

Рубрики


Россия – лесная держава
Российская Федерация – одна из крупнейших лесных держав мира. По показателям обеспеченности лесом мы уступаем лишь Бразилии.
Инна Януш, Владимир Лабыцын и Нина Чернявская (слева направо)
Леса в нашей стране занимают 46% территории. Мы обладаем 20% лесопокрытой площади мира и 16% мировых запасов древесины. Ежегодно на территории нашей страны лесозаготовителями вырубается около 500 млн тонн биомассы, однако в дело идёт всего четвёртая её часть. Притом в готовую продукцию превращается только 11% заготовленной деловой круглой древесины. Ветки, хвоя, кора, большая часть мелкотоварной древесины у нас или остаётся в лесу, или в дальнейшем отправляется в отходы. По этой причине доля России в мировом лесопромышленном комплексе составляет всего 3%, в то время как у Канады – 17,3%, США – 12,7%.
Из примерно 200 млн куб. м древесины, заготавливаемой ежегодно в России, около 150 млн куб. м составляют хвойные породы, остальное – лиственные. Преимущественная заготовка хвойных пород деревьев, ежегодные масштабные лесные пожары в восточных регионах страны уже несколько десятилетий ведут к сокращению площадей хвойных лесов и увеличению лиственных. Похожая тенденция наблюдается и в Республике Коми. Особенно заметно это с воздуха зимой и ранней весной, когда лиственные деревья не покрыты листвой.
Усть-Вымский район – один из самых маленьких в Коми по площади. Масштабная лесозаготовка у нас началась в 1930-е годы и продолжалась до конца 1980-х годов. Сейчас на месте тех вырубок растут и поспевают новые леса.
Ответственность за сохранность лесов и соблюдение лесного законодательства несут работники лесничеств. Накануне Дня работников леса мы посетили Жешартское участковое лесничество и пообщались с его работниками.
Женщины в неженской профессии
Ещё совсем недавно работа лесника считалась чисто мужской. Для мужчины-добытчика – охотника, рыбака, лесоруба, работа в лесу была привычной и передавалась из поколения в поколение. Однако в XXI веке ситуация в России стала меняться: реформы и преобразования, проводимые в лесном хозяйстве, существенно сократили полномочия и обязанности работников лесничеств, зарплаты же остались невысокими.
В Жешартском участковом лесничестве сейчас трудятся четыре человека – участковый лесничий Владимир Серафимович Лабыцын, лесник Инна Сергеевна Януш, государственный инспектор по охране леса Нина Николаевна Чернявская и мастер леса Нина Сергеевна Римских.
ИННА ЯНУШ родом из маленького посёлка Усть-Очея Ленского района Архангельской области. С семьёй в п.Жешарт живёт десять лет. Муж в свободное от работы время увлекается охотой и рыбалкой. Сыновья, их двое, с удовольствием ходят в лес за грибами и ягодами вместе с родителями.
«Старший сын, Вадим, в настоящее время учится на лесника, – говорит Инна Сергеевна. – Младший, Савелий, ходит в школу. Он тоже любит лес, при каждой возможности стремится там побывать. В будущем планирует связать свою жизнь с лесным хозяйством.
В лесном хозяйстве работаю недавно – в декабре будет только год. Работа мне нравится. В лесу хорошо – тихо, спокойно. Но и кабинетной работы хватает – приходится заполнять много различных документов».
НИНА ЧЕРНЯВСКАЯ местная, родилась и выросла в п.Жешарт. Закончила СОШ №2, затем получила профессию технолога деревообработки в Ухтинском лесопромышленном колледже. После колледжа училась в Сыктывкарском лесном институте по направлению обучения информационные системы и технологии.
С 2002 года работала на Жешартском ЛПК – на производстве, затем в отделе охраны труда. С июля 2025 года работает в Жешартском участковом лесничестве.
Нина Николаевна – потомственный работник лесного хозяйства. Её отец, Николай Анатольевич Варанкин, длительное время работал лесником. Он и привил дочери любовь к природе, лесу. Научил ориентироваться в лесу, находить грибные и ягодные места, рассказывал о растениях и животных, произрастающих и обитающих в нашей тайге.
«У работника лесного хозяйства забот много, – рассказывает Нина Чернявская. – Мы обновляем границы выделенных для заготовки древесины делянок, работаем с местным населением, принимаем делянки после завершения рубок. Если есть замечания, заставляем лесозаготовителей их устранить. Наша задача – защищать лес и следить за соблюдением лесозаготовителями лесного законодательства».
Разумный подход к природе
Владимир Лабыцын работает в участковом лесничестве уже девятый год. По образованию он инженер-технолог. Свой трудовой путь начинал на предприятии Вычегдалесосплав – спускал плоты с верховьев Вычегды. В 1980-е годы речной транспорт был развит. Для обеспечения транспортного коридора дно Вычегды ежегодно углублялось, да и основные притоки были судоходны. Сейчас в летнюю межень по некоторым участкам реки Вымь, например, и на моторной лодке трудно пройти.
После прекращения сплава древесины Владимир Серафимович работал на Жешартском фанкомбинате, служил по контракту. Любовь к лесу, видимо, ему также передалась по наследству.
«Бабушка у меня местная, – говорит он. – Она до семидесяти лет ходила в лес за грибами и ягодами. Хорошо ориентировалась, ничего не боялась, хотя в наших лесах всегда водились медведи и волки. Мы, например, если идём в лес, берём с собой петарды и бросаем их, если слышим подозрительный шум. Один раз возвращались ночью с товарищем, а к нам «прицепился» медведь – шёл параллельно. Кто знает, что у него было на уме. Пришлось каждые 50 метров бросать петарды, пока он от нас не отстал.
Наши леса всегда выручали народ в трудные времена, помогали выжить, выстоять, вырастить детей. И к лесу люди относились с уважением. Сейчас многое изменилось – некоторые стараются взять из леса всё, что только возможно, не думая о завтрашнем дне».
Коллектив Жешартского участкового лесничества контролирует не только близлежащие к п.Жешарт леса, но и территорию Семуковского лесничества – всего около 100 тысяч гектаров. Прямой дороги на Коквицкую «гору» нет. Приходится ездить через Язель, а это 180 километров в одну сторону. Основные лесопользователи на «горе» – это население. Людям нужны дрова, деловая древесина для строительства и ремонта.
Помимо местного населения заготовками древесины занимаются два крупных арендатора – Жешартское ЛПК и ООО «Парма Вуд». Нареканий в их адрес в этом году не было, как и в отношении частных лесозаготовителей. А вот мелкий бизнес из леса практически ушёл – слишком много в последние годы стало для них бюрократических препон.
Лето на территории лесничества, несмотря на длительный засушливый период, прошло относительно спокойно, но был один лесной пожар, во время которого огонь уничтожил растительность на площади 3,8 гектара.
«Пожар возник из-за удара молнии, – поясняет Владимир Лабыцын. – Мы обнаружили дерево, куда она ударила. Атмосферный разряд прошёл по стволу тонкой спиралью и воспламенил лесную подстилку. При этом дерево от удара молнии сильно не пострадало».
Владимира Серафимовича волнуют не только проблемы излишнего давления на наши леса со стороны промышленности и населения, но и нерациональное использование заготавливаемого сырья.
«У наших деревообрабатывающих предприятий образуется очень много древесных отходов, которые никак не используются, – говорит он. – Есть современные технологии, которые позволяют их перерабатывать и пускать в дело, тем самым уменьшая прессинг на природу. На ЖЛПК, например, можно запустить линию по производству картона разных видов. Картон – хороший и экологически чистый упаковочный материал в отличие от полистирола и полиэтилена – крайне вредных для окружающей среды».
Работники Жешартского участкового лесничества – это небольшой, но дружный коллектив единомышленников, который ревностно охраняет наше зелёное золото, наши леса. Пожелаем им и их коллегам здоровья, семейного благополучия, счастья и успехов в их нелёгком благородном труде!
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.
Фото АЛЕКСАНДРА ЛЮТОЕВА.