Главная Общество Не сразу все устроилось, дорога не сразу строилась

Не сразу все устроилось, дорога не сразу строилась

16 октября 2020

Дороги это настолько неотъемлемая часть современной инфраструктуры, что невозможно уже представить, что может быть как-то по-другому. Ежедневно прокладывая километраж, привычно ругаем дороги, не задумываясь, каким трудом давался каждый метр дорожного покрытия.

Перенесемся в шестидесятые годы прошлого столетия. Можете ли вы сегодня представить, как происходило транспортное сообщение между населенными пунктами? Посредством железнодорожного и водного транспорта отправлялись в другие районы и города республики грузы. Повозки, запряженные лошадьми, везли по полупроходимой грунтовой дороге продукты в магазины. Ездили и автобусы, но мысль о том, чтобы добраться из Микуни до Айкино за 15 минут казалась фантастической. Приходилось ездить по узким грунтовым дорогам, которые обслуживались тогда Косланским дорожно-эксплуатационным участком. Также наши дороги приводились в порядок Сыктывкарским, Косланским, Княжпогостским дорожными участками. В 1961 году мост через реку Вычегду в деревне Малая Слуда связал железную дорогу нашего района с Сыктывкаром. Тогда и встал вопрос о необходимости обслуживания автомобильных дорог районного назначения на месте. Косланский ДЭУ передислоцировали в село Айкино только в октябре1962 года. После множества реорганизаций, с 1 февраля 1966 года, Айкинский дорожный участок №315 начал существовать как обособленное подразделение, которое впоследствии в 1977 году было реорганизовано в привычное нам Айкинское дорожное ремонто-строительное управление (АДРСУ), до 2004 года являющееся структурным подразделением государственного предприятия «Комиавтодор».

В период с 1976 по 1985 годы возглавлял Айкинское ДРСУ Юрий Аркадьевич Козлов. Придя на работу в Айкинский дорожный участок в 1966 году, он, 28-летний парень, простой слесарь по ремонту машин, и не предполагал, что спустя несколько десятков лет, заняв руководящую должность, сможет развернуть ситуацию с дорогами совсем в другую сторону. Под его началом между всеми населенными пунктами Усть-Вымского района будет проложена извилистая серая река-дорога с прочным асфальтовым покрытием. Не знали и его соратники, инженеры, проектировщики, строители и водители, сколько важных дел им предстоит совершить. После того, как Юрий Козлов поступил в Костромской автомобильный техникум на заочное отделение, его сразу назначили на должность главного инженера. Так уж сложилось, что жизненными артериями его судьбы стали дороги нашего района.

Велика беда начало…

Вся страна стремилась вперед, выходила на качественно новый уровень развития. Не отставала и наша республика. Стремительно развивались торговля, строительство и промышленность. Период активного роста уровня социально-экономической жизни требовал активных действий. Рост грузооборота диктовал новые требования к транспортной инфраструктуре. Как не обсуживали, как не укрепляли грунтовые дороги песком и гравием, они не могли обеспечить перевозки в полном объеме и уже не удовлетворяли требованиям, соответствующих новому времени. «На тот момент у нас была цель – выйти из грязи. Мы видели выход из положения только в одном – в строительстве абсолютно новых дорог», – эти слова Юрий Козлов произносит так, что становится ясно: даже по истечении более чем полувекового промежутка времени, принятое командой дорожников решение было бы точно таким же – непоколебимым. Подумать только, с тех событий прошло уже пятьдесят лет, но Юрий Аркадьевич вспоминает о них так, словно все происходило буквально вчера.

В 1969 году началось проектирование автомобильной дороги Айкино – Усть-Вымь. Уже в 1970 году проектная документация была готова. С чего начинается прокладывание новой дороги? Конечно, сначала нужно вырубить трассу, подготовить ее. Легко ли это делать, когда у бригады нет даже экскаватора? На начало строительства в 1971 году в распоряжении Айкинского дорожного участка были лишь 5 стареньких самосвалов и 3 бульдозера, не уступающих им в возрасте. Вот так, практически на голом энтузиазме, взялись за работу дорожники. Казалось бы, ситуация из разряда «руки опускаются», но работников двигала вперед уверенность в верности начатого дела во благо родного района. Но всегда нужно помнить: безвыходных положений не бывает. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1959 года обязывал все организации оказывать содействие в строительстве и содержании местных автомобильных дорог. Проценты дохода от основной деятельности предприятий отчислялись дорожным ремонтно-строительным участкам и управлениям.

«Как бы странно это не звучало, но некоторые организации были укомплектованы техникой для обслуживания дорог намного лучше, чем мы, дорожники, а ведь нам эту самую дорогу нужно не только всегда содержать в порядке, но еще и строить, – вспоминает Юрий Аркадьевич. – С некоторыми предприятиями, как, например, с КЛ-400, сельхозорганизациями, заключались договоры не о материальных отчислениях, а о выполнении дорожных работ. Нам для выполнения этих работ предоставляли самосвалы, бульдозеры. А первый экскаватор потом появился у нас из списанной техники воинского Шежама: мы его капитально отремонтировали, и он прослужил верой-правдой не один год. Таким образом пополнялся наш парк специальной техникой. Так и вышли из «материально-технического кризиса» – никогда не надеялись, что придет кто-то и волшебным образом решит все проблемы, сами искали выходы и лазейки. Мы тогда не ждали, что кто-то принесет все готовое, так не бывает. Чтобы добиться результата – нужно работать на него не покладая рук, а иногда и голыми руками. Так за 4 года мы построили дорогу до села Усть-Вымь».

Когда начали прокладывать дорогу на Усть-Вымь, стало ясно, что асфальт необходимо производить непосредственно в нашем районе. Именно поэтому началось проектирование строительства асфальтобетонного завода и железнодорожного тупика для строительных материалов. И уже в 1974 году легли первые три километра дороги в селе Айкино по улице Центральная, выложенные асфальтом, изготовленным на своем заводе.

Глаза боятся,
но руки – делают

Как водится, дальше – больше. Начались проектировочные работы дорог на Межог и на Микунь. Километр за километром, от Айкино до Камсамаса, потом до Гамлакоста и завилась, побежала дорога в сторону Жешарта. Интересно, что могла она пойти по другому маршруту. «Мы проложили дорогу до поворота на поселок Илья-Шор, и все, пришлось работу остановить. По проекту она проходила выше деревни Гобаново, по полям. Но председатель совхоза того времени грудью встал за свои владения: не дал «перерезать» серым асфальтом картофельные пашни. Так и легла дорога уже по другому проекту, через Гобаново и Вездино. Так и ездим…», – улыбается Юрий Аркадьевич.

Понятие дорожно-строительных работ само по себе не подразумевает легкости. Столкнулись с трудностями дорожники и при строительстве трассы Айкино – Микунь. «Первые километры автодороги Сельхоз-Шежам – Микунь проложило ведомство КЛ-400, но потом передало полномочия на строительство нам, и пришлось ее фактически перестраивать. Дорога была выстроена в 3 этапа: реконструкция, капитальный ремонт дороги и реконструкция уже под асфальт, – рассказывает Юрий Аркадьевич. – Транспорт должен был курсировать по маршруту по графику, без перебоев, все работы необходимо было проводить оперативно, но ведь процесс строительства небыстрый, не успевали порой засыпать срезанные выемки, буксовали в дожди и непогоду автобусы, ведь объезда не было. Ох и ругали нас жители Микуни, толкая застрявших «железных коней», называя нас вредителями, которые «расковыряли нормальную грунтовку». Но ничего, асфальт лег, а о грунтовых дорогах и думать забыли.

Было всякое во время работ: мужики собирали подписи, чтоб асфальт не клали, ведь гусеничным тракторам «нельзя ездить по асфальтовому покрытию, они от этого портятся», выходили жители близлежащих к дороге домов с требованиями «сделать в другом месте, а то мешает». Но построили дорогу, бежит по ней транспорт, и тракторы тоже ездят».

Что заработали, то и получили

Как мотивировать работников? Конечно, рублем. Огромный труд людей должен соответственно и оплачиваться. До 1971 года у дорожников была повременная оплата труда. Но, как показала практика, сдельная оплата оказалась эффективнее. История перехода на сдельную оплату была анекдотичная: опасаясь бухгалтерских нововведений, рабочие отказывались переходить на нее, согласился, поддавшись уговорам, лишь шофер-механик. «Убедили мы его перейти на сдельную оплату на месяц, остальные рабочие остались на «повременке». Все, как правило, получили положенный аванс – 50 рублей. А вот когда пришла пора получать зарплату, то тут удивились все, в том числе и уговоренный шофер. Мужики в очереди ахнули. Его зарплата превышала заработок начальника управления. На следующий день у дверей бухгалтерии с самого утра выстроилась очередь: все решили перейти на сдельную оплату труда», – со смехом вспоминает Юрий Козлов.

Наряду с материальной поддержкой, предприятие не забывало и о жилищной поддержке сотрудников: АДРСУ выделяло квартиры работникам в домах, которые строились по проектам организации. Строительство первого дома, № 113 по улице Центральная, проходило с 1974 года по 1980. Рядышком выросли и другие дома, в которые переселились многие семьи работников АДРСУ и проживают в них по сей день.

Стройте любыми путями!

Юрий Аркадьевич покинул пост начальника управления дорожного управления в 1985 году. Но разве может человек, посвятивший десятилетия своей жизни дорогам, так просто покинуть то место, где серые асфальтовые полотна рождались и утекали вдаль под его чутким взором? Нет, не может. Настоящий специалист, преданный своему делу, он продолжил работу мастером и прорабом в дорожном управлении до 1993 года. Почетный гражданин Усть-Вымского района, заслуженный работник дорожного хозяйства Коми АССР, он искренне восхищается стойкостью дорожников нашей страны: «Дорожники выдержали сложнейший экзамен в истории нашего государства. Закрылись многие предприятия, согнувшись под вихрями изменчивых времен, но дорожники выстояли. А как иначе? Сломить силу духа людей, которые буквально с нуля создают нечто новое – невозможно. Кто-то называл нас вредителями, а кто-то спасителями, но мы просто делали свое дело. Так и нынешние дорожники с честью справятся с дальнейшими задачами. Дорожные работники в разные времена испытывали разные трудности, но всегда находили выход из положения. Однажды, в 1977 году мне дали такое напутствие: «Стройте любыми путями, всеми средствами и силами!» Эти слова были моим девизом на протяжении всей трудовой деятельности. Пусть станут и вашим!»

НАДЕЖДА БЕЛАН. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих