Главная Общество Мошенников все больше

Мошенников все больше

24 ноября 2021

Мошенничества с изъятием денежных средств с банковских карт и мобильных телефонов граждан с каждым годом набирают всё большие обороты.

Телефонное мошенничество в Российской Федерации начало активно развиваться с начала 2000-х годов, когда сотовые телефоны стали привычными и общедоступными средствами связи для самых широких слоёв населения. Первоначально наиболее распространёнными были звонки от лжеполицейских, сообщавших о совершённом детьми (родными, близкими) ДТП или правонарушении и просивших передать (перевести) денежные средства, которые необходимы для прекращения дела. Так обманывали не только доверчивых граждан, но и дискредитировали сотрудников правоохранительных органов. Затем формат обмана стал шире, со временем он охватил банковскую сферу, сферу мобильной связи, интернет-сайты. Мошенничеством начали заниматься не только отдельные граждане, но и целые преступные группы, работающие во всех странах мира.

О том, какие виды мошенничества встречаются в последнее время, рассказывает заместитель прокурора Усть-Вымского района Константин Сивков: «В 2021 году были распространены такие мошеннические схемы, как звонок потерпевшему от лица, которое называет себя представителем банка и под предлогом защиты персональных данных и денежных средств, которые находятся на банковском счете, просит сообщить реквизиты банковской карты, которые необходимы для списания денежных средств, либо назвать код, который приходит в СМС-сообщении и по сути являющийся простой электронной подписью, позволяющей осуществить банковскую операцию; перечисление сбережений, либо взятых в кредит денежных средств на счета мошенников через банкоматы, которые происходят под убеждением разговаривающих с вами по телефону мошенников, что если вы этого не сделаете, то денежные средства будут украдены с банковского счета злоумышленниками; оформление покупок на мошеннических сайтах, предлагающих купить товары по существенно заниженной цене, введение данных банковской карты на таких сайтах; утеря банковской карты, оснащенной функцией бесконтактной оплаты, которая в дальнейшем используется лицом, ее нашедшим.

Также имеются и иные способы хищения денежных средств, которые находятся на банковских счетах граждан».

– Константин Львович, через средства массовой информации постоянно ведётся работа по профилактике подобных преступлений. Вроде бы все об этом уже должны знать. Но граждане снова и снова попадают на уловки мошенников. Чем это можно объяснить?
– Полагаю, что проблема в свойственной нашим гражданам привычке полагаться на «авось», что обманным и очевидным путем похищают денежные средства только у других людей, и это никогда не произойдет с ними. Также это можно объяснить и пренебрежительным отношением к профилактической работе, проводимой сотрудниками правоохранительных органов, поскольку, как показывает практика, преступления совершаются и после информирования населения сотрудниками правоохранительных органов и разъяснения мер предосторожности при помощи системы голосового оповещения, установленной в населенных пунктах.

– Почему сложно выявлять и наказывать телефонных мошенников?
– Данная категория преступлений, если она совершена дистанционно, действительно является сложно раскрываемой, поскольку мошенниками практически никогда не используют собственные персональные данные при оформлении банковских счетов, номеров телефонов, используемых в целях совершения преступлений.

– Есть ли факты выявления мошенников, совершивших противоправные действия в отношении жителей Усть-Вымского района? Какое наказание могут получить граждане за совершённое мошенничество?
– Факты совершения таких преступлений, конечно же, имеются и в нашем районе, при этом они довольно многочисленны.

К примеру, в марте-апреле текущего года следственным отделением ОМВД России по Усть-Вымскому району возбуждены уголовные дела по фактам хищения у двух жителей нашего района денежных средств в размере, превышающем 1 500 000 рублей. В настоящее время организована работа по розыску лиц, причастных к совершению данных преступлений.

Другой, более положительный пример. В апреле этого года Усть-Вымским районным судом осужден 37-летний житель Ленинградской области. Судом установлено, что в течение июня-июля 2019 года осужденный совместно с другими лицами, в отношении которых материалы уголовного дела выделены в отдельное производство, действуя группой лиц по предварительному сговору, осуществляли неоднократные телефонные звонки потерпевшей 1939 года рождения, проживающей в городе Микунь. В ходе телефонных разговоров мошенники выдавали себя за представителей различных государственных органов, иных организаций, убедили потерпевшую, что они действуют в ее интересах, что заставило её перевести мошенникам с помощью банка более 2 млн рублей посредством восьми банковских операций. Обманная схема заключалась в том, что в ходе телефонных разговоров жертвам мошенников сообщалась заведомо ложная информация о причитающихся им компенсационных выплатах за поставку некачественных товаров – биологически активных добавок к пище, которые приобретались ими ранее, однако, чтобы получить указанные выплаты, они убеждались в необходимости оплаты комиссии, которая будет возвращена вместе с компенсационной выплатой.

– Вряд ли в ближайшие годы можно ожидать сокращения попыток обмана граждан, тем более, что информация о каждом из нас становится всё более и более доступной, так как постоянно аккумулируется в различных государственных и муниципальных структурах. А утечки такой информации стали уже регулярными. Что в таких условиях можно порекомендовать жителям района, чтобы не попасться на уловки мошенников?
– Более ответственно подходить к использованию своих персональных данных, и особенно связанных с банковскими счетами. Не доверять лицам, представляющимися сотрудниками банковских учреждений, правоохранительных органов, которые пытаются убедить вас в том, что неизвестные лица похищают ваши денежные средства. Можно просто не отвечать на номера телефонов, которые имеют неизвестный вам код города или просто кажутся подозрительными, поскольку официальные телефоны банковских учреждений всегда являются одинаковыми (к примеру, для ПАО «Сбербанк» это номер «900» без точек и запятых).

Также в настоящий момент имеется возможность подключить мобильное приложение «Антимошенник», позволяющее определить тип телефонного номера, который вам звонит, либо автоматически заблокировать его звонок на ваш телефон.

АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих