Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество Такая нужная служба - социальная

Такая нужная служба - социальная

3 ноября 2014

Так устроен мир: детство пролетает мгновенно, молодость быстротечна, зрелость нетороплива, старость приходит внезапно и навсегда. Часто бывает, что человек остаётся с ней одни на один, волею судьбы оторванный от всех родственников. У каждого своя судьба, но человек – существо общественное, и если нравственное состояние общества высоко, то ни дети, ни старики не остаются в нём без присмотра. Этой проблемой в нашей республике решили всерьёз заняться ещё в 80-х годах прошлого века. В качестве эксперимента было предложено открыть отделения социальной помощи на дому для инвалидов и престарелых при районных структурах социального обеспечения. В феврале 1988 года такой отдел начал работать и в Усть-Вымском районе, а в сентябре необходимо было открыть и второй. Потребовался хороший, энергичный руководитель, которым стала молодая, ответственная женщина с жизнерадостным характером и организаторскими способностями Ангелина СКИРЕНЕ.

Ангелина – значит Ангел

Ангелина вышла из семьи, где было четверо детей. Она – третья девочка в семье Поповых. Мама и папа были чистокровными коми, как и бабушка с дедушкой. Дети умели говорить как на русском, так и на своём родном языке. Мать и отец делали всё, чтобы девочки, а были они все умницы и красавицы, не чувствовали себя обделёнными ни в чём. Но надо отдать должное и девчушкам. Жизнь в селе связана с массой жизненно важных дел в любое время года: весной – с лопатами в огороде, летом – на сенокос или за мотыгу. Корова, кролики, куры, плантация картошки… – семья немалая! Вода – в колодце, дрова – во дворе. Всех напоить, накормить, бельё постирать, всё привести в порядок – и так каждый день. Но учились хорошо, отличались самостоятельностью.

Ангелина, как и все, прошла путь от октябрёнка до комсомолки и заведовала в школе культмассовым сектором. В её обязанности входила организация праздников, торжеств, концертов, так что скучать ей не приходилось.

По окончании школы у Гели была идея поступить в Сыктывкарский университет на историко-филологический факультет, но не хватило… желания. И на следующий год она сделала правильный выбор: поступила в Сыктывкарское культурно-просветительское училище на отделение режиссуры и окончила учёбу с красным дипломом.

И вот дипломированный специалист влился в дружный коллектив Айкинского дома культуры. С её приходом дом культуры будто встрепенулся. Режиссёр Ангелина создала отличную артистическую группу народного театра.

Началось время интереснейших, в чём-то авангардных постановок. Уж тридцать лет минуло с тех пор, но жители Айкино – и участники спектакля, и зрители – с благодарностью вспоминают оригинальное прочтение и постановку на сцене поэмы Александра Блока «Двенадцать».

Работа на одном месте была ей, однако, тесна, и Ангелина вскоре стала методистом агитбригады. Вот это было по ней! Искромётность, мобильность, часто экспромт, злободневность тем – всё это не давало засидеться ни артистам, ни режиссёру. Крылатая бригада «летала» по полям и сенокосам, выступая перед тружениками села и работниками леса. В Лыаты в те времена находилась база для агитбригад, где они могли собираться на семинары, творческие встречи, совместные подготовки новых программ. Молодёжи было чем заняться во времена СССР. Активистку, разумеется, без внимания не оставляли.

Чуть не сразу по возвращении с учёбы девушку заметил очень хороший парень, и вскоре в селе появилась новая семья. В 1983 году родилась доченька Яна, а в 1986 – сын Игорь. С переездом на место жительства в Микунь поднимать культуру на селе становилось трудно. И тем не менее, она согласилась занять пост директора Айкинского дома культуры, взяв на себя и административные, и хозяйственные обязанности, и при этом оставаться человеком, преданным своему делу: сама лично занималась открытием кружков и секций, проводила меро-приятия и концерты. В те времена жилось весело: каждая организация считала своим долгом выступить перед согражданами в день своего профессионального праздника или поучаствовать в концертах к Новому году и 8 Марта, к 1 мая, 7 ноября и 23 февраля, а на фестиваль молодёжи готовился, как правило, грандиозный концерт. Пели, танцевали, исполняли музыку и стихи все – от мала до велика. Однако с двумя детками всё же такая ненормированная по времени работа была затруднительна. Добрый, хозяйственный муж выручал супругу – и с детьми занимался, и огород содержал, и родителей не оставлял без внимания. Повезло Ангелине с мужем!

Новая служба: как всё начиналось

Но вот прозвенел звоночек.

«Требуется хороший организатор. Новое, не паханное поле деятельности. Весь опыт общения и руководства людьми, все опробованные на практике психологические приёмы – всё может пригодиться, Ангелина, - советовала ей мудрая подружка.

И шутливо добавляла: «А наладить среди стариков и старушек концертную деятельность тебе никто не запретит!»

Но, приступив к новым обязанностям, Ангелина поняла, что теперь ей будет не до шуток. По крайней мере, в первое время. Предстояло побывать во всех деревнях, посёлках и сёлах района, чтобы выявить всех, кто нуждается в социальной помощи. Сельсоветы и советы ветеранов очень помогали в этом, но во всём нужно было удостовериться. И началось! Не считаясь со временем, с погодой и усталостью, в рабочих поездах ни свет, ни заря, на попутных машинах – бензовозах, лесовозах, на паромах… Айкино, Усть-Вымь, Микунь, Чёрный Яр, вся Коквицкая «гора» с её 15 деревушками, весь правый берег Вычегды вниз от Айкино с его бессчётными населёнными пунктами; Жешарт – посёлок и деревня, Лесобаза, Донаель, Межег и Мадмас, куда проще было попасть поездом, так как дорог тогда не было – одни направления…

Ангелина Евгеньевна вспоминает: «Однажды зимой после тяжёлого рабочего дня в Мадмасе я бежала с кипой документов к рабочему поезду, который вот-вот должен был отойти. А стоял поезд на четвёртом пути. Никакой платформы, разумеется, там нет. Подбегаю к вагону, а нижняя ступенька подножки мне аккурат по подбородок! Я так и сяк пытаюсь схватиться за поручни и подтянуться... В окно на меня долго смотрел какой-то мужчина.

Наконец он вышел в тамбур и одним рывком втащил меня наверх и так назидательно говорит: «С таким ростом нечего по командировкам кататься!» Вот такие порой приходилось выслушивать комментарии!..»
Знал бы тот дядечка, кого отчитывает, пожалел бы ироничных слов. Всякий может попасть в незавидное положение инвалида или старика, живущего вдали от родных. И тогда крик о помощи услышат именно работники социальной поддержки.

Именно их и собирала под своё крыло Ангелина Скирене. Но ещё труднее было набрать социальных работников. Ведь не всякий согласится за весьма скромную плату ухаживать за больными и немощными старушками и стариками, отличающимися порой непростым нравом в силу своего возраста и болезней. Тут и полы помыть, и постирать, и в магазин, и в аптеку, и приготовить пищу, и покормить, опять же к доктору сводить, заплатить за квартиру… А поговорить?! Кто выслушает миллион претензий к правительству, родне и к жизни в целом? За каждого «клиента» соцработнику – в то время было положено 10 рублей 80 копеек в месяц… И сколько их нужно было взять на себя, чтобы прокормить семью?..

Любовь к своему делу

А потом началась лихая пора 90-х. Но как ни покажется странным, именно в эти смутные годы в республике начали открываться дома-интернаты, больницы, куда стало возможным определять нуждающихся в постоянном уходе людей. Ангелина делится воспоминаниями:

«Опять возникла необходимость пересмотреть документы наших подопечных. В этом нам помогали врачи-терапевты Татьяна Васильевна Лодыгина и Лариса Витальевна Харина. Кому, как не им, знать всё о здоровье своих пациентов? До этого в республике был всего один доступный нам дом-интернат в Сыктывкаре, и очередь в него стояла годами. А в 90-х у нас открылся 48-квартирный дом ветеранов «Доброта» в Айкино, в Усть-Выми – дом ветеранов «Рябинушка», в Кожмудоре – жилой дом «Родничок» на 16 квартир».

Вот тогда настала пора подумать и о высшем образовании. Ангелина поступила в академию государственной службы в Сыктывкаре и в 1997 году окончила её с дипломом по специальности «менеджер государственного муниципального управления». А так как дело своё Скирене знала изнутри и досконально, то пошёл и служебный рост. В 2001 году она стала директором комплексного центра социального обслуживания населения, до этого проработав в нём заведующей отделом 13 лет.

«С 2009 года мы стали называться Центром социальной защиты населения Усть-Вымского района, и меня назначили заместителем директора и заведующей территориальным центром. К сожалению, в 2005 году наш дом ветеранов перестал существовать. На волне популярности наши квартиры были приватизированы, а затем проданы – порой даже не родственникам людей, что проживали в этом доме, – Ангелина с грустью посмотрела в окно. – Конечно, жаль видеть, как пропадает твоё детище, с таким трудом взращенное в самые тяжёлые для страны годы для самой незащищённой категории людей. Но мы не остались без поддержки. Открылся дом-интернат общего профиля в Нижнем Одесе. Там принимают наших инвалидов и ветеранов».

Увы, законодательство меняется с самого начала 21 века. И та помощь, которая раньше оказывалась бесплатно или стоила немного, теперь должна оплачиваться в зависимости от того, насколько хорошо (или плохо) обеспечен пенсионер или вся семья, в которой он проживает. «Нам бывает трудно объяснить своим подопечным, а их в Усть-Вымском районе числится 487, за что и как начисляется плата, - продолжает Ангелина, - но таков наш долг: доводить эти сведения до сознания человека, не оставлять его в неведении».

«А как поживает ваша семья?»

«У меня уже трое внуков, - оживилась Ангелина Евгеньевна. - Две девочки и мальчик. Муж замечательный, любитель дачи. А я нет. Наверно, я своё поле «вспахала» ещё в детстве и теперь люблю только цветы...»

Я спросила, любит ли Ангелина Евгеньевна свою работу. Она в удивлении обернулась ко мне:
« А как же?!» И добавила: «Если бы не любила, могла бы случиться беда! Однажды, будучи в отпуске, я решила проведать коллег и пообщаться с жильцами – так соскучилась по ним! Вошла в коридор и тут же почувствовала запах дыма. Недолго думая, я тут же вызвала пожарных, подняла всех на ноги, мы с работниками кинулись по этажам и вывели всех жильцов. Пожарные приехали и помогли выбраться с верхнего этажа одной больной старой бабушке – её спустили в окно на ремнях. Никто не пострадал, пожар потушили очень быстро. А если бы я не любила свою работу?!»

Вот тот стержень, на котором держится судьба человека – это любовь к своему делу и любовь к тем, с кем ты работаешь и ради кого живёшь.

НАТАЛЬЯ САВЕЛЬЕВА. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих