Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество У истоков фанерного производства

У истоков фанерного производства

19 сентября 2022

Сегодня, накануне Дня работников леса – профессионального праздника тех, кто связал свою судьбу с работой в лесной отрасли, хочу рассказать о людях, стоявших у истоков развития фанерного производства в п.Жешарт.

Своим добросовестным каждодневным трудом они внесли неоценимый вклад в развитие п.Жешарт, Усть-Вымского района и всей Республики Коми. Поколение ныне живущих жителей района должно помнить о них и чтить их память.

Сплавщик от бога

Альберт Алексеевич Борисов родился 1 октября 1946 года в деревне Гамлакост Усть-Вымского района. Детство его нельзя назвать простым, как и у всех послевоенных детей, хотя этот период своей жизни он всегда вспоминал весело и с теплотой.

В деревне приходилось много работать. Альберт помогал отцу, ухаживал за совхозными лошадьми, учился пахать, сеять. Вместе с другими ребятами ходил пешком в Гамскую школу. В десятилетнем возрасте с ним приключилась беда – сломал позвоночник. В течении года лечился в г.Сыктывкаре. В последствии он скрыл этот перелом от медкомиссии, чтобы обязательно попасть в армию. С 1964 по 1967 год служил в Советской армии – в Германии, в танковых частях. 

После службы вернулся в родную деревню. Здесь нашел свою судьбу – Зинаиду Анатольевну. Вместе они решили начать свою трудовую деятельность на фанерном заводе и переехали жить в п. Жешарт. В 1968 году Борисов начал работать в цехе биржи сырья, а уже в 1970 году был назначен сменным мастером рейда. В 1972 году стал старшим мастером рейда. Здесь, в п.Жешарт, в семье Борисовых родилось трое дочерей – Светлана, Ольга и Надежда. Альберт Алексеевич очень любил своих девчушек.

Сплав – это прежде всего тяжелый труд, работа для сильных и выносливых людей. И сейчас выполняется он, в сущности, теми же средствами, что и полвека назад.  Старший мастер рейда Альберт Борисов был сплавщиком «от Бога» – так раньше говорили о людях, одарённых и талантливых. Он знал и умел всё, что делали его сплавщики, был авторитетным руководителем, слово которого на рейде – закон.

Один из эпизодов работы весеннего сплава. Старший мастер Альберт Борисов орал в телефонную трубку кому-то из начальства: «Пятьдесят две тысячи кубометров на отстое… Да капитаны засыпают на ходу, они же работают без подмены… Да сплавщиков не надо. Да, трудно, но своими силами справимся, теми рабочими, что есть…»

Голос у Алексеевича (так с уважением называли рабочие и капитаны своего руководителя) хриплый, он уже сутки безвылазно на воде, лицо покрылось ровным загаром – когда успел? Лихая пора – весенний сплав. Сезон начался. Альберт Борисов отпустил сплавщиков на отдых (наконец-то) и сразу предупредил: «Сбор всем здесь в полвторого ночи. Ночи!» – подчеркнул он. Это значит, в два часа ночи придет очередной плот. Все повторяется. Лихая пора.

Дочери Альберта Алексеевича так вспоминают о своём отце: «Папу мы очень любили и гордились им. Он был очень добрым, заботливым отцом и дедом. Любимым увлечением у нашего папы было чтение. В наших воспоминаниях папа всегда с книжкой в руках. Но работа – в первую очередь, она затягивала его. Он жил работой. Сутками не приходил домой, когда шли плоты на завод. Мы носили ему обеды, так как часто он не мог даже вырваться домой покушать. У нас об отце остались только светлые и добрые воспоминания».

Я это также подтверждаю. Был он и хорошим рассказчиком. Помню, с каким упоением он рассказывал о маршале Жукове, а через день – уже о Бермудском треугольнике.

Капитан-наставник

Павел Федорович Нарыжный приехал в п.Жешарт в 1949 году. Поступил работать на Жешартский фанерный завод. Несколько месяцев работал рабочим в цехе биржи сырья. Затем, как грамотному техническому специалисту, ему доверили первый небольшой катер, приобретённый заводом. Кораблю дали название «Голубь». Вскоре завод для Павла Федоровича стал своим, родным.

Вот что вспоминает о тех годах и об этом замечательном человеке Владимир Николаевич Некрасов: «Мне уже 87 лет. Я прожил долгую и интересную жизнь. За это время встретил много замечательных людей. Безусловно, всех перечислить сегодня невозможно, но некоторые из них глубоко засели в памяти.

Во второй половине сороковых годов прошлого столетия я познакомился с замечательным человеком. Это был Павел Федорович Нарыжный. Знакомство состоялось на берегу реки Вычегда. В то время мы, мальчишки, основное время в летний период проводили на реке: купались, ловили рыбу на удочку, на продольники. Но вот однажды мы увидели белое, красивое судно. Это был катер, приобретенный фанерным заводом. Конечно, нас это чудо заинтересовало. Вскоре мы познакомились и с капитаном этого катера – Павлом Нарыжным. Он оказался общительным человеком, с пониманием отнесся к любопытству мальчишек, рассказал некоторые подробности об этом судне, даже покатал нас на нём. Мы были беспредельно рады. Судно было полностью изготовлено из дерева. Вот с этого катера и началось создание речной флотилии Жешартского фанерного завода, впоследствии комбината.

Дружба с этим замечательным человеком длилась всю нашу жизнь. Павел Федорович никогда не подчеркивал, что он старше нас, умнее и образованнее. Он в совершенстве знал техническую оснастку судов, правила речного судоходства. В создании коллектива судоводителей и речной флотилии фанкомбината есть и его большая заслуга. Флотилия катеров обеспечивала своевременную доставку фанерного сырья на производство.

В то время комбинат обеспечивался сырьем в основном по реке. Объемы поставок доходили до 300 тысяч кубометров. Всю эту массу надо было принять в короткие сроки, а затем также в короткие сроки вывести из Гамской курьи и расставить вдоль берега со стороны поселка. Понятно, что без слаженной организации труда работников рейда – руководителей, мастеров, рабочих, капитанов-механиков и матросов всё это делать было бы сложно. И вот здесь следует отметить особую роль капитана-наставника Павла Нарыжного – его удивительные организаторские способности во всем.

Вот один из таких примеров. Он организовал специальную бригаду по подъему топляка. Известно, что поступающее сплавом березовое сырье в следствие длительного пребывания в воде тонет. Подъем этой утонувшей древесины – большая проблем. В то время еще не было специальных устройств для подъёма топляков. Павел Федорович сконструировал топлякоподъемник: на понтонах установил кран, приобрел специальный захват (грейфер). Таким образом сложная проблема была решена.

В составе заводского флота было семь буксирных катеров. На каждое судно была набрана команда. К навигации готовились задолго до его наступления: проводился профилактический осмотр всех судов, начиная от двигателей, системы управления и гребного узла. Полностью проводилась покраска корпуса катера снаружи и изнутри.  Каждый год к навигации флот был готов. Вся эта подготовительная работа проводилась под руководством Павла Федоровича.

К сожалению, в бурной жизненной текучке мы не всегда замечаем вклад тех или иных людей в решение проблем организации производства, а потом часто забываем про них. А о таких людях надо помнить».

ВЛАДИМИР ПУДОВ.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих