

Рубрики


Лучик света в глазах ребенка
Елена Почивалова, учитель-дефектолог детского сада №2 города Микунь, в интервью нашему изданию призналась, что истинная награда для нее – это лучик света в глазах ребенка, как результат кропотливой, но невероятно важной работы, а раскрытие его потенциала, маленькая победа на пути к большой мечте.
Елена Почивалова с детьми на занятии
– Елена Алексеевна, расскажите, как вы пришли в профессию?
– Мой путь в образовании начался в 2009 году, когда за плечами остался педагогический колледж. Параллельно, я постигала вершины знаний на дефектологическом факультете ЯГПУ в Ярославле. После окончания университета, заведующая детским садом Ирина Александровна Маланчук пригласила меня в мир логопедии. И вот уже три года, после объединения детских садов, я с гордостью ношу звание учителя-дефектолога.
– Что для вас значит ваша работа?
– Моя работа – это источник глубокого удовлетворения, ведь я вижу, как могу помочь особенным детям обрести уверенность в этом мире, сделать его более доступным для них.
– Какие качества и навыки необходимы дефектологу?
– Самое важное качество – искренняя любовь и глубокая доброта. Важно уметь настроиться на одну волну с ребёнком, чувствовать и понимать его потребности, принимая и поддерживая его таким, каким он является.
– Вспомните ваше первое занятие с детьми.
– Первое занятие навсегда останется в моей памяти, ведь именно оно стало началом моего профессионального пути. Во время учёбы в колледже нам предстояло пройти практику, и подготовка к этому событию заняла практически целую ночь. Нервозность зашкаливала, сон ушёл прочь, но вот наступил долгожданный день, и я поняла, что мои переживания напрасны. Стоило лишь начать занятие, как тревога улетучилась сама собой. Создавалось ощущение, будто мы с ребёнком были одни в мире, погружённые в игру. Время пролетело незаметно, и вскоре моё занятие подошло к концу. Но самое удивительное произошло в самом финале: моя маленькая подопечная неожиданно обняла меня и искренне призналась, насколько ей всё понравилось. Этот трогательный жест вызвал бурю положительных эмоций внутри меня, и никакие похвалы преподавателей не могли сравниться с радостью, которую подарили её слова.
– Расскажите, как проходит ваш рабочий день?
– Каждый мой рабочий день проходит примерно одинаково. Начинается утро с традиционного обхода групп всех четырех корпусов детского сада №2, где я проверяю присутствие воспитанников и отмечаю отсутствующих. Если возникает необходимость, заранее договариваюсь с родителями о проведении индивидуальных консультаций. Затем наступает черёд запланированных занятий согласно расписанию. Малыши начинают заниматься раньше ребят из старшей группы, поскольку у них особый распорядок дня. Завершив все занятия, занимаюсь подготовкой документов, планированием следующего рабочего дня или разработкой увлекательных игр для детей.
– Вы находите подход к каждому ребёнку?
– Работа с детьми требует особого подхода и чуткости. Стремясь создать атмосферу доверия и взаимопонимания, я всегда ищу способ наладить контакт с каждым ребёнком индивидуально. Моё главное правило – сохранить чистоту и целостность детских сердец, избегать любых негативных воздействий на формирование их внутреннего мира. Детская душа тонко чувствует любые проявления лжи и лицемерия, поэтому я считаю важным проявлять искреннюю заботу и внимание ко всем своим воспитанникам.
– Есть ли современные тенденции в воспитании, которые вы используете в своей работе?
– Так же, как большинство педагогов дошкольного образования, я широко использую игровой подход в своей работе. Исследуя интернет-ресурсы, обнаружила необычную методику под названием «нейроигра». Её основное преимущество перед традиционными играми состоит в целенаправленном воздействии на стимуляцию мозга. Такие игры помогают развивать важные психические процессы: память, мышление, воображение, способность концентрироваться. Благодаря применению нейроигр воспитательная работа становится не только занимательной, но и продуктивной, помогая детям раскрывать потенциал своего ума.
– Как на поведение детей влияют родители и как вы взаимодействуете с семьёй?
– Дети удивительно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Если мама или папа испытывают негативные эмоции, будь то раздражение или недовольство, ребенок тут же впитывает эти чувства и отражает их собственным поведением. Поэтому большое значение имеет взаимодействие с родителями: я регулярно провожу личные консультации, всегда открыта для общения и поддержки. Порой кажется, что значительная часть моей работы посвящена взаимодействию именно с взрослыми, однако наша деятельность тесно переплетается. Только совместные усилия педагогов и родителей способны привести к значимым результатам. Даже самый опытный педагог не сможет добиться успеха, если дома ребенка никто не поддерживает и не занимается его развитием.
– Расскажите о самом сложном случае в вашей практике.
– Признаться честно, сложно припомнить случаи, когда приходилось сталкиваться с таким. Возможно, потому что такие ситуации попросту отсутствуют. Однако иногда встречались моменты, когда дети проявляли нежелание посещать занятия. Тогда я находила подход, приглашая ребёнка присоединиться после остальных или проводя занятие прямо в группе. Были также случаи, когда ребёнок предпочитал заниматься тем, что привлекало лично его, игнорируя предложенную мной игру. Здесь важно было проявить гибкость и перестроить ход занятия, учитывая предпочтения ребёнка.
– Когда стоит обращаться к дефектологу?
– Родителям нелегко распознать первые признаки проблем в развитии ребёнка. Чтобы принять взвешенное решение относительно необходимости помощи специалиста-дефектолога, лучше всего обратиться за советом к педиатру, который постоянно наблюдает вашего ребёнка, и проконсультироваться с врачом-неврологом в рамках регулярных осмотров. Такой подход даст возможность оценить динамику развития ребёнка.
Кроме того, прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) может стать полезным инструментом диагностики. Специалисты комиссии смогут определить потребность в занятиях с логопедом, дефектологом или психологом.
Прежде чем приступить к коррекционным занятиям, я настоятельно советую родителям предварительно обсудить ситуацию с врачами и педагогами, получив объективную картину состояния ребёнка. Совместно с профессионалами родители смогут принять оптимальное решение о целесообразности дополнительной коррекции.
– В каких конкурсах вы участвовали?
– Самым главным событием для меня стал конкурс «Воспитатель года-2025». Долго сомневалась и настраивалась, прежде чем подать заявку, но, преодолев сомнения, приняла участие. Итог оказался потрясающим: помимо огромного количества нового опыта, я испытала море позитивных эмоций. Конкурс вдохновляет, заряжает энергией и поднимает профессиональный дух. Теперь понимаю, почему подобные мероприятия важны и полезны для личностного роста.
– Что бы вы пожелали своим ученикам и их родителям?
– Ребенка нужно любить и принимать таким, какой он есть, вместе со всеми достоинствами и недостатками, оказывая постоянную поддержку. Ребенку крайне важно ежедневно ощущать тепло родительской любви, заботы и понимания. Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, включая братьев и сестер, ведь каждый уникален и неповторим. Общение играет важнейшую роль в отношениях с детьми: обязательно уделяйте время разговорам и душевным беседам. В суете повседневных забот и постоянной спешке взрослые часто упускают такую простую истину, но регулярное общение помогает укрепить связь и лучше понять друг друга.
Беседовала НАТАЛИЯ ПОПОВА.
Фото НАТАЛИИ ПОПОВОЙ.