Рубрики
Профи за кадром или повелитель звука ДК
Про звукорежиссера Сергея Попова можно смело сказать, что он создатель художественного звукового образа, ведь его профессия является одновременно и технической, и творческой.
Миксовая работа
Сергею Попову было 22 года, когда ему предложили должность заведующего отделом по работе с детьми и подростками в доме культуры села Айкино. В отрасль культуры он пришел без опыта и соответствующего образования. Ему пришлось сразу, как говорится, окунуться в работу с головой: писать сценарии к мероприятиям для молодежи, быть ведущим, подбирать номера, проводить интеллектуальные игры. Через год Сергей перешел на место звукорежиссера, уступив свою должность профессионалу.
– Первое, с чем мне пришлось познакомиться – это микшерный пульт советских времен, основное средство работы звукорежиссера, – рассказывает Сергей. – Все познавал сам. Только опыт позволил запомнить назначение всех рычажков и кнопок. Современный микшерный пульт позволяет смешивать звуковые сигналы разных источников (микрофонов, музыки с ноутбука, гитар) в общий микс.
Сергей Попов знает все нюансы творческих номеров, поэтому подстраивает аппаратуру под каждого артиста моментально: индивидуально настраивает частоты, громкость микрофонов. Творчество гастролёров изучает во время репетиций. На слух улавливает, что и в какой момент надо настроить на микшерном пульте.
– Мне достаточно пятиминутной репетиции, чтобы уловить все нюансы звучания микрофонов и акустической системы, – утверждает звукорежиссер. – Поэтому концерты проходят четко, без сбоев.
Качество на первом месте
В начале трудового пути новоиспеченный звукорежиссер работал только с артистами Айкинского дома культуры, для озвучивания районных мероприятий приглашали звукорежиссера из Микуни. Со временем, наработав опыт, Сергей Александрович стал озвучивать мероприятия районного и республиканского уровней. Все мы помним, как в прошлом году с триумфом проходили Дни Усть-Вымского района в городе Сыктывкаре. На площадках Государственного театра оперы и балета, концертного зала «Сыктывкар», колледжа культуры художественный звуковой образ праздника создавал звукорежиссер Сергей Попов, поэтому и голоса лучших вокалистов нашего района звучали красиво, и атмосфера в зале была наполнена волшебством. В прошлом году он озвучивал выступление театрального коллектива «Соседи» на республиканском фестивале любительских и народных театральных коллективов в Объячево, где айкинские артисты были удостоены высокой награды конкурса – гран-при. На межрегиональном экофестивале «Пелысь гаж» («Именины у рябины») звукорежиссер простоял два дня за микшерным пультом, его никто не видел, но зато каждый слышал и наслаждался удивительным звучанием голосов наших артистов и приезжих знаменитостей.
– Было сложно, но интересно, – отмечает звукорежиссер. – После завершения мероприятия наступает состояние удовлетворенности. Благодарят артистов, ведущих, режиссёра, а звукорежиссера, так же, как и осветителя, и других специалистов, работающих за кадром, никто и не заметил. Несомненно, без нашей работы не получилось бы провести праздник на должном уровне. Мою работу не видно, но слышно.
Сергей Александрович ответственно и творчески подходит к подбору музыкального и звукового оформления культурно-массовых мероприятий. Мероприятия, которые он озвучивает, проходят на высоком уровне. Коллективы Айкинского дома культуры часто выезжают на республиканские, всероссийские конкурсы, побеждают, привозят звания, грамоты, статуэтки, однако в этом есть и заслуга Сергея Попова. Ни одна репетиция, постановка не проходит без него. Не считаясь с личным временем, звукорежиссер и днем, и вечером на рабочем посту: до обеда репетируют вокалисты дома культуры, после обеда приходят на репетиции детские танцевальные и вокальные коллективы, за ними после рабочего дня спешат на репетицию самодеятельные актеры – народный хор «Асыв», вокальный коллектив «Разгуляй». В выходные дни Сергей Александрович создает звуковой фон концертных программ, танцевальных вечеров. Он помогает расставить нужные звуковые акценты, он точно знает, когда и после каких слов включать музыкальную заставку, фонограммы, когда на звучание нужно накладывать различные эффекты – добавлять эхо, симулировать звучание хора, вносить искажения, менять высоту тона, как сделать звучание четким и без искажений. От того, каким будет звуковой фон, зависит восприятие мероприятия зрителем.
А на работу вдохновляют…
На работу Сергея Попова вдохновляет супруга Светлана Михайловна, дети Кристина и Александр.
– Самое главное для меня в жизни – это семья,– признается Сергей Попов, – то, ради чего надо жить, работать, чтобы никто ни в чем не нуждался. Поэтому никогда не отказываюсь от дополнительной работы. Детей надо вырастить, дать образование и отправить в жизнь, чтобы и после нас жизнь продолжалась.
– К мероприятиям музыку подбираю сам, – продолжил Сергей Александрович. – В молодости увлекался тяжелым роком, работа в доме культуры наложила свой отпечаток: стал постепенно изучать мелодии 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годов, следить за новинками в музыкальном мире, знаю, что слушает молодежь, что интересно детям. Я фанат Майкла Джексона, слушаю музыку, ставшую легендарной, люблю мировое кино, нравятся японские кроссворды, изучаю английский язык.
У Сергея Попова множество грамот и благодарностей за многолетнюю, добросовестную работу от районной администрации, Министерства культуры Республики Коми и Министерства культуры Российской Федерации.
Начинающему звукорежиссеру есть чему поучиться у мастера – быть таким же доброжелательным, общительным, терпеливым, с уважением относиться к зрителям, к актерам, готовым пожертвовать своим временем и любить всей душой выбранное дело.
НАТАЛИЯ ПОПОВА.