Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Главная Общество Соль веков, соль земли…

Соль веков, соль земли…

28 августа 2024

Соль – это «нефть» средних веков и вообще периода, когда было только два способа сохранить продукт – заморозить или засолить.

Паром через реку Вымь в селе Серегово, фото 1960-х годов

А ЗНАЧИТ – вопрос о соли был вопросом продовольственной безопасности и благополучия, вопросом спасения от голода.

Главная версия происхождения слова «варяги» – от «варницы», то есть те, кто у варниц. А варниц чего? Правильно – соли!

Путь из варяг – в греки, то есть с севера Руси к Чёрному морю – это торговый путь от промыслов соли к югу, который в соляной консервации продуктов нуждался гораздо больше, чем Север.
Соль – это серьезный товар. Не менее серьезный, чем зерно или удобрения (смотрите, как спорят сегодня из-за калийных и аммиачных удобрений олигархи и правительства стран юга).

Дружины варягов – это ЧВК средневековья. Дружины были настолько сильными и мощными, что именно они и сформировали первые группы князей и бояр. Власть вышла из варягов.

Серегово и его соляные промыслы, согласно документам, известны нам с 1583 года. Но это уже промыслы, отраженные в государственных документах. Нет никаких сомнений в том, что сереговская соль была добываема лет на 100 раньше. То есть она добывалась кустарным способом для простых крестьянских нужд. И, как знать, возможно, и во времена Стефана Пермского, то есть и за 200 лет до промышленного освоения.

Во времена Анны Иоановны (1730-1740 годы) и чуть позже – вплоть до окончания правления Екатерины Великой, объемы поставляемой в Москву серёговской соли были столь велики, что в некоторые годы составляли треть(!) от всей соли империи. Соли Камские и Соли Вычегодские порою отчитывались объемами не своими, а добытыми в Серегово. Известны два скандала на эту тему между купцами и московскими госзакупщиками. (Только задуматься – треть соли империи! То есть в мощах святых от 18 века и позже есть крупицы соли Серегово!).

В СВЯЗИ С ТЕМОЙ серёговской соли вспомнился и промысел, который сегодня в Коми удивительно забыт. Хотя мог бы вполне себе быть оживлен малыми инвестициями (стартапы в интернете есть с прекрасными расчетами). Что это за промысел? Это углежёгные ямы.

Для варниц Серегово требовалось много дров. Причем круглогодично. От Усть-Выми до Кылтово и вверх по Выми до Половников лес был поделен на делянки с так называемым «годовым оборотом». То есть гектары леса, которые шли на дрова строго в определенный год с цикличностью в 22-25 лет.

Всё верно – 22-25 лет – это период, за который береза вырастает во вполне себе дрова. Ни сосна, ни ель, ни другие деревья за такой короткий период быстро не вырастут. Доставка дров осуществлялась с плечом вывоза всего одного светового дня даже зимой, т.е. тогда, когда день короткий.

Если есть дрова, тогда зачем древесный уголь?

Ну, во-первых, для кузниц, а, во-вторых, и для варниц тоже. Это только непосвященному кажется, что топи себе дровами и топи. Но в том-то и дело, что случались консистенции растворов разной степени плотности, случались ситуации, когда взрывались печи, резко падала температура. Много чего могло случаться. Тогда, чтобы не терять объемы от остывания и чтобы не портить окрестные почвы большими отвалами «горького рассола», солевары были вынуждено поддерживать температуру в экстремальных ситуациях «дежурным древесным углем». Он всегда был в некотором запасе, т.к. он гораздо более энергоемок и горюч, а значит за короткое время способен быстро выровнять температуру.

В конце 19 века появляются на Вычегде и на Выми первые пароходы. Давайте зададимся вопросом – сколько же места на пароходах занимали бы дрова? То есть – сколько полезной загрузки уходило под самообслуживание? Уголь экономил место раза в три-четыре.

Вдоль рек от Турьи на Выми до Сольвычегодска по берегам рек археологи натыкаются на углубления, которые можно перепутать с могильными или построечными углублениями. Иногда даже местные жители такие ямы считают чудь-гу, полагая, что это места самозахоронений легендарного племени чудь. Но на самом деле… Да-да, это углежёгные ямы, в которых по всему маршруту пароходов, вытапливался древесный уголь. Конечно, он был качества «так себе», но в любом случае он был легче и компактнее при погрузках на пароходы и энергетично эффективнее, чем просто дрова.

Технологию выжигания в ямах я уж описывать не буду. Желающие могут найти в интернете или поспрашивать у древних стариков. Добавлю только, что побочным продуктом этого народного промысла были смолы и дёготь, которые шли на смазки телег, на смоление лодок и прочие хозяйственные нужды.

ГРИГОРИЙ СПИЧАК, писатель, публицист.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих