Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Там, где шумела тайга…

Там, где шумела тайга…

30 июля 2015

Станция Микунь в годы Великой Отечественной войны 1941-1946 годов. (По материалам республиканской газеты «За новый Север» 1941-1946 годов, впоследствии переименованной в «Красное Знамя»)

Война застала нашу республику в самом разгаре огромных по своим масштабам строительных работ. За полтора–два года, несмотря на трудности, вызванные войной, героическим трудом была построена Северо-Печорская железная дорога, прорезавшая всю республику Коми и связавшая богатейший угольный бассейн Печоры с промышленными центрами страны. И Северо-Печорская железнодорожная магистраль обязана своим появлением добычи угля в Воркуте.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

«ЕЩЕ В ГОДЫ Советского государства, в период гражданской войны, когда донбасский уголь и кавказская нефть были в руках врагов Советского Союза, Владимир Ильич Ленин поднимал вопрос о строительстве Северо-Печорской магистрали. По имеющимся данным, уже в конце 1918 года были организованы предварительные изыскания линии Москва – Ухта. С освобождением Украины и Кавказа от белогвардейцев-интервентов страна всё своё внимание обратила на восстановление и развитие угольной промышленности Донбасса и нефтяной промышленности Кавказа. Вопрос о строительстве Северо-Печорской железной дороги был отодвинут на некоторое время».
(«За новый Север» статья «На большой дороге» от 1 января 1946г.)

СЕГОДНЯ МАЛО КТО ЗНАЕТ, кто обнаружил залежи угля в Воркуте. В этой же газете за 3 октября 1943 года в статье «Дела и люди Воркуты» пишется:
«…ТУНДРА, суровый край. Торфяники, болота, кочки, поросшие мхом. Короткое лето…. Только отдельные смельчаки–охотники на песцов и горностаев заходили на эти широты. Так, невзначай, бродя по звериному следу, на берегах речки Воркуты, охотник Попов обнаружил выходы каменного угля. Охота выдалась неудачной. Чтобы не возвращаться с пустыми руками, Попов набил сумку образцами угля. Со случайной оказией отправил их в Москву и стал ждать ответа. Ответ не пришел. Спустя несколько лет в избушку Попова постучали геологи…»

В ХОДЕ РАБОТ стали разбивать узкоколейную дорогу к новой пристани на Усе. Но реки открыты для навигации всего 2-3 месяца. Остальное время обмелевают и покрываются льдом. Значит, был необходим круглогодично действующий транспорт.

28 октября 1937 года Совнаркомом Союза ССР было принято историческое для Коми республики решение – построить железнодорожную магистраль от Котласа до Воркуты, через пункты: Котлас, Княжпогост, Ухта, Кожва, Воркута.

14 мая 1937 года на берегу реки Вымь у Княжпогоста прозвучал паровозный гудок. С великой радостью местные люди встретили это событие.

Доставленный баржей паровоз возвестил начало строительства железнодорожной магистрали Котлас – Воркута.
Менее чем за три года было уложено свыше 1000 километров пути.

Дорога требовала много людей. И вот вчерашние охотники и пахари пошли учиться ремеслу. Росла дорога, росли и местные кадры железнодорожников. Уже в 1943 году только по отделению движения работало 83 человека, в 1944-м – 109 человек, в 1945-м – 142 человека, в 1946-м – 160 человек.

«...БЫВШИЙ ЛЕСОРУБ Дмитрий Александрович Челпанов, уроженец, деревни Вездино, Айкинского сельсовета, вырос от помощника дежурного по станции до инженера.

Коми комсомольцы, ставшие затем членами партии: А.И.Ладанова, У.В.Кетова, А.П.Чикарина, А.В.Попов, Г.А Лыткин, С.И.Подоров, С.И.Елисеев, первыми научились водить локомотивы, стали отличными мастерами своего дела».
(«За новый Север» от 2 августа 1946г.)

К ТОМУ ЖЕ В ЭТОЙ ГАЗЕТЕ от 21 сентября 1943 года уже писалось, что Ладанова и Чикарина работали вместе в одной бригаде:
«На стройке стали водителями паровозов комсомолки коми. Так создалась женская комсомольская бригада машиниста Ладановой Анны Ивановны, награжденной Правительственным орденом Трудового Красного знамени. Ее помощник т. Чикарина Анна Петровна, тоже награждена медалью «За трудовую доблесть». Бригада, работая на пригородном поезде, добилась хороших результатов. Поезд ходит строго по графику, состояние паровоза отличное…»

В ходе строительства железной дороги родились поселки Черемуха, Шежам, Микунь, Железнодорожный, Иоссер, Ижма, Донаель, десятки станций.

Первоначально в 1939 и в 1940 годах были сооружены временные, свайно-ледяные и кряжевые мосты через большие реки, которые дали возможность организации сквозного движения.

29 декабря 1940 года из Котласа в Кожву прибыл первый пассажирский поезд.

День открытия этого участка стал праздником для трудящихся Коми республики.

Кроме того, по страницам газеты, известно: «…В декабрьскую зиму 1941г. по нашей магистрали промчался первый эшелон воркутинских углей…». Но есть данные, что он так и не дошел до Ленинграда и был отправлен на Москву.

Участок линии Кожва – Воркута достраивался уже в годы войны. И в 1942 году дорога была сдана в эксплуатацию.

СТАНЦИЯ МИКУНЬ

В АВГУСТЕ 1943 ГОДА горняки Воркуты отправили в подарок Ленинграду 10 эшелонов угля, добытого сверх плана. Ленградцы радушно приняли делегацию горняков и горячо поблагодарили за подарок.
Что касается станции Микунь, то о ней материал встретился в номере №27 от 5 февраля 1946 года. и посвящена целая полоса. Итак, давайте посмотрим, что же там говорится.

«НА СЕВЕРО-ПЕЧОРСКОЙ МАГИСТРАЛИ между Жешартом и Княжпогостом есть станция Микунь. Здесь пассажирские поезда останавливаются всего лишь на десять минут, а эшелоны с углем пробегают, не уменьшая скорости.

Еще несколько лет назад на этом месте стояла глухая тайга. Старожилы рассказывают, что здесь они били медведя. Теперь в Микуни железнодорожная станция, рабочий поселок, имеющий более десяти двухэтажных домов, среднюю школу, железнодорожное училище, амбулаторию. В поселке более 1300 жителей.

Уже видны контуры большой Микуни – важного узла Печорской магистрали. Строятся депо, большой дом связи, механическая мастерская. Рядом со станцией расположен завод домостроения, который только за один прошлый год дал продукции на 2.000.000 рублей.

…Железнодорожники и строители, каменщики и плотники готовятся ко дню выборов, как к большому празднику. Они стремятся отметить этот день новыми производственными успехами. Стрелочницы Евдокия Конанова и Зоя Туркина по–лунински ухаживают за своими стрелками. Токарь т.Лихтенгауз и станочница Вера Смирнова каждый день выполняют свои нормы на 200 и больше процентов. Клавдия Полещикова, уроженка Сереговского сельсовета, до войны окончила курсы дежурных по станции, а теперь руководит станцией Микунь. Комсомолка Аля Саволайнен пришла на завод чернорабочей, теперь она бригадир комсомольско-молодежной бригады.
10 февраля 1946 года, в день выборов Верховного Совета СССР, к избирательным урнам впервые придут молодые избиратели – лучшие работницы дистанции пути, бывшие воспитанницы Айкинской школы ФЗО Якимова М., Петракова Г., которые работают путеобходчицами. Свои участки они всегда держат в отличном состоянии, за что награждены значками «Почетный железнодорожник» и «Отличный путеец».

(«За новый Север» от 5 февраля 1946г.)

О КЛАВДИИ ПОЛЕЩИКОВОЙ, в то время начальнике станции Микунь, на этой же странице написана статья. В 1939 году Усть–Вымский райком комсомола предложил ей поехать в Княжпогост на курсы дежурных по станции. Оттуда в тот год начали строить железную дорогу до Ухты. Она согласилась, там она впервые увидела паровоз. Затем работала на станции Весляна дежурной. В Микунь она прибыла в 1942 году. Ей было не больше 20 лет. С небольшим чемоданом в железнодорожной форме на перрон сошла девушка. Её взору предстало незаконченное здание станции, типичное для всей новой дороги, два-три барака за ней, а дальше – нетронутый лес. Вот и все что она увидела здесь в 1942 году.

ТАКЖЕ ЗДЕСЬ статья начальника завода домостроения В.Золотарева под названием «Сто домов Микуньского завода домостроения». Микуньский стройзавод был создан в годы Великой Отечественной войны. В этой статье говорится, что в 1946 году с конвейера сошел сотый дом. За свою короткую историю коллектив завода дал Северо–Печорской магистрали путевые казармы, двухквартирные жилые дома, станционные здания, бани. Завод начал свою деятельность с выполнения небольшой программы – две стандартных путевых казармы в месяц. Это было в конце 1944 года, а летом 1945-го он выпускал уже 10-12 путевых казарм. Коллектив завода уверенно набирал силу и становился передовым на строительстве. В течение 1945 года он дважды завоевывал переходящее Красное знамя Коми Совнаркома и Обкома ВКП(б) и в течение полугода держал первенство по строительству.

В 1946 году Микуньское железнодорожное училище выпустило новых специалистов: дежурных по станции и слесарей-паровозников – всего 43 человека. Многие из них получили похвальные грамоты. Молодые железнодорожники были направлены на станции Северо–Печорской магистрали.

Работники дистанции пути и станции организовали кружок самодеятельности и уже дали несколько концертов для избирателей. Среди рабочих были часты соцсоревнования, которые приводили к отличным показателям.
Так развивалась станция Микунь: от непроходимой тайги до станции.

КСЕНИЯ ВАСИЛЬЕВА,
заведующая Микуньским филиалом
«Музей истории города Микунь». 

Комментарии (4)

Гость
30.07.2015 в 14:01

опечатка под фотографией, правильно: из Котласа в Кожву.

Гость
31.07.2015 в 06:04

"...Уже видны контуры большой Микуни..."
"Микунь" - женского рода!

Гость
31.07.2015 в 13:35

так видно же, что это цитата и взято из источника. в цитируемом тексте с ссылкой на источник исправления не допускаются.

Гость
12.02.2024 в 10:13

Придут поезда на станцию микунь
И оттуда уже кто куда
Под ухты вывозили, блатных всех и свиту
А буйноголовых ждёт воркута


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих