Рубрики
Победа наших дедов
Два наших деда – Михаил Прокопьевич Борисов и Михаил Иванович Малафиев, уроженцы д.Вездино, были участниками Великой Отечественной войны.
Оба они родились в 1902 году и были призваны в Красную Армию уже в зрелом возрасте. Семья Михаила Прокопьевича в период коллективизации была приписана к зажиточной и раскулачена. Усть-Вымским райвоенкоматом он был призван в армию уже в первые дни войны, а демобилизовался лишь зимой 1946 года.
По рассказам родных, дед не любил вспоминать военные годы. Только после застолья иногда мог немного обмолвиться: «Как сильно мы голодали, особенно на Ладоге. Варили и грызли кожаные вещи, ели тухлятину, а вокруг трупы, трупы… Только в Германии начали наедаться досыта. Гражданское население не трогали, а вот живность… А жили немцы зажиточно».
После окончания войны ещё полгода Михаил Борисов служил в Германии. За период службы был награждён боевыми медалями, но дети награды не сохранили. После войны до самой пенсии работал в Айкино директором межрайбазы, каждый день ходил из Вездино в райцентр на работу за восемь километров.
Второй дед – Михаил Иванович Малафиев (по-деревенски – Дем Вань Миш), был незаурядной и неординарной личностью. До войны он работал председателем райпотребсоюза. В рядах Красной Армии героически сражался с фашистами на Синявинских высотах, обороняя г.Ленинград. Награждён орденом Славы III степени и медалью «За оборону Ленинграда».
Орден Славы – одна из высших солдатских наград. Этой награды Михаил Малафиев был удостоен за то, что 19 января 1944 года под г.Пушкино он вместе с товарищем огнём из пулемёта и точными бросками гранат обеспечили выход из вражеского окружения своей роты.
Со слов детей, он был представлен к ордену и второй раз, но получился инцидент с командиром взвода. Прибывший в часть молодой лейтенант начал очень ретиво наводить уставные порядки. После словесной перепалки, а Михаил Иванович был по возрасту вдвое старше лейтенанта, не сдержался и ударил командира котелком. Дело в конце концов замяли, примирились, обошлось без штрафбата, но наградной лист на Малафиева отозвали и понизили в должности.
Во время очередных боёв он получил тяжёлое осколочное ранение. Долго лечился в госпиталях. По инвалидности комиссовали в мае 1944 года. По прибытии домой его сразу назначили председателем колхоза «Труд». В селе Вездино в те времена было три колхоза. Позже их объединили в один, назвали «Заря коммунизма». Председателем избрали Михаила Малафиева.
Михаил Иванович был рачительным руководителем, хорошим организатором. После войны под его руководством колхоз начал успешно развиваться: построили пилораму, мельницу, коровники. Село одним из первых в районе было радиофицировано. У односельчан он пользовался большим авторитетом. Руководством неоднократно награждался грамотами.
Был хорошим портным, обшивал многих односельчан. Один из ветеранов труда вспоминал, что в первый класс пошёл в костюме, сшитом Михаилом Ивановичем. Его швейная немецкая машинка «Зингер» сохранилась до настоящего времени.
Дети вспоминали, а их у Михаила Ивановича было семеро: «Отца мы никогда не видели без дела. Утром просыпаемся, а он уже успел кому-то сшить очередное изделие.
Бригадиры почему-то собирались с раннего утра, в шесть часов, у нас дома. Сидят на лавочке и что-то обсуждают, аппетитно куря махорку. Дым стоял столбом, хоть топор вешай, даже лица бригадиров не всегда можно было разобрать. А отец был некурящим, махоркой баловался очень редко».
Про Михаила Ивановича рассказывали много историй. Вот одна из них. У него была персональная председательская ездовая лошадь по кличке Перыд рыжко. Она была преданнее и сообразительнее любой собаки – всё понимала, только говорить не могла. И вот однажды произошёл такой случай: после совещания с руководителями колхозов района в Айкино для них был накрыт стол. Крепко выпив, Михаил Иванович сел в сани и поехал домой, в Вездино. Где-то на середине пути он вывалился из саней, и лошадь пришла домой без хозяина. Жена Михаила Ивановича вышла на крыльцо, увидела такую оказию и стала ругать лошадь. Та поняла допущенный промах, развернулась и самостоятельно поехала за хозяином. Меньше, чем через час Михаил Малафиев был уже дома.
Наши деды – Михаил Прокопьевич Борисов и Михаил Иванович Малафиев, гордость нашего рода. Спасибо им за Победу, спасибо за труд, за то, что вырастили себе достойную смену.
Воспоминания внуков записала ТАТЬЯНА МАЛАФЕЕВА.