Рубрики
Опасность, невидимая глазу
Весна 1986 года. Пробуждается природа от зимней спячки, распускается зелень, начинают цвести сады… Ничто не предвещало беды.
Но 26 апреля на Чернобыльской атомной электростанции случилась катастрофа – взорвался четвёртый энергоблок. При взрыве в атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивных веществ, которые разнесло ветром по окружающим АЭС территориям.
На ликвидацию последствий этой страшной трагедии были отправлены тысячи граждан и военных СССР. Одним из ликвидаторов аварии был житель села Кожмудор, электрик совхоза «Коквицкий» Валентин Миков. Он получил повестку из военкомата, в которой было указано, что призывается на трёхдневные учебные сборы, но его командировка затянулась на долгие полгода.
Спокойная сельская жизнь
За окнами дома Миковых раскинулись красивые просторы Чернамского лесничества. Под горой течет река Вычегда. Каждую весну ледяной покров на реке, начиная с середины фарватера, тает и исчезает, ледохода, что бывало раньше – с грохотом и торосами, нет уже десятки лет. Клавдия Борисовна, жена Валентина Ивановича, с теплотой и грустью рассказывает про их совместную жизнь, работу и сыновей – Сергея и Володю.
Валентин Миков родился 28 апреля 1947 года в посёлке Вожаёль Княжпогостского района. Его родители переехали сперва в п.Студенец, а оттуда в д.Кырув. Отец – Иван Таракович, участник Великой Отечественной войны, с супругой Анной Павловной устроились работать в Кырувское отделение совхоза «Коквицкий». Незаметно пролетело детство, потом учеба. Валентин отслужил в Советской армии в инженерных войсках, где и получил специальность электрика. Отслужив два года, вернулся в родные края и устроился на работу в Коквицкое отделение совхоза, в Кырувскую бригаду рабочим. Иногда подменял бригадира полеводства.
Клавдия Борисовна родом из Чувашии, приехала в наши края по направлению в 1970-х годах после окончания сельскохозяйственного техникума. По профессии она ветеринарный фельдшер. Молодой и ответственной девушке работы хватало: в те времена на фермах содержалось около 300 коров, плюс молодняк. На работе и познакомилась со своим будущим супругом, который приметил красивую и статную девушку.
Поженившись, молодые около пяти лет жили в родительском доме, в отдельной комнате. Их приглашали в Зеленец, где были лучшие условия жизни и работы, но директор сельхозпредприятия не захотел потерять хороших молодых специалистов и в центральном отделении им выделили квартиру в 8-ми квартирном доме. Валентин Иванович получил должность электрика, его супруга перевелась на фермы Кожмудорского отделения по специальности. Сына Сергея устроили в детсад. Все было хорошо: рядом родные и близкие, любимая работа, друзья, отдых на природе с рыбалкой и со сбором даров природы. Валентин, по характеру спокойный и добрый, всюду брал с собой свою супругу. Клавдия Борисовна с улыбкой вспоминает, какое терпение проявлял муж на рыбалке, когда ей не удавалось управлять моторной лодкой как следует. Держали домашнюю живность, излишки молока сдавали в совхоз…
После катастрофы
17 июня 1986 года Валентин Иванович получает повестку. В ней приказано с личными вещами явиться на военные сборы сроком на три дня. Супруги поняли, что эта повестка связана с аварией на Украине, ведь средства массовой информации доносили до населения страны эти тревожные вести. Группу молодых мужчин из Айкино сперва направили в город Первоуральск. Но уже по дороге дошли слухи, что их отправляют в Чернобыль. После медосмотра некоторых отправили обратно домой, а остальных повезли на Украину.
В пригороде небольшого городка, в километрах тридцати от ЧАЭС, на широкой поляне обустроили палаточный городок и стали ждать указаний от руководства. В первые дни особо не беспокоили, стояла жаркая погода, купались в реке, загорали. Потом на автобусах в первый раз повезли на место аварии. Над развороченным энергоблоком летали вертолеты и что-то сбрасывали в жерло реактора. После узнали, что это были мешки с песком. Группу высадили из автобуса, построили и объяснили, что надо делать. Им предстояло подняться на крышу энергоблока и за 45 секунд успеть скинуть с него обломки конструкций и куски графита.
«В течение дня каждый из мужчин нашей группы три раза выходил на крышу, – вспоминал Валентин Иванович. – Мы быстро заходили в зону и обратно выходили, сбросив то, что попало под руку. Никаких средств защиты не было, только нос и рот закрывали ватно-марлевыми повязками».
Так люди работали две недели, не зная, какой опасности подвергают себя. Не видя смертельных лучей радиации, они не чувствовали страха, да и в то время воздействие излучения на людей было изучено недостаточно. Счетчиков Гейгера и личных дозиметров не было. Но у некоторых стали проявляться недомогания, их отвозили в госпиталь в Киев. Автобусы же после рейсов тщательно мыли. Кормили хорошо, но никаких спиртных напитков не выдавали. Один раз руководством была запланирована поездка группы на концерт в Киев, но её отменили после того, как измерили уровень радиации, излучаемого автобусами.
Так продолжалось до сентября. Осознав всю опасность последствий аварии, со всей страны стали подгонять технику, строителей, рабочих и инженеров. Началось строительство саркофага, чтобы отсечь разрушенный энергоблок от мира. В один день приехали военные, их группу построили и стали выяснять, кто имеет навыки плотницкого дела. Валентин Иванович, с детства привыкший работать топором, молотком и пилой, попал в строительную бригаду. Бригада под городом Славутич начала строить казармы из быстровозводимых конструкций. Пригодилась и профессия электрика. За добросовестное отношение к своим обязанностям его поощрили краткосрочным отпуском на родину.
Домой Валентин Миков приехал в военной форме, было ему тогда 39 лет. Совхозное руководство тепло встретило Валентина Ивановича. Провели собрание, на котором директор совхоза Иов Турбылев поблагодарил героя и подарил транзисторный радиоприемник. Встреча прошла в теплой и дружеской обстановке, товарищи расспрашивали об аварии, работе, которая проводится для ликвидации его последствий. Отпуск пролетел как один миг. На обратный путь руководство сельхозпредприятия выделило автобус, который довез Микова до аэропорта Сыктывкара. Через Киев вернулся в отряд, где работал до декабря.
Снова дома
В середине декабря 1986 года Валентин Иванович перешёл Вычегду по льду и оказался на Коквицкой «горе», где его встретил автобус. Немного отдохнув, с января вышел на работу. После десяти лет жизни в двухэтажном многоквартирном доме супруги выкупили частный дом на высоком берегу Вычегды, обустроили его, завели домашнюю живность, разбили огород.
Молодой, в полном расцвете сил мужчина первые пять лет не чувствовал сбоев в работе организма. Любимая жена, работа, хлопоты по хозяйству возле выкупленного дома, дети и природа отвлекали от болезни, которая затаилась в организме. Но постепенно пришли головные боли, заболели суставы. Ежегодные плановые осмотры врачей, лечение, поездка в санаторий немного оттягивали те последствия облучения, полученные в дни пребывания в смертельной зоне. Но коварная болезнь взяла верх и 13 марта 2001 года после тяжелой болезни Валентина Микова не стало.
За участие в ликвидации аварии Валентин Иванович награжден двумя медалями: «За спасение погибавших» и «Участнику ликвидации аварии на ЧАЭС». Администрация сельского поселения «Кожмудор» оказала содействие в приобретении памятника на его могилу.
Дело отца продолжают дети – Сергей и Владимир. Старший участвовал в боевых действиях в Чеченской республике, сейчас проживает в Айкино, работает в Усть-Вымском РЭС мастером. Женат, у него двое детей. Младший, Володя, после 9-го класса выучился в Микуньском железнодорожном техникуме на помощника машиниста. Отслужил в Пограничных войсках под г.Сочи со своим одноклассником Романом Тыриным в составе подразделения, охранявшего резиденцию Горбачева. Отслужив два года, демобилизовался, работает на железной дороге машинистом, женат, проживает в Сыктывкаре. Дети с семьями приезжают в отцовский дом, радуют маму и бабушку Клавдию Борисовну, помогают по хозяйству.
ВАСИЛИЙ КОСТРОМИН.