Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Сельскохозяйственный интернационал

Сельскохозяйственный интернационал

9 октября 2020

Сегодня известно 11 основных центров происхождения культурных растений на Земле и народы в течение всего исторического периода своего развития щедро обменивались друг с другом сельскохозяйственными культурами и агротехникой их выращивания.

Не обошли эти процессы стороной и наш северный Коми край. Находясь на окраине огромной Российской империи, сюда крайне медленно проникали новшества, в том числе и агротехнические. Лишь вначале ХХ века в Коми начали появляться новые сельскохозяйственные культуры и внедряться прогрессивные агротехнические приёмы.

Помню в детстве, когда у бабушки Анны Ивановны собирались подруги и начинали вспоминать о своей жизни, а мне нравилось их слушать и задавать вопросы, речь зашла о том, как и когда у нас начали внедряться новые культуры. Во время Первой мировой войны один из жителей д.Вездино, находясь в рядах Российской армии, попал в плен к немцам и его отправили работать в одно из фермерских хозяйств. Там он узнал о новых, неизвестных в Коми культурах – моркови, огурце, томатах, научился их выращивать и получать семена. Вернувшись домой из плена, он начал выращивать эти культуры уже здесь. Самый любопытный народ у нас дети и как-то подростки сорвали морковку у этого вёздинца, угостили бабушку. «Попробовала, мне не понравилось и морковку я закопала на огороде» – вспоминала она. А сейчас морковь у нас – одна из основных овощных культур, очень ценная для здорового питания человека.

Запомнился ещё один разговор пожилых женщин: «Это сейчас у нас картошка – главная культура на огородах. А раньше, до начала Великой Отечественной войны, её в коми деревнях и сёлах выращивали совсем немного. Притом мы не знали, что её надо окучивать. Как-то послали женщин уже во время войны от колхоза в п.Казлук, где жили ссыльные или эвакуированные из России или Украины, уже не помним. Там впервые увидели, что картошка на огородах у них очень высоко окучена. Окучивать картошку начали и мы, урожаи сразу возросла. А вот то, что у нас наступают морозы уже в конце октября, жители Казлука не знали. Весь собранный урожай у них замёрз, замороженную картошку они выкинули. Мы попросили в колхозе несколько саней и привезли замороженную картошку в деревню, распределили по семьям. Замороженную картошку натирали на тёрке, полученную картофельную кашу промывали водой, так мы получали крахмал. Вся деревня неделю пахла замороженной картошкой».

Рассвет и кризис

Рассвет сельского хозяйства в Коми пришёлся на 1970-1980-е годы, когда в село начали поступать современная для того периода техника, семенной материал, на высоте было племенное дело. Только в совхозах района, без частного сектора, содержалось порядка девяти тысяч голов крупного рогатого скота. Работники животноводства и полеводства – доярки и механизаторы, добивались высоких производственных результатов, хотя часто приходилось работать в очень тяжёлых условиях.

В летний период часть коров обычно переводили поближе к пастбищам – в так называемые летние лагеря. Дояркам приходилось утром и вечером ходить или даже переплавляться через Вычегду на дойки, женщины часто привлекались к косьбе неудобий – косили косой-горбушей вручную, затем сушили траву, переворачивая граблями, вручную вытаскивали копны к стогам. Работа очень тяжёлая, но никто не унывал.

Всё пошло крахом с началом так называемой перестройки – не просчитанной, непродуманной. Налаженная система хозяйствования стала рушиться на глазах – стал вырезаться скот, начались закрываться и разбираться фермы, на полях вместо посадок картофеля и однолетних трав обильно разросся борщевик.

Многонациональное фермерство

В ХХI веке в замен крупным государственным сельскохозяйственным предприятиям стали приходить крестьянско-фермерские хозяйства. Несмотря на тяжёлый труд и невысокие доходы, в сельскохозяйственное производство потянулись не только коренные жители, но и представители южных народов, кто волею судеб оказался в нашем северном крае. Это братья-молдаване Морарь Иван и Сергей Фомовичи в Айкино, супруги-азербайджанцы Араз и Соня Набиевы в Усть-Выми, грузины Емзари Дарсалия и Гиорги Джалагониа в Окваде и Чёрном Яре, Важа Джалагания в Микуни, армянин Армен Броян в Арабачи.

С юга на суровый Север

Последним свои силы в сельском хозяйстве решил попробовать Армен Артюшович Броян. Родился Армен 22 апреля 1969 года в селе Сатха Богдановского района Грузии. У его родителей – Артюша Спиридоновича и Изольды Андраниковной было два сына – Армен и Айк, и дочь Сейда.

«У нас в селе никогда не поднимали вопросов национальности, кто ты, – армянин, русский, грузин – вспоминает детство и юность Армен Артюшович. – Представители всех народов жили между собой дружно, дети играли вместе. Сейчас многое изменилось – молодёжь в селе, как и в Коми, почти не остаётся. В Сатхе живут в основном пожилые люди – те же армяне, русские-староверы, грузины. Там же живёт и моя мама, брат мамы. Ездим к ним в гости».

Отец Армена – Артюш Броян, работал бригадиром в колхозе, а в 1974 году поехал на Север, на стройку – строители-армяне тогда часто ездили по просторам страны, работали на возведении промышленных и сельскохозяйственных объектов, школ, детских садов, жилых домов.

Старший Броян так и осел в Коми крае, в п.Донаель Усть-Вымского района. Затем к отцу перебрался старший сын Айк, работал строителем, затем участковым уполномоченным милиции в п.Жешарт, а позже возглавлял поселковое отделение милиции.

Изольда Андраниковна разрывалась на два дома – жила то в Грузии, то в Коми. Армен приехал в Коми АССР в 1984 году, сперва жил с родителями и сестрой в Донаеле, затем перебрался в Мадмас, где работал строителем на возведении жилых домов, школы. В 1987 году Армена призвали в Советскую Армию, служил в Белоруссии в ракетных войсках. В 1989 году, когда приезжал в отпуск, на родине женился на армянке Гаяне Рафиковне.

После службы в армии в 1990 году Армен переехал в г.Микунь, устроился в батальон охраны, где служил до 1996 года, пока воинскую часть не расформировали. Решили заняться торговлей – открыли магазин в Микуни в посёлке Водораздельный (как в Микуни говорят – за линией). Торговлей занимались с 1996 по 2005 год. За этот период основная часть населения посёлка переехала в непосредственно в г.Микунь или уехала в другие регионы России.

Армен решил попробовать себя в другом деле – ремонте автомашин. Выкупил здание старой котельной в Айкино, отремонтировал его, установил необходимое оборудование. От клиентов не было отбоя, но, к сожалению, российское налоговое законодательство таково, что не делает кому-либо скидок. Проработав в 2005 по 2019 год, занимаясь ремонтом автомашин, пришлось закрыться.

Возвращение в село

Мысли заняться сельскохозяйственным производством у Армена Брояна возникали уже давно. И рядом с селом Айкино, где он на берегу реки Вычегды начал строить жилой дом, находятся помимо малых две большие деревни – Вездино и Арабач, вокруг которых ещё сохранились обширные сельскохозяйственные угодья.

В Вездино от былых сельскохозяйственных объектов ничего уже не сохранилось, а вот в Арабачи ещё стоит здание старой фермы 1970 года постройки, а рядом – развалины так и недостроенной новой фермы. Честно говоря, взяться за восстановление фермы, где смело можно снимать любой фильм про войну, добавив спецэффектов, может не каждый. Но Армен Артюшович решился, в 2018 году выкупил ферму, перекрыл кровлю, начал восстановительные работы внутри здания.

В здании этой фермы мне довелось побывать несколько раз. Первый визит в качестве начинающего журналиста состоялся в 1990 году вместе с Леонидом Степановичем Огнёвым, одним из опытнейших журналистов районной газеты. Зайдя в здание фермы, где завершалась утренняя дойка, он поздоровался с доярками: «Бур асыв, дона коми аньяс! Кыдзи оланныд-выланныд, уна\ й\в лысьтанныд\» Тогда на ферме содержалось порядка 200 голов крупного рогатого скота. Потом посещал ферму, когда рядом строилась новое здание, но запустить его в производство так и не удалось. Потом постепенно пришла разруха.

На вопрос: «Как вы решились взяться за такое трудное дело – восстановление запущенного здания и молочного производства?», Армен Броян ответил: «Работы я никогда не боялся, да и родные – жена, сын, дочь поддержали. Жена из молока делает сыр, масло, творог, которую покупают друзья и знакомые. Сын Андраник помогает в свободное от работы время. Дочь Изольда, она же – директор, ведёт всю документацию. Техникой часто помогает предприниматель из Микуни Артём Васильев (в день посещения фермы его экскаватор как раз прокапывал траншею для отвода воды от фермы).

Составили бизнес-план, который поддержали в Минсельхозе республики и оказали финансовую помощь в размере 3 млн рублей, добавили своих 1.5 млн рублей. На эти деньги выкупили здание, приобрели сельхозтехнику, 24 племенные коровы холмогорской породы. Вместе с молодняком сейчас у нас 50 голов КРС. Работают на ферме две доярки из Гама и пастух из Арабачи.

Приобрели кормозаготовительный комплекс. Со временем планируем построить гараж и здание новой фермы».

Армен Артюшович с перспективой смотрит на жизнь. Выросший и проживший значительную часть жизни в сельской местности, ему небезразлична и судьба коми деревни. «Не так уж у нас всё плохо, чтобы полностью забрасывать село, – считает он. – Есть сельскохозяйственные угодья: сенокосы, пастбища, пашня. Когда-то коми крестьяне вручную расчищали от леса новые земли, жили и работали на ней с верой в будущее. Возможно, наступит ещё время, когда молодёжь вновь будет оставаться в селе, работать на земле, сохраняя традиции предков».

А пока у Армена Брояна каждый день заполнен трудом, без выходных и отпусков, без скидок на самочувствие. Но он очень терпеливый и упрямый человек, хоть и сильно уставший от всех этих земных забот.

Пожелаем же ему и всем его коллегам удачи и успехов в очень трудном деле – производстве сельскохозяйственной продукции. Низкий поклон всем, кто трудится на земле, фермах, предприятиях пищевой промышленности.

АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих