Главная Общество Турцентр – место притяжения романтиков

Турцентр – место притяжения романтиков

8 октября 2021

В городе Микунь четверть века работает Центр детского и юношеского туризма и экскурсий. В канун профессионального праздника мы встретились с педагогом турцентра Ириной Лобановой и побеседовали с ней о новых формах работы, о талантливых педагогах, о том, чем так популярен турцентр среди детей и подростков. 

– Ирина Викторовна, говорят, если человек в чём-то успешен, значит он на своём месте и занят своим делом. Расскажите, как вы пришли к детям, (когда и почему) в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Микунь?
– Была такая ситуация, что туристический центр хотели закрыть. Тогда группа родителей и бывших воспитанников воспрепятствовали этому. Именно в тот момент я и познакомилась с Центром поближе.

Мои старшие дети Алёна и Алексей в то время уже занимались туризмом, а меня стали приглашать в помощь на мероприятия и соревнования. А первого апреля 2011 года я пришла на работу педагогом дополнительного образования и взяла детей 4-5-летнего возраста. Моё объединение называлось «Филипок». Мы играли, творили, учились этикету, показывали кукольные спектакли. В этом мне помогали Соня Логиновская и Даша Коротаева, которым очень хотелось стать вожатыми и это у них получилось!


Сейчас моим «Филипкам» уже по 14-15 лет и они по-прежнему занимаются у меня. Вместе мы побывали на Урале, в Ростове Великом, в Семуково, в Великом Устюге, вместе учились ориентироваться на местности, преодолевать препятствия в лесу, вязать туристские узлы, разжигать костёр в сырую погоду. Эти дети защищают честь Центра на соревнованиях, а их родители всегда и во всём поддерживают своих детей.


– Пользуется ли Центр туризма и экскурсий у школьников популярностью?
– Для многих детей туристический центр стал вторым домом. Ребята приходят сюда не просто на занятия, они дружат между собой, педагог для них – это наставник, с которым можно поделиться проблемами, у которого можно попросить совет. У нас занимается более пятисот человек по пяти направлениям: туристско-краеведческое, социально-педагогическое, художественное, физкультурно-спортивное и естественно-научное. Всем можно найти занятие по душе.


– Интересно, насколько разнообразен выбор предлагаемых занятий?
– Каждый педагог – знаток того предмета, который он даёт детям.
Евгений Александрович Калимов – настоящий профессионал, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму. Оксана Владимировна Феоктистова выросла вместе с турцентром. Она подготовила чемпионов Республики Коми по спортивному ориентированию. Елена Владимировна Исанина – отличный педагог-ориентировщик. Махфират Абдувалиевна Миробидова – профессиональная швея. Обучает детей шитью и секретам домашнего хозяйства. Светлана Викторовна Бобина – журналист, многие её ученики снимают фильмы и пишут заметки в газеты.

В Центре трудятся и молодые педагоги. Виктория Валерьевна Симонова развивает добровольческое движение. Валентина Владимировна Лютоева, много лет проработавшая в Госавтоинспекции, организовала отряды юных инспекторов дорожного движения.

У нашего Центра есть взаимодействие со школами района. Там работают с детьми педагоги-совместители. В Микуни – Наталия Валериевна Свинтозельская, Валентина Валериановна Виноградова, Надежда Владимировна Жаравина, Рамиль Раянович Латыпов; в Усть-Выми – Максим Иванович Макаров; в Жешарте – Ирина Николаевна Касаткина.

В этом году дополнительное образование открыто и для дошкольников. Занятия с ними проводит Наталья Викторовна Короткая.

– Чем лично вы занимаетесь с детьми на занятиях в Центре дополнительного образования?
– Я развиваю два направления: художественное и туристско-краеведческое. Мои дети – победители всероссийских и республиканских конкурсов декоративно-прикладного творчества. А с туристами-краеведами мы изучаем историю родного края, ходим в походы, осваиваем технику спортивного туризма, участвуем в соревнованиях.


– Важнейший показатель качества школьного образования – это оценки учащихся. Как оценивается качество знаний в дополнительном образовании?
– Во всех направлениях нашей образовательной деятельности – это социализация детей.

Например, занятия туризмом развивают в детях такие качества, как упорство, мужество, выносливость, трудолюбие, взаимовыручку, ответственность, любовь и уважение к семье и семейным традициям, а ещё ребята учатся жить в коллективе, осваивают навыки автономного существования в природных условиях. Мы не ставим пятёрки, двойки, тройки, мы говорим: «Ты молодец, сегодня развёл костёр» или отмечаем, как аккуратно сделана поделка. В нашем Центре «красной линией» проходит педагогика сотрудничества. Важен результат. Ребёнок должен научиться чувствовать ответственность за порученное ему дело. Дети у нас раскрывают свои таланты и способности, они становятся увереннее, честнее, коммуникативнее. 


– Дополнительное образование – это не школа. И туризм – это не спорт. Или спорт?
– Туризм – это больше, чем спорт. Здесь нужны не только физическая подготовка, но и сила характера, неимоверное желание покорить вершину. Туризм – это и спорт, и романтика.


– Ирина Викторовна, расскажите о вашем увлечении туризмом, поддерживают ли вас ваши родные?
– Меня с детства родители приучили к путешествиям, научили любить природу. С папой я ходила на рыбалку, с мамой за ягодами. Вместе мы исколесили полстраны. Думаю, что в туризм я попала не случайно. Меня завораживают красоты природы, тянет в экстремальные места, нравится сидеть у костра.

Если бы не поддерживали меня родные, ничего бы не получилось. Вся моя семья ходит в походы.


– У каждого профессионала есть свой учитель-наставник, кумир в профессии, у которого можно постоянно учиться, ориентироваться на его опыт в решении сложных вопросов. У кого учились Вы?
– Для меня таким наставником стал Николай Иванович Гребинча. Он тренировал моих старших детей, туристским навыкам научил и меня. И в поисковую экспедицию «Вахта Памяти» мы попали благодаря Николаю Ивановичу. Всей семьёй стали бойцами республиканского отряда «Северная звезда». С тех пор каждую весну выезжаем в Новгородскую область искать останки солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.


– Какой педагог дополнительного образования востребован: как быть актуальным в современных реалиях?
– Педагог дополнительного образования должен увлечь подростков, заинтересовать их. Только тогда дети будут с большим желанием заниматься в турцентре. Он должен знать возрастную психологию, компьютерные технологии, владеть педагогическими методиками. Бывает такое – приходит к нам человек и говорит: «Я люблю детей и хочу стать педагогом», но в нашей сфере мало любить и хотеть, нужно знать и уметь.


Усть-Вымская земля всегда славилась творческими педагогами. Участие Ирины Лобановой в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» тому доказательство. Целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание, уверенность в себе – это неполный перечень тех качеств, которые позволили Ирине Викторовне достойно представить наш район на конкурсе. Нет сомнения, что педагогический талант и профессионализм  Ирины Викторовны станут залогом ее новых успехов.

 

НАТАЛИЯ ПОПОВА.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих