Главная Общество По следам старой фотографии

По следам старой фотографии

14 августа 2019

Просматривая старые, поблёкшие, потемневшие от времени фотографии, часто предаёшься воспоминаниям, как бы перемещаясь в прошлое.

На этой фотографии жители старинного села Оквад – колхозники колхоза «Имени Первого мая». В первом ряду вторая слева – Нина Ильинична Кабышева (в девичестве Козлова). Ныне жительница Айкино, она скоро отметит своё 80-летие. Нина Ильинична – единственный ныне живущий человек из тех, кто запечатлён на этой старой фотографии.

Деревня Оквад (ещё в довоенные и даже послевоенные годы она была большим и многолюдным селом) – одно из самых старых поселений на территории Усть-Вымского района. Раскинулась она на пойменных гривах реки Вычегды. Несмотря на угрозу подтопления во время весенних половодий, люди охотно здесь селились. Ведь всё, что было надо для скромной жизни коми крестьян, находилось рядом – река и озёра, богатые травами сенокосные угодья и пастбища, леса.

Деревня постепенно росла, жители, в поте лица добывавшие себе пропитание, обретали достаток. Об этом говорит и то, что в первой половине 19 века в селе силами местных крестьян были возведены две каменные церкви – Введенская и Ильинская, украсившие населённый пункт и повысившие его статус.

Но налаживаемая в течение многих столетий устоявшаяся патриархальная жизнь разрушилась вначале 20 века – Первая мировая война, последовавшие две революции, а затем и Гражданская война привели ко всеобщей разрухе. Больше того, они разделили жителей Оквада на два противоборствующих лагеря, что привело к гибели десятков людей во время Гражданской войны и последующих событий 1930-х годов прошлого столетия.

Перед Великой Отечественной войной в Окваде проживало больше тысячи человек, работали колхоз, сельсовет, школа, детский дом, больница, магазин, пекарня. Моя мама, Нина Николаевна Кругликова (в девичестве – Бызова), уроженка села Оквад, как-то рассказала мне о старинной традиции, который оквадцы свято чтили даже в советские годы.

В селе рано выходили на заготовку сена – уже в конце июня все, кто мог держать в руках косу, вилы или грабли, были на лугах. Работали от рассвета до заката каждый день, когда позволяла погода. Старались закончить основной сенокос до 2 августа – Ильина дня, храмового праздника одной из оквадских церквей.

Ещё до Ильина дня хозяйки варили сур, а в день праздника с утра пекли выпечку, готовили, кто на что горазд. Ближе к вечеру в каждом доме накрывали стол, а если позволяла погода и возле крыльца, привечали приехавших в гости родных из других сёл и деревень. В селе играли гармошки, водили хороводы, пели народные коми и русские, а также и революционные песни. В те далёкие времена люди умели и работать, и повеселиться от души.

ВИКТОР КРУГЛИКОВ. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих