Рубрики
Лекари нашей Победы
Личный фонд участника Великой Отечественной войны, старшего лейтенанта медицинской службы, отличника здравоохранения СССР Ивана Николаевича Козлова бережно хранится в Музее истории Жешартского фанерного комбината.
Иван Николаевич родился в 1920 году в селе Жешарт Усть-Вымского района. Когда мальчику исполнилось 7 лет, умерла мама, а отец и того раньше. Трое детей в семье Козловых остались сиротами, Иван был самым младшим. Много тяжелых испытаний и потерь выпало на его детство и юность.
После окончания Гамской семилетней школы Иван поступил в Сыктывкарскую фельдшерско-акушерскую школу и в 1939 году с отличием ее закончил. На работу по распределению попал в село Ларваньич Усть-Усинского района.
Фельдшерский пункт находился в частном доме, где Иван и сам проживал. Оказывал медпомощь жителям деревень, расположенных вверх по реке Усе, вниз по реке Печоре, на расстоянии до 30 километров. Зимой фельдшера возили в санях, запряжённых лошадью, а летом к ближним сёлам добирались на лодке, а в дальние ездили на пароходах. Молодому фельдшеру приходилось выезжать и к больным в тундру, в зимнее время – на оленьих упряжках, управляемых пастухами.
На свою первую работу фельдшером Иван устроился в начале сентября 1939 года, а в октябре 1940-го его призвали в Советскую армию. Попал на службу на Рыбачий полуостров Мурманской области ротным фельдшером артиллерийской части. В январе 1940 года Ивана направили в Военно-медицинскую академию Ленинграда на курсы повышения квалификации гражданских фельдшеров для оказания медицинской помощи на поле боя, где он учился два месяца. После окончания в должности ротного фельдшера был направлен в посёлок Лембалово – укреплённый район на финской границе.
О начале войны
Из воспоминаний Ивана Николаевича Козлова:
«22 июня 1941 года нашу роту перевели в доты с пулемётными и пушечными амбразурами. В 12:00 объявили о нападении фашистской Германии на нашу Родину. Передали о тяжёлых боях с немецко-фашистскими захватчиками по всем западным границам. Мы подготовили пулемёты и пушки в амбразурах к боям.
Через три дня нас с бойцами из других рот пограничного отряда, оставив часть из них для обороны участка, посадили в автомашины в полном боевом снаряжении, повезли в Ленинград. Оттуда – на запад. Приехали в город Гатчина. Заняли оборону в северной части города. Фашистские самолёты летали над нами в сторону Ленинграда. Через несколько дней начали бомбить лесной парк Гатчины. Я на должности ротного фельдшера был в окопах, во весь рост, вместе с бойцами. Около нас находился дот с бойницами, направленный на запад. Ночью фашисты сбросили бомбы около дота, после этого меня вызвали к командиру полковой медицинской службы. Назначили фельдшером хирургического отделения. К работе приступить я так и не смог, так как лесной парк, в котором находилась санитарная часть полка, всю ночь бомбили фашистские самолёты. Землянка наша вся дрожала, с бревенчатого наката сыпалась земля…
Утром вызвали к главному врачу. Он направил меня на передовую. Сообщил, что там ротный фельдшер тяжело заболел, просил его заменить. Мне дали проводника, и мы пришли в эту роту. Мне уже было известно, что санчасть ночью была под бомбёжкой, и направлять раненых было некуда. Близко, с северной стороны, были слышны разрывы снарядов и мин со стрельбой пулемётов.
Через час наша рота, оборонявшаяся в бою, стала отступать. Старший лейтенант, управлявший боем, подошёл ко мне, приказал эвакуировать раненых. Легко раненные ушли с бойцами, остальных унесли на плащ-палатках.
Я шёл в кустах к дороге, которую надо было перейти, чтобы идти к своим. Везде рвались мины. Часть бинтов и пакетов положил в карманы, потому что оторвался ремень сумки, когда полз в кустах. Вражеский пулемёт стал вести сильный обстрел по дороге… Одна из мин с визгом летела на меня. Я лёг на землю, она разорвалась в трёх метрах и обдала сучьями и комьями земли. Голова закружилась от воздушной волны. Вблизи оказался окопчик для одиночного бойца. Дополз до него, опустился на дно, думал застрелиться... И всё-таки жизнь взяла верх. Подумал, что если погибнуть, то на поле боя.
Минный обстрел прекратился, и стало ясно, что фашистские войска скоро будут здесь. Вышел из окопчика, согнувшись, дошёл до дороги. Дорога уже не обстреливалась из вражеского пулемёта, я перешёл её и ползком по тропинке направился к своим. Увидел вражеского пулемётчика. Он крикнул: «Штейт!» («Стой!»). Я, вставая, вытащил наган из-за пазухи шинели и только выпрямил руку, как получил удар вражеской винтовкой...»
Так Иван Николаевич попал в плен к фашистам. Сначала в лагерь для военнопленных города Луга, затем в псковский, где пробыл шесть месяцев. За это время переболел сыпным тифом, малярией. Из плена удалось бежать. После чего, не разбираясь, его осудили по 58 статье и направили в штрафбат.
Спасал раненых на передовой
Сложно переоценить вклад медиков в победу во время Великой Отечественной войны. Находясь на передовой, не жалея себя, Иван Козлов вытаскивал раненых с поля боя, спасал и оказывал медицинскую помощь бойцам, оперировал.
В одном из боев фельдшер Иван оказывал медицинскую помощь командиру пулемётной роты, тяжело раненному во время обороны на передовой. Из воспоминаний Ивана Николаевича:
«Он вёл непрерывный огонь из станкового пулемёта «Максим» по врагу, адъютант пришёл ко мне в шалаш при сильном миномётном обстреле наших позиций фашистами, сообщил, что тяжело ранен командир пулемётной роты. Я сразу побежал с ним к месту его нахождения на передовой. В это время на вершинах деревьев и на земле взрывались мины. Летели на нас сломанные ветки, свистели осколки мин, падали деревья. При перебежке между деревьями один осколок попал мне в фельдшерскую сумку, которая была закреплена ремнями на поясе, а вешалась на правом плече. Как оказалось потом, осколок порвал бинт и немного погнул ножницы. Лейтенант был тяжело ранен: пуля прошла под левой ключицей и, видимо, по внутренней части грудной клетки и ранила селезёнку. Кровоизлияние было в брюшную полость… Сразу, как только успел перевязать входное отверстие раны, пришли санитары с носилками, унесли его в санчасть, чтобы сразу же сделать операцию по удалению селезёнки. Позже выяснилось, что после операции в санбате его отправили в госпиталь».
А сколько таких раненых из-под огня спасли Иван и его коллеги – не сосчитать…
«На передовой, на фронте в летнее время я был только в гимнастерке без шинели. На поясе слева через плечо носил фельдшерскую сумку, а за поясом справа – наган» – из воспоминаний И.Н. Козлова.
Необходимо помнить, что рядовые штрафбата всегда были впереди, всегда наступали. Сколько боевых товарищей погибло на глазах Ивана Козлова, даже трудно представить… В 1944 году, когда штрафбат И.Козлова в тяжелом кровопролитном бою прорвал фашистскую оборону и стал наступать в сторону Латвии, судимость с Ивана и его товарищей сняли. Вот только потерь в том контрнаступлении было не сосчитать...
В одном из наступлений Советской армии сам Иван Николаевич был несколько раз тяжело ранен – разрывными пулями сильно повредило ноги; в самом конце войны долго лечился в госпитале, получил инвалидность. Вернулся в родной Усть-Вымский район.
Дом родной – Жешарт
В декабре 1945 года Иван Николаевич устроился фельдшером в амбулаторию станции Мадмас Печорской железной дороги. Работы было много: оказывали медпомощь, делали прививки, ходили на вызова и даже роды иногда принимали. Здесь же, в Мадмасе, Иван повстречал свою вторую половинку – девушку Зою, а в 1948 году у них родился первенец Петр. В 1951 году молодая семья Козловых переехала в село Межог, и Иван стал работать заведующим сельским фельдшерско-акушерским пунктом. Один за другим в семье появились сыновья Александр, Валерий, а в 1954-м родилась двойня – Борис и Светлана.
Детей нужно было поднимать. И в 1962 году супруги Козловы перебираются в родной для Ивана поселок Жешарт. Ивана Николаевича взяли фельдшером в поликлинику больницы п.Жешарт; выделили квартиру в новом 2-этажном доме для медработников. На втором году работы он уже временно исполнял обязанности главврача поликлиники – вот такое было к нему доверие со стороны коллег! Иван Козлов трудился и фельдшером в скорой помощи поселка, подменял коллег, некоторое время был фельдшером амбулатории п.Жешарт. Вел большую общественную работу. Был членом КПСС, секретарем парторганизации больницы п.Жешарт.
Иван Николаевич награждён орденом Отечественной войны l степени, медалями «За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За боевые заслуги», многочисленными наградами за свой труд на поприще медицины.
Много лет Иван Николаевич Козлов проработал в здравоохранении Усть-Вымского района. Умер в 2014 году. Но дело его живо. Дочь Светлана пошла по стопам отца – в медицину. Светлана Ивановна трудится медицинской сестрой дневного стационара при поликлинике п.Жешарт. Ее супруг, Александр Михайлович Кельщиков – фельдшер отделения скорой медицинской помощи Жешартской больницы ГБУЗ РК «Усть-Вымская ЦРБ», он заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации. Их сын Денис продолжает медицинскую династию своего героического деда.
Подготовила НАТАЛЬЯ ШЛЫКОВА.