Рубрики
Работали дружно, все вместе
Авария на Чернобыльской АЭС, случившаяся 26 апреля 1986 года, стала крупнейшей радиационной катастрофой с момента начала использования ядерной энергии в мирных целях.
Виктор Алисов
Для устранения последствий катастрофы были мобилизованы мужчины самых разных профессий из всех уголков Советского Союза – всего на различные виды работ были привлечены 526 250 советских граждан.
Не обошла эта беда и наш Усть-Вымский район: через райвоенкомат для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС были мобилизованы 124 человека, три сотрудника были командированы из учреждения КЛ-400, ещё один – из комитета государственной безопасности.
«В настоящее время в Усть-Вымском районе проживает 27 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, – говорит руководитель районного подразделения общественной организации Союз «Чернобыль» Анатолий Бессонов. – Из них трое являются инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы (они приравнены к инвалидам военной травмы), шестеро – инвалидами по общему заболеванию, ещё 11 находятся в группе риска (перенесли инфаркт, инсульт или имеют серьёзные проблемы со здоровьем).
В нашем районе также проживает 32 вдовы участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: семь из них вдовы инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, четыре – вдовы инвалидов по общему заболеванию, пять вдов сами являются инвалидами по общему заболеванию».
В настоящее время наибольшее количество участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС проживают в п.Жешарт. Один из них – Виктор Николаевич Алисов, недавно отметил своё 70-летие.
Виктор Алисов родился и вырос в Тульской области. В Коми приехал в 1976 году, в возрасте 22 лет, и сразу же поступил на работу на Жешартский фанерный завод, где в последствии проработал 30 лет (на бирже, в цехе разварки).
Повестка из райвоенкомата Виктору Николаевичу пришла в конце октября 1986 года. 3 ноября мобилизованных мужчин из Айкино отправили на республиканский сборный пункт в г.Емву, а оттуда в г.Чебаркуль, в учебную часть. Жили в летнем лагере, в палатках, которые обогревались железными печками. Обучали работе дозиметристов. Некоторое время мобилизованные находились в г.Златоусте – там жили в казармах, спали на нарах.
«9 декабря нас, 90 человек посадили на грузовой самолёт Ил-76, – вспоминает Виктор Николаевич. – Полёт все перенесли по-разному, а я – легко. Самолёт приземлился в г.Белая Церковь. Там мы переночевали в солдатской казарме. На следующий день нас посадили на автомашины, я попал на «Урал» с тентом, и отвезли в село Ораное, которое находится недалеко от Чернобыльской АЭС. Определили в спецроту, состоящую из трёх взводов дозиметристов. В этой роте вместе со мой были восемь человек из Усть-Вымского района».
Приехавших разместили в палатках, вмещавших 30 человек. Отапливались они железными печками, топливом служили дрова. Мужчин начали вывозить на станцию, где они выполняли различную работу. В административно-бытовом корпусе №1 на пропускном пункте измеряли уровень радиации у людей, выходивших с территории АЭС. Людей проверяли с ног до головы, а электроника показывала уровень загрязнения радиацией одежды и частей тела. Если уровень радиации был превышен, людей не пропускали, и они возвращались, чтобы переодеться или помыться ещё раз. Бывало по-всякому – даже доходило до истерик. Но раз задача поставлена, её надо выполнять. Да и люди сами в основной массе понимали – нельзя выходить за пределы станции в загрязнённой радиацией одежде, или выносить её на волосах. Загрязнённая одежда отправлялась на дезактивацию и стирку.
На территорию станции приезжали различные специалисты, в том числе и из Курчатовского института – проводили исследования, изучали результаты воздействия различных видов радиационных веществ на окружающую среду и людей.
Людям, которые работали в зоне радиоактивного заражения, выдавали специальные таблетки – по три штуки, которые они носили в нагрудном кармане. Впоследствии они обрабатывались в специальной лаборатории, где определяли, какую дозу радиации получил тот или иной человек.
Тем, кто работал в административно-бытовом корпусе №1, выдавали специальные бирки, которые крепились к одежде. По ним пропускали в столовую, где можно было брать приготовленные блюда на выбор. Готовили в столовой женщины, которые приезжали на вахту длительностью 15 дней.
«Все, кто был в то время в зоне Чернобыльской АЭС, независимо от региона, откуда прибыли, работали дружно, порученные обязанности выполняли исправно. Все знали, что катастрофа на атомной электростанции – наша общая беда и перебороть её можно только тогда, когда мы будем единой и монолитной силой,» – подытожил Виктор Алисов.
Виктор Николаевич вернулся домой в первых числах февраля 1987 года. В зоне Чернобыльской аварии он пробыл с 9 декабря 1986 года по 3 февраля 1987 года.
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.