
Рубрики

Об опасности и не думали
ПРИМЕР САМООТВЕРЖЕННОГО И ГЕРОИЧЕСКОГО ТРУДА
Владимир Иванович Солдатенко часто вспоминает свои 11 выездов на Чернобыльскую атомную электростанцию (ЧАЭС), каждый из которых мог стоить ему жизни.
.jpg)
Владимир Иванович Солдатенко
Владимир Иванович родился в г.Ромны Сумской области на Украине, после школы начал трудовую деятельность на производстве. Работал в АТС (автоматической телефонной станции). Служил в инженерных войсках в Воркуте, где окончил сержантскую школу. В 1975 году в командировке в Ухте он встретил свою будущую супругу Александру Васильевну, коренную жительницу деревни Ёль Усть-Вымского района. Они поженились и вместе вернулись в её родные места.
По прибытии первым делом встал на воинский учет. Затем устроился на Жешартский фанерный комбинат. Начинал шлифовальщиком и обрабатывал фанеру. Позже много лет работал сварщиком и бригадиром.
Ночью 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошёл взрыв реактора №4. Ровно через год Владимиру Солдатенко вручили повестку о необходимости прибыть на место аварии и принять участие в ликвидации её последствий.
Медкомиссию проходил на сборном пункте в Емве Княжпогостского района. Когда сформировали команду из ста человек, то направили в город Златоуст Челябинской области. Там он попал в 28-й полк химической защиты, участвовавший в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В химбригаде обучали методам дезактивации и радиационной разведки.
Согласно официальным источникам, после взрыва крышу третьего энергоблока, смежного с четвёртым, и лестницы вентиляционной трубы засыпало радиоактивными обломками графита, остатками тепловыделяющих сборок и циркониевых трубок.
Владимир Солдатенко рассказывает: «Ежедневно ликвидаторов на несколько минут привозили для очистки вентиляционной трубы АЭС. Дольше находиться рядом с реактором было запрещено.
Нас выпускали группами по 16 человек, фиксируя время. За полминуты каждый успевал бросить в контейнер пару совков графита и выходил.
Я пробыл там 11 дней, потому что долго ждал замены. В свободное время работал в карауле, охраняя машины.
Особенно запомнился день, когда втроем устанавливали телекамеру над «кратером» реактора. Уровни радиации составляли 120-180 мр/ч. Но мы об этом тогда не знали. Мне нужно было закрепить барашек (фиксатор). Вдруг слышу команду: «Номер такой-то, возвращайся, время вышло», но барашек не был закреплен, и ветер раскачивал камеру. Я не мог уйти, пока не закрутил его как следует. Мне казалось, что я делаю всё быстро, но на самом деле пробыл там больше двух минут. Обратно, по ощущениям, я бежал очень быстро, хотя ребята сказали, что шел еле-еле. Получил облучение.
Полковник медицинской службы советовал нам чаще посещать баню, хорошо питаться, пить компоты с ягодами, чтобы выводить радионуклиды из организма. Однако никто не проводил измерений уровня радиации в нашем организме ни до, ни после. Как следствие, начались проблемы со здоровьем».
За участие в ликвидации последствий самой крупной катастрофы в истории мирного атома Владимир Иванович Солдатенко получил заслуженные награды: медаль «За боевые заслуги» и юбилейные медали, посвящённые ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
НАТАЛИЯ ПОПОВА.