Рубрики
Мы нашей памяти верны
Война. Это горе, слезы и боль. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы, мужья, братья и сестры. Война не обошла стороной и семьи моих родителей.
НА ФРОНТ ушли и сражались за нашу Родину два моих деда. По папиной линии дед Андрей Николаевич Минин, 1899 года рождения, уроженец с.Жешарт. На фронт он был призван Усть-Вымским районным военкоматом в январе 1942 года. В звании рядового был демобилизован в январе 1943 года в связи с ранением ноги. Умер дома в июле 1946 года.
Мой отец, Василий Минин, в 10 лет остался без отца, а бабушка, Елизавета Михайловна, стала вдовой с пятью детьми на руках. Отец нес службу в Венгрии, когда случился Венгерский мятеж в 1958-1959 годах. Мы, дети, гордимся им. Каждый год мы чтим память отца и деда, участвуя в шествии «Бессмертного полка».
По материнской линии в войне участвовал мой дед Василий Андреевич Ячменев, 1906 года рождения, уроженец с.Жешарт – д.Кывдытпом, о нем расскажу подробнее. Василий Ячменев родился в 1906 году в семье кузнеца, работал с детства со своим отцом. В 1931 году женился на Надежде Степановне.
Впоследствии бабушка часто вспоминала о тяжелых, трудных временах коллективизации. В то время дедушка Василий Андреевич трудился кузнецом на лесозаготовительном предприятии «Башлыково».
В семье у Надежды Степановны и Василия Андреевича было трое детей: моя мама, Раиса Васильевна, 1935 года рождения, Серафим Васильевич, 1937 года рождения, Анатолий Васильевич, 1941 года рождения.
Повестку из Усть-Вымского районного военкомата 18 августа 1941 года (повестка сохранилась до наших дней) Василий Ячменев получил во время сенокоса. В этот же вечер, 19 августа 1941 года, его вместе с товарищами отправили на пароходе в райцентр. Бабушка осталась дома с тремя детьми на руках, самому младшему, Анатолию, было шесть месяцев, с ними дома осталась и мама дедушки, Анна Ефремовна. Маме моей было пять с половиной лет – она смутно помнит своего отца, но в памяти у нее остался момент, когда отец перед уходом на фронт посадил ее к себе на колени, а Серафим Васильевич не помнит отца, ему было четыре года.
На фронт Василий Ячменев ушел в 35 лет. Служил в 86 отдельном лыжном батальоне, участвовал в боях на Волховском фронте. Дедушка успел написать домой только два письма. Писал о том, что идут на лыжах в белых костюмах по направлению к Ленинграду и оттуда, наверное, живыми не вернутся.
Мой дедушка и все остальные солдаты шли на верную смерть. Последнее письмо он написал 21 октября 1941 года, а 26 декабря 256 бойцов 86 лыжного батальона приняли бой у деревни Пчева, где командовал войсками генерал Мерецков. Дед погиб в марте 1942 года.
ПИСЬМА, сложенные треугольником, бабушка Надя хранила в комоде в коробочке и всегда нам рассказывала, что дедушка служил в лыжном батальоне и пропал без вести. Она одна поднимала троих детей, не сдалась, все выдержала. Дети выросли достойными своих родителей. Бабушка Надя часто вспоминала, что вниз по Вычегде до Котласа на пароходе возили на фронт мужчин, а вдоль реки по берегу бежали женщины, махали платочками, кричали, каждая хотела увидеть своего мужа, сына. Это было больно и тяжело.
В нашей дружной семье часто вспоминали и ждали дедушку Василия, особенно моя мама Раиса Васильевна, она часто говорила своим младшим братьям и бабушке Наде, а что если сейчас вдруг зайдет к нам отец, что будем делать? После просмотра фильма «Вечный зов» моя мама и бабушка Надя все думали, что дедушка Василий, как герой фильма Кирьян, тоже стал инвалидом и не может добраться до дома...
Но вдруг свершилось чудо! Спустя 51 год, 5 ноября 1992 года поисковики нашли медальон Василия Андреевича Ячменева, со всеми записями, и через военкомат нашли мою бабушку Надежду Степановну, ей был тогда 81 год. С тех пор ее сердце успокоилось. Мы узнали, где погиб дедушка. Его останки нашел поисковик из Новосибирска по имени Алексей.
В 1992 году в г.Кириши Ленинградской области на захоронение останков солдата Василия Ячменева в братской могиле вместе с останками наших земляков ездили оба моих дяди – Серафим Васильевич и Анатолий Васильевич, мама по состоянию здоровья не смогла поехать.
МЫ, ВНУКИ, не видели деда Василия. Не слышали его голоса, нам некому было говорить слово «дедушка», но сейчас мы знаем, где он похоронен, можем поклониться ему и привезти «привет» из Коми.
Это святое место в г.Кириши я посетила три раза, ездили туда с мужем Виктором, а в этом году – с правнучкой Екатериной. Все дети Серафима Васильевича и внуки каждый год посещают могилу деда, они живут в Санкт-Петербурге.
В нашей семье в День Победы мы всегда вспоминаем дедушку. И каждый год Василий Ячменев – в строю бессмертного полка.
Мы храним семейные реликвии, документы и письма. Мы помним рассказы бабушки Надежды Степановны о тяжелой жизни в годы войны и в послевоенные годы. Но сегодня нам надо также помнить и уважать поколение «детей войны» – это наши родители. Им не приходилось воевать, но мы знаем, что было очень трудно, лучшие детские годы пришлись на годы горя и лишений.
Мы, внуки и правнуки, не можем себе и представить, каково было жить во время войны, получать долгожданные фронтовые письма-треугольники или извещения о гибели со словами «пропал без вести». И ждать всю жизнь, как мои родные.
Память о своем дедушке Василии Ячменеве я сохраню и пронесу сквозь годы, чтобы мои дети и внуки не забывали о нем никогда.
Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм, этот подвиг будет жить вечно в веках. Мы не видели войны, но знаем о ней почти все, знаем, какой ценой было завоевано счастье.
Вечная память моим дедушкам Андрею Николаевичу Минину и Василию Андреевичу Ячменеву.
НАДЕЖДА БЕККЕР,
внучка.