были для поступления на филологический факультет. Высшее образование получила на историко-филологическом факультете Сыктывкарского государственного университета.

– Каким был ваш трудовой путь?
– В 1981 году я вернулась в Усть-Вымский район, потому что здесь жила мама. Была принята учителем русского языка и литературы Илья-Шорской школы.

Знаний в университете дали много, но в школу шла со страхом. Навсегда запомнила слова своего преподавателя: «Университет – это фундамент, здание строите вы сами». Я поняла, что учимся всему сами, из своего опыта, опыта коллег. Потом к сердцу была принята фраза: «Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам». Этим истинам придерживаюсь до сих пор.

Долго не могла понять один случай в практике работы, почему с одним хорошим учителем у детей складываются отношения, а с другим, таким же талантливым педагогом – нет. Потом в одной из публикаций прочитала такую фразу: «Сначала – люблю, потом – учу». Действительно, учитель должен любить детей, относиться ко всем одинаково. Но в процессе работы над этим ведь не задумываешься, к этому приходишь и осознаешь в результате личных открытий и опыта. Это великое искусство – призвание.

Я, наверное, немного виновата перед своими детьми. Всему виной наше комсомольское воспитание. И это не «красное словцо». Я считала, что педагог должен постоянно развиваться. Я ездила на все курсы. Менялось время, нам нужно было за ним успевать. Работа отнимала очень много времени, но я старалась успевать и дома, и на работе. Приглашала учеников домой, пекла гору блинов и вместе мы обсуждали все вопросы. Своим детям никогда не ставила пятерки, не могла, считала неправильным.

В 1999 году стала директором школы. Вот только эти две записи – учителя и директора – до прихода в социальную службу составляли мою трудовую книжку.

Очень болезненно и тяжело пережили вместе с коллегами закрытие школы. С коллективом педагогов прожили длинные, важные, насыщенные почти четыре десятка лет. Хочется всех назвать по именам. Мои наставники: Светлана Григорьевна Исакова, Владимир Вениаминович Адамов, Галина Ивановна Галанцева, учителя начальных классов – Капитолина Ивановна Цыпля и уже ушедшие из жизни Валентина Ивановна Савельева и Галина Дмитриевна Гайдукевич. Мои коллеги, с кем начинали делать первые шаги в педагогике и продолжали быть сплоченным коллективом на протяжении многих лет: Галина Тимофеевна Кузьмич, Надежда Федоровна Шредер, Валентина Сергеевна Козлова, Надежда Федоровна Козлова, Елена Александровна Морарь, Татьяна Ивановна Разманова и другие сотрудники. Благодарю всех, с кем прошла по жизни рядом, всех помню и люблю. Мне выпало редкое счастье работать, дружить с интересными и талантливыми людьми.

– Расскажите о своей семье.
– С будущим мужем, Александром Александровичем, отношения получили свое развитие благодаря папе, косвенно, конечно. На первом свидании удивила молодого человека своими знаниями состава футбольных и хоккейных команд. Папа увлекался спортом, болел за нашу сборную и мы вместе с ним у телевизора переживали матчи. В прямом эфире смотрела суперсерию хоккейной сборной 1970-ых годов. Вместе мы с мужем уже 36 лет.

Муж Александр и старшая дочь Ада продолжили дело моей мамы и образовали в нашей семье целую железнодорожную династию. Ада больше 10 лет работает в Сыктывкарской дирекции пассажирских перевозок.

Младшая дочь, Майя, учится в Санкт-Петербурге на продюсерском факультете. Сейчас вышла на финишную прямую, готовит выпускную работу. Сын Александр трагически погиб после окончания третьего курса Новосибирского военного института…

– Сейчас вы трудитесь в социальной сфере, тоже с людьми, детьми, семьями. Как вам помогает ваш опыт педагога?

– Да, с февраля 2016 года я работаю в сфере социальной защиты населения специалистом отделения социальной помощи семье и детям. Заведующая отделением, тогда его возглавляла Людмила Валерьевна Потапова, очертила для меня круг задач, одна из которых работа с замещающими семьями.

Я стала знакомиться с документами по этому направлению работы, читать статьи. Среди них попадались и с православным содержанием. Как с трудными детьми справлялись в православных семьях. И там я прочитала такую фразу: «Родные дети – это Богом данный крест, а усыновленные – это еще и кусочек чужого креста». Когда я пришла на работу, в Усть-Вымском районе было много возвратов детей приемными семьями. Спасибо психологам, особенно Надежде Викторовне Горло, которая правильно ввела меня в работу патронажа семьи.

Первые мои впечатления были очень тяжелые. Это не урок, это не методика преподавания предмета, это жизнь с другой стороны. Я увидела жизнь не со стороны учительского стола, я перешагнула порог в семью своих предполагаемых учеников. Сначала я пережила сильный стресс, с трудом заполняла документы. Для меня было открытием, что ребенок может жить в неблагополучии, где нет условий для учебы, досуга.

В первую очередь, я старалась понять родителей. Я училась правильно вести диалог с семьями, чтобы они поддерживали со мной контакт, доверяли мне, чтобы они не видели во мне чиновника. Я всегда представляюсь сотрудником отделения социальной помощи. Чтобы они мне доверились и рассказали, чем мы можем помочь. Когда человек начинает доверять, он располагается к разговору, и мы видим, какая ситуация в семье, даем конкретные рекомендации в помощи. Если видим положительные изменения ситуации, обязательно хвалим родителей, поддерживаем матерей. Человек должен верить нам – для меня это очень важно.

Мы общаемся не только с родителями, но и с классными руководителями детей. И когда ситуация в семье улучшается, это действительно греет душу.

Есть такие случаи в приемных семьях, когда ребенок узнает, что он неродной. В нем случается перелом, он замыкается, происходит отчуждение. Здесь уже идет социально-педагогическая работа с родителями. В этой ситуации роль специалиста очень велика. Мы рекомендуем родителям не быть назидательными, важно просто разговаривать с ребенком, подержать его за руку, прикоснуться, показать свою любовь и ничего не требовать взамен. В такой ситуации очень жаль родителей. Воспитать не кровного ребенка, отдать ему все силы, любовь и заботу и получить отчуждение, лишиться ответной детской любви и привязанности как к родителю, это очень страшно.

Сейчас работаем по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот. Это тоже очень непростая работа. И здесь первый шаг такой же – дать понять, что нам можно доверять, что с нами можно просто поговорить, а когда возникают вопросы, мы можем посоветовать или решить какие-то проблемы, поддержать психологически человека на его выбранном пути. Ты чувствуешь, что ты наставник, который помогает и делом, и словом подбадривает. Очень приятно, когда люди прощаются с нами с улыбкой на лице. Ты понимаешь, что все делаешь правильно.

– Зоя Владимировна, о чем вы мечтаете в свой юбилей?
– Мое сознание не ощущает эти цифры. Иногда даже забываю, сколько мне лет. Поэтому для меня это не значимые цифры, есть другие важные года, которые мне дороги. А если подумать, то первые мои мечты – о покое, благополучии и долгожительстве моей семьи.

Еще я хочу реализовать мои планы юности: прочитать давно отложенные книги. Недавно слушала передачу – интервью с Денисом Драгунским, сыном писателя Виктора Драгунского, автора известных «Денискиных рассказов». Это потрясающий человек, хочу узнать о нем больше. В заключение своего интервью он сказал такую фразу, которая потрясла меня: «В жизни есть две главные вещи – любовь и литература, потому что литература – это осознание любви, осознание жизни человека на земле». Пока мы читаем, мы развиваемся. Литература – это моя профессия и хобби, и я хочу продолжать ею заниматься.

Мечтаю, чтобы социальная наша семья развивалась. Мечтаю, чтобы технологии не делали людей менее живыми, чтобы живое слово не закрывала экранная картинка. Мечтаю, чтобы у всех знакомых, коллег, соседей, родных все было благополучно. Как можно дальше отодвигалось эхо войны.

Центр социальной защиты населения Усть-Вымского района поздравляет Зою Владимировну с юбилеем! От всей души желаем вам благополучия в доме, здоровья, и пусть каждая ваша мечта исполнится!

ИРИНА ТЫРИНА.
 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих