Рубрики
Учителями славится Россия
30 марта отметила свой 90-летний юбилей Александра Разинкова – труженица тыла, ветеран педагогического труда, неунывающая, энергичная, трудолюбивая женщина, активистка ветеранского движения п.Жешарт.
Трудное военное детство
Александра Григорьевна родилась в Архангельской области, в д.Козьмино, Ленского района, недалеко от с.Яренск, на левом берегу реки Вычегды, в семье колхозников. Детей было пятеро, но одного из них не стало в раннем детстве. В семье Таратиных детям прививались такие качества как трудолюбие, уважение к старшим, доброе отношение к окружающим, любовь к близким, ответственность за порученное дело.
Когда началась Великая Отечественная война, маленькая Саня только окончила первый класс. Этот год в плане учёбы был очень радостным и успешным. Учёба девочке давалась легко. Но школа находилась далеко, в четырёх километрах от дома, и преодолевать это расстояние приходилось нелегко. Поэтому родители отдали Санечку в школу намного позже, когда окрепла физически и могла ходить на учёбу самостоятельно.
Война перевернула жизнь не только взрослых, но и детей. Все мужчины из д.Козьмино были отправлены на фронт. Вместо них работать в колхозе остались женщины, а вместо женщин стали работать дети. При колхозе была создана полеводческая бригада из детей-подростков. В неё вошли и дети Таратиных. Вместе с другими детьми они поливали, окучивали, пололи сорняки, собирали урожай, перебирали картофель и овощи для сдачи в заготконтору. Девушки работали в коровнике доярками: коров нужно было напоить, накормить, почистить, подоить. А юноши ходили за плугом, боронили поле, пасли коров и овец. Все вместе заготавливали сено, выполняли сеноуборочную работу. Зимой мальчики ухаживали за скотиной, работали в лесу на заготовке древесины, а девочки вязали носки и варежки и отправляли их на фронт. Детские руки стали незаменимой рабочей силой. В сентябре, когда начался новый учебный год, все дети с радостью пошли в школу. До обеда учились, а потом до вечера вместе с родителями работали в колхозе. Приходили домой уставшими, и снова работали, выполняли домашние дела. Ведь в своём хозяйстве были коровы, овцы, куры, выращивали картофель, морковь, свеклу. Всё это было большой поддержкой для семьи. Выполняя непосильную работу, ребята не забывали и об учёбе. Все старались учиться добросовестно, несмотря, на, что не хватало ни сил, ни тетрадей, ни учебников. Не было случая, чтобы кто-то прогуливал школу без причины или не выучил уроки. Было очень трудно, но все дети старались. Повзрослевшей Сане учёба давалась легко по всем предметам. Но особенно ей нравились уроки математики. Уже в эти годы она мечтает стать учителем.
Семилетка пройдена!
Послевоенное время продолжало испытывать людей. Жили все очень бедно, ели картошку, грибы, ягоды, крапиву, лебеду. Хорошо ещё скотина была в хозяйстве, но и то не у всех. Одежду и обувь старших детей донашивали младшие. Что могли переделывали, перешивали. Так было и в семье Таратиных. Саня уже в эти годы варила еду, шила одежду, собирала ягоды в лесу. В школе она хорошо училась и была активисткой. Дома почитала родителей, а с братьями и сёстрами жила в дружбе и согласии. Саня росла очень шустрой и трудолюбивой девочкой. Она успешно окончила семь классов. Надо двигаться дальше – выучиться на учителя. Но до этого пришлось два года поработать на маслозаводе, чтобы материально помочь родителям. Работала разнорабочей, но ей понравилось.
Несмотря на юный возраст, Саня обучилась всем деревенским премудростям. А потом снова пошла в школу. С восьмого по десятый классы она училась в п.Слободчиково. Школа находилась далеко от дома, но это девушку не смущало. В этой школе нравилось всё: предметы, учителя, одноклассники, сама школа и директор Павел Васильевич Кондаков. Всё это больше подталкивало к мечте – стать учителем!
Из учительской династии
Учителя в семье Таратиных были с давних времён. Старший брат отца – Амос Таратин, учитель начальных классов, в одно время работал в п.Жешарте, в сельской школе (СОШ №2), директором был тогда Павел Климушев. Старший брат Александры – Василий Таратин учительствовал в с.Яренск, старшая сестра – Мария Таратина (Лиханова) работала учителем в п.Слободчиково. Были учителями и другие родственники. Так что Александре Григорьевне сам Бог велел стать учителем.
Вот и окончена школа! Пора начинать осуществлять мечту. Александра успешно поступает в Сыктывкарский пединститут на физико-математический факультет. Родители и все родственники радовались за неё. Деревенской девочке город Сыктывкар показался таким большим, красивым и многолюдным, что сначала от него она сильно уставала. Городская суетливая жизнь показалась ей чужой, ведь в деревне всё было спокойно и размеренно. Александра долго не могла привыкнуть, как это жить без деревенской работы. Поближе познакомившись с однокурсниками, втянувшись в учебный процесс, Александра становится настоящей студенткой. Её ум и любознательность, дисциплинированность и трудолюбие помогали хорошо учиться и все задания выполнять вовремя. Девушка сразу же вливается в студенческую жизнь: участвует в спортивных соревнованиях, в тематических студенческих вечерах, комсомольских собраниях и субботниках. В свободные вечера вместе с подружками ходили в кино, посещали спектакли драмтеатра, гуляли в парке имени Кирова и по улицам города. Но всегда её тянуло в деревню, в родительский дом. На студенческие каникулы ездила только туда. Успевала помочь родителям по хозяйству и поработать в колхозе.
Учась в институте, Александра представляла свою работу в школе, у неё была масса идей, как создать в своём классе психологический климат, от которого будет зависеть уровень развития и работоспособность детей, как она будет находить с ними общий язык. Больше всего фантазировала о своих уроках, которые в будущем будет давать детям. Богатое творческое воображение и потенциал составляют планы на будущее. Очень хотелось скорее осуществить мечту – стать учителем!
Начало педагогического пути
Пролетели студенческие годы. Диплом на руках. Сказаны напутственные слова преподавателями. Рады родители. Совсем молоденькая учительница, не просто Саня, Шура, Александра, а уже Александра Григорьевна входит в доверенный ей класс и начинает первый свой урок в школе п.Пычим Сыктывдинского района, куда приехала по направлению. Дети были послушными, занимались хорошо. Люди в посёлке были добродушными и приветливыми. Но трудность и стеснение молодой учительницы были в том, что почти всё население говорило на коми языке. С детьми быстро подружилась. Ходила с ними в лыжные походы, участвовала во всех внешкольных мероприятиях. В 5-8 классах преподавала математику, физику, черчение. Техническими средствами обучения школа в эти годы похвастаться не могла, но ребята учились с интересом.
Вскоре Александра Григорьевна выходит замуж. Высокий, красивый, молодой человек, Анатолий увозит девушку к себе на родину в Краснодарский край. Там, в сельской местности, на территории совхоза «Октябрьский» в восьмилетней школе и стала работать Александра Григорьевна. Деревенские ребята были общительными, послушными и учились хорошо. Александра Григорьевна учительскую деятельность умело совмещала с домашней деревенской жизнью. До 1961 года был «южный период» в жизни Александры Григорьевны (так она сама называет).
Вернувшись к истокам
В 1961 году молодая семья переезжает на Севере, в Коми АССР, п.Жешарт. Муж Анатолий Тихонович устраивается работать в заводскую столовую, а Александра Григорьевна – в заводскую школу (СОШ № 1).
С юга семья вернулась, чтобы быть поближе к своим родителям, которые часто болели. Приходилось ездить к ним в д.Козьмино, помогать по хозяйству. Родовое гнездо всегда тянуло к себе, радовало Александру очередной встречей с матерью и отцом. К родителям мужа ездили летом.
Жешарт понравился молодой семейной паре. Александра Григорьевна мечтала жить именно в таком месте, где много больших домов, есть цивилизация и возможность поработать на земле. Вскоре у супругов появился дачный участок, на котором Александра Григорьевна продолжает трудиться. Выращивает овощи, зелень, немного цветов и много ягодных кустарников. Каждый год делает заготовки на зиму. Александра Григорьевна так любит свою дачу, что и зимой посещает ее каждый день.
У Александры Григорьевны с мужем выросли двое детей – дочь Галина и сын Сергей. Галина по образованию повар-кондитер, пекарь, такая же рукодельница как мама, любую работу выполняет творчески. Сын Сергей имеет много высококвалифицированных рабочих специальностей. Работает на Жешартском ЛПК, живет с супругой Аллой Вальтеровной в Жешарте.
Александра Григорьевна рано овдовела, супруг умер от инфаркта. Когда отец умер, дочери было 12 лет, а сыну 10. С того времени дети становятся для мамы опорой и надеждой. Александра Григорьевна вырастила детей в любви, ласке и заботе. Все делала сама, ни от кого не просила помощи, хотя было очень трудно и морально и материально. Александра Григорьевна сама шила и вязала одежду, кое-что перешивала из своей поношенной одежды. На приобретение обуви, пальто и курток приходилось долго копить. Дети никогда не жаловались и не отказывались носить то, что мать им предлагала. Соленья и варенья готовила сама из того что выращивала на даче. Дети всегда поддерживали мать и всегда и во всём помогали ей. Она научила их трудиться на земле и выполнять домашнюю работу, требовала хорошей учёбы и послушания. Взаимопонимание между детьми и матерью существует до сих пор, несмотря на возраст. Галина часто приезжает к матери в дачные сезоны: высаживать, убирать, заготавливать. Каждый день звонит и справляется о ее здоровье. Сергей – помощник во всех хозяйственных делах. Александра Григорьевна вырастила детей совершенно одна, никогда ни на кого не надеялась. Они стали хорошими людьми и в этом заслуга матери. Александра Григорьевна богатая бабушка и прабабушка, у нее трое внуков и семь правнуков. Дай Бог им стать хорошими людьми, такими же нужными, как Александра Григорьевна. Она удивительная, прекрасная, заботливая, добрая бабушка.
Учителем быть почетно
Но вернемся к педагогической деятельности Александры Григорьевны. Как только она стала работать в Заводской школе, жизнь учителя завертелась. Работа в сельской школе очень отличается от работы в школе поселка городского типа. Здесь всё кипит-бурлит, школа большая. Детей много. Классное руководство в 5-м классе радовало и огорчало в том плане, что учеников больше 30. И сегодня многих из них Александра Григорьевна вспоминает по имени и фамилии, рассказывает, какими они были. За пять лет классного руководства она изучила особенности характера каждого ученика. Совместно проводили классные тематические вечера, диспуты, походы, разные беседы и собрания, проводилось много субботников при строительстве школы. На таких мероприятиях дети и учитель лучше понимали и узнавали друг друга. Быть классным руководителем, считает Александра Григорьевна, очень почётно. Хорошо помнит она и учеников из параллельного класса. Там почти весь класс учился на «хорошо» и «отлично».
Честный, добросовестный и многолетний труд Александры Григорьевны всегда оценивало руководство. Этому свидетельствуют благодарности, почетные грамоты и поощрения. Она имеет звание «Ветеран труда», награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». 28 января 2004 года ей присвоено звание «Ветеран Великой Отечественной войны». В домашнем архиве Александры Григорьевны хранится шесть юбилейных медалей Победы в Великой Отечественной войне.
Находясь на заслуженном отдыхе, она по-прежнему занимает активную жизненную позицию, имеет награды за активное участие в общественной жизни п.Жешарт и Усть-Вымского района, Александра Григорьевна неоднократно награждалась благодарностями и грамотами, дипломами и подарками. Много лет она участвовала в художественной самодеятельности дома культуры «Дружба» (хор ветеранов), занималась в кружке рукоделия, активно посещает библиотечные мероприятия и сейчас ещё много читает в Жешартской библиотеке им. Серафима Попова. Вечерами Александра Григорьевна любит вышивать, причём очень многими способами. Сейчас заканчивает вышивку бисером иконы Святого Николая Чудотворца. За какую работу она бы не взялась, всё у нее получается аккуратно и чётко.
Сегодня Александра Григорьевна активно участвует в выставках рукоделия и ярмарках среди ветеранов района и посёлка, бывает на собраниях, конференциях и встречах, оказывает неоценимую помощь Жешартскому совету ветеранов, который гордится тем, что, Александра Григорьевна остается человеком активной жизненной позиции. Огромное ей спасибо!
Удивительно то, что Александра Григорьевна никогда не унывает. Блеск в её глазах никогда не исчезает.
Бывшие ученики написали много теплых и искренних слов в адрес своего учителя Александры Разинковой. Первые её выпускники 1967 года благодарны за уроки математики, которые пригодились им в работе, в решении многих жизненных проблем. От всей души они говорят Александре Григорьевне спасибо, желают крепкого здоровья и только позитивного настроя!
ВЛАДИМИР ПУДОВ, председатель совета ветеранов п.Жешарт.
ЛЮБОВЬ ШЕЛДАГАЕВА, бывшая ученица А.Разинковой.