Главная Общество Пост – это время для серьезных раздумий

Пост – это время для серьезных раздумий

30 марта 2021

С 15 марта по 1 мая православные соблюдают обряд Великого поста. Что это значит и как происходит? Эти вопросы мы задали известному республиканскому журналисту, в 1980-е годы заместителю редактора газеты «Вперёд» Александру Сугорову, в прошлом – члену атеистической коммунистической партии, а ныне – слушателю школы подготовки церковных служителей при Сыктывкарской епархии.

– Александр Борисович, для вас религия – это вера в Бога или дань моде?
– Однозначно ответить пока не могу. Тому много причин. Но то, что в новой истории мы идем не тем шагом, поклясться могу. Я родился в 1949 году, мне уже за семьдесят. Историю страны с середины пятидесятых годов прошлого века помню. Детство провел в небольшом селении Чувашской АССР. В семье было пятеро детей.

В шестидесятых годах, после военных послаблений Сталина относительно церкви, новый правитель страны Никита Хрущев вновь объявил страшное гонение на православие. Помнится, верующие чуваши из Ульяновской области шли через наше село в другое для того, чтобы воздать земной поклон Господу Иисусе Христу. Я, школьник с красным галстуком, не понимал своих родителей, когда они пускали на ночь на постой этих богомольцев. Утром мама для них растапливала печку, стряпала в одном большом чугунке наваристый суп, в другом – картошку в мундире. Утром отец каждому постояльцу давал газеты, чтобы они ими обернули ноги вместо портянок. Мама, благославляя их в праведный путь, клала каждому в котомку теплую картошку и шматок сала, давала и деньги, если имелись.

Теперь отлично понимаю важность такой позиции родителей.

– В чем же она?
– В благопристойности. Те чуваши, что из Ульяновской области шли пешком за двести верст, чтобы помолиться Господу Богу на родном языке, достойны большого уважения.

– Многие говорят: «Я верую в Бога, но молюсь дома, в церковь не хожу». Можно ли быть верующим и не ходить в церковь?
– Прекрасная фраза, так удобно жить. Вроде бы такой человек кому-то что-то должен и никому не должен. Он – обманщик. Церковь, если по-простому, то это тело Божье, куда мы входим, и там нет места для лжи. Можно ли считать себя чистым, если ты не умываешься и не ходишь в баню? Так и человек, который говорит, что он верующий, но не ходит в церковь.

Если человек, пусть и маловерующий, зашел в церковь, зажег свечу, то он уже в мыслях себе поклялся, что этот день для него будет освящен светлыми мыслями и поступками. Разве этого мало? Если он зажег поминальную свечу, то в эту минуту вспомнил всех, кто ему был дорог и близок. Память о прошлом должна жечь наши сердца. Если этого нет, то скажем себе честно: «Я – человек-пустышка». Печально, но факт.

Когда человек попадает в церковь и видит суровые образы святых, то, пусть на какое-то мгновенье, он снимает с себя груз незаслуженного величия, гордости и становится, как и все, рабом Божьим. Ты поссорился с братом. Зачем? Надо бы помириться, да гордость не велит. Церковь учит смирению. Покайся. Он же брат твой, единая кровь. Кто еще может быть ближе для тебя! Так во всем.

Церковь не разъединяет, церковь соединяет людей. Пост – еще один элемент, связующий христиан, это время проверить себя на прочность. Трудновато, если ты привык к достатку, себе в чем-то отказывать. Но в том и суть Великого поста, чтобы удержать себя. Удержать – это командовать своей волей.

– Вы сами поститесь в Великий пост?
– Однозначно. В наше время, когда прилавки магазинов полны всем и вся, пусть и не всегда лучшего качества, поститься не проблема. Варю грибной суп с перловкой, ем капусту, заправленную растительным маслом. Колдуя на кухне, при желании, можно вкусно питаться.

Во время поста больным, беременным женщинам и детям, как учат отцы церкви, должны быть послабления. Проблема в другом – в повседневном состоянии нашей нравственности. Слишком черствы мы стали в последние годы по отношению друг к другу. Если верить газетным и телевизионным сообщениям, за квадратный метр в квартире умерших родителей брат с сестрой готовы друг другу горло перегрызть. Куда это годится! Вопрос: школа их так воспитывала? Вроде бы нет. Кто же тогда? Общество?

Церковь взялась было за переустройство нашего общества. Но наткнулась на равнодушие при попытке утвердить главную составляющую нашей жизни – нравственность.

– Как же восстановить эту нравственность, если человек из созидателя становится потребителем?
– Давным-давно, тогда я работал в республиканской газете «Красное знамя», поехал вместе с заместителем министра сельского хозяйства Коми АССР Александром Мокиевым в Прилузский район. Дело было в мае. В одном из хозяйств мы побывали на пахоте, затем зашли в село. Догоняет нас женщина и просит немного денег на хлеб. Замминистра достал кошелек – как тут не помочь! В это время подошла к нам другая сельчанка и кричит: «Что вы делаете! Мы ей вчера всем миром собрали три ведра картошки, чтобы она их посадила, так она их пропила и теперь просит подаяние. Сколько можно такое терпеть?!»

А попрошайка в ответ: «Мои дети, живущие в интернате, каждый год летом купаются в Черном море, твои никогда моря не увидят. Мои, выписавшись из интерната, получат бесплатно от государства благоустроенные квартиры в городе, а твои всю жизнь будут корячиться на ферме, как и ты – за кусок хлеба».

Я был ошеломлен.

Вот и сейчас философия большинства молодых людей такова: «Дай мне все и сегодня. А будущее пусть решит государство». Страшно, правда? А кто виноват? Взрослые и их пороки.

Пост, который мы сегодня испытываем, это очищение от тех человеческих грехов, которые в нас накопились, которые надо срочно отмыть. Отмыть своей волей, как чистой водой. Другой вопрос, готовы ли мы к этому?

И еще. Старец Парфений Киевский, имевший пламенную любовь ко Христу, в течение долгого времени повторял одну и ту же молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити». Все очень просто, но какой большой смысл имеют эти слова.

Беседовала НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВА. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих