Рубрики
Помним о нашей маме
5 ноября 2024 года мы, в большой и дружной семье Рычковых, Нениных, Конановых, Чукичевых, Туисовых и Кустиковых, будем отмечать 100-летие нашей любимой мамы – Екатерины Онисифоровны Рычковой (Трофимовой).
Екатерина Онисифоровна Рычкова (Трофимова)
Наша мама родилась в деревне Разгорт Удорского района 5 ноября 1924 года. У родителей мамы – отца Онисифора Фёдоровича и матери Ларисы Васильевны Трофимовых, в семье родилось 13 детей, но в живых остались лишь пятеро: Любовь, Александр, Екатерина, Егор и Леонид. Родители мамы, как и все крестьяне того времени, вели своё хозяйство, ловили рыбу в реке Мезень, охотились. Лариса Васильевна пекла хлеб для лесоучастка, Онисифор Фёдорович работал помощником кузнеца.
В ТУИСКЕРЕС ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ
Мама закончила пять классов: четыре класса в родной деревне Разгорт, пятый класс – в селе Кослан. Во время учёбы в Кослане жила у родственников. После пятого класса не захотела уезжать из дома и учиться дальше. Её отец настаивал на продолжении учёбы, сказал даже маме: «Не будешь учиться, я лентяев кормить не буду». А мама и не собиралась отлынивать от работы: в зимний период на лесоучастке чистила санные дороги, по которым на лошадях вывозили заготовленную древесину, а летом помогала родителям по хозяйству. Маме тогда было всего 12 лет.
В 1939 году маму и ещё троих девушек из деревни отправили учиться в Сыктывкар, в школу ФЗО. После учёбы по распределению двоих из них, в том числе и маму, отправили в Туискересскую сплавконтору. Девчат приняли на работу накануне войны – 21 июня 1941 года в качестве мотористов на катер. Маме тогда было всего 16 лет.
Жили на квартире у бабушки Любавы. Девушки скучали, их тянуло домой, к родителям. Поработав до отпуска, уехали в родную деревню и решили там остаться. Через некоторое время им пришли грозные письма, в которых сообщалось, что, если они не выйдут на работу в назначенный срок, их будут судить. Подруга сказала: «Пусть меня судят, но я никуда не поеду». А наша мама зимой, одна по Айкинскому тракту пошла пешком из Разгорта в Туискерес. В основном шла пешком, где-то подвозили на лошадях. Погреться и отдохнуть заходила на станции, которые были построены вдоль тракта – Динъёль, Метеостанция, Вожаёль, Коми посёлок. От Айкино до Туискереса снова шла пешком. Всего от родного дома до места работы ей пришлось пройти около 200 километров.
Сколько раз мама протоптала Айкинский тракт, мы не знаем. Последний раз это было в конце 1946 или в начале 1947 года. Мама приближалась к деревне Семуково. На подъёме в гору у колхозника опрокинулся воз с сеном. Мама решила помочь. В это же время к возу подошёл молодой человек в железнодорожной форме – он шёл на работу на станцию Айкино. Втроём подняли воз с сеном. Молодым человеком был Алексей Иванович Рычков, впоследствии ставший нашим отцом.
СЕМЬЯ И ДЕТИ
Мама с папой поженились 21 июля 1947 года. Маме тогда было 22 года. В этом же году её назначили мотористом на дизельную электростанцию. Но в 1951 году маме пришлось перейти на работу в совхоз «Коквицкий» – землю под огород выделяли только тем, кто работал в совхозе. Подсобное же хозяйство для семьи было необходимо – в семье Рычковых тогда родился уже второй ребёнок.
Нас, детей, у мамы и папы было девять: Коля, Миша, Нина, Лида, Валя, Саша, Лёша, Надя и Люба – почти все погодки. И как только у мамы хватало сил справляться со всеми нами?! Бабушек у нас не было, отец постоянно находился на работе. Мама всегда вставала очень рано: в пять утра печка была уже натоплена, потом надо корову подоить, накормить скотину (корову, телёнка, поросёнка, овец), еду приготовить на целый день и к восьми утра за три километра идти на работу.
Сколько помним нашу маму, она всегда была в работе. Умела делать всё: в банный день швейная машинка всегда стояла на столе: если кому-то из детей не хватало сменного белья – то сразу же сошьёт. Зимой вязала носки и варежки. Пекла вкусные шаньги и колобки. На огороде выращивали картошку, лук, морковь, репу, редьку, капусту.
Мама и нас к труду приучала с детства. Мы летом бегали на речку купаться и брали с собой грязное бельё, чтобы постирать. До прихода мамы с работы надо было навести порядок дома: девочкам – посуду помыть, кровати заправить, пол вымыть. У мальчиков свои обязанности – дрова и воду в дом занести. Так мама приучала нас к труду, и сама любую работу и любое поручение выполняла на совесть. Мама была строгая, но справедливая, иначе она бы не смогла вырастить и вывести нас в люди.
Награды Екатерины Рычковой
Мы никогда не слышали от родителей бранных слов. Маму никогда не видели пьяной. У мамы был авторитет в семье и мы, её дети, всегда относились к ней с особым уважением. Папа умер в 53 года. На маминых плечах к тому времени оставались ещё два иждивенца: Надя училась в техникуме, а Люба заканчивала 10-й класс.
Маму знали, любили и уважали все жители д.Туискерес. До самого последнего времени она выписывала газету «Вперёд» и журнал «Войвыв кодзув». На первом листе газеты на почте всегда писали «Катя» – это означало, что газету надо доставить нашей маме.
Стаж работы у мамы – 46 лет. Государство высоко оценило её многолетний труд. Ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда», она награждена орденами «Материнская слава» 1-й, 2-й и 3-й степени, юбилейными медалями к 50-ти, 55-ти и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, орденом Трудового Красного Знамени.
На сегодняшний день из детей осталось шестеро: пять сестёр – Маша, Нина, Лида, Надя, Люба и брат Лёша. Живём дружно, постоянно общаемся друг с другом, несколько раз в году приезжаем в родительский дом. Дом ухожен и отремонтирован, там живут брат Лёша с супругой Юлей. Вспоминаем детство, юность, деревню и с грустью – ушедших от нас родителей, сестру Валю, братьев Колю и Сашу. Память о наших родителях, о местечке Закорд д.Туискерес мы сохраняем и передаём нашим детям и внукам.
ЛЮБОВЬ КУСТОВА.