Рубрики
Коми ань: жизнь и судьба
У труженицы тыла, ветерана труда из села Айкино, воспитавшей пятерых детей, трудовой стаж составляет 49 лет! В 90 лет у северянки сохранился ясный ум и хорошая память.
Последний ребенок
большой семьи
Галина Исакова (в девичестве) – 12-й, последний ребенок большой айкинской семьи. Отец, Иван Григорьевич, 1879 года рождения, был учителем, грамотным по тем временам человеком, к которому часто приходили односельчане – кому нужно было заявление написать, кому письмо. Простой коми человек никому не отказывал, только прожил недолго – умер по болезни в 62 года.
Мама, Мария Ивановна, была родом из Княжпогостского района, сирота, рано пошла в няньки, поэтому была неграмотной. Познакомилась она с будущим мужем в Княжпогосте, в школе, где работала уборщицей.
- Мы жили в большом доме у дороги по улице Центральной, рядом с домом Вячеслава Просужих. Вместе с нами жили дед с бабушкой. Дед воевал в Первую мировую войну с 1914 по 1917 годы вместе с соседом, вернулись домой они вместе, но дед раненый был… Я маленькая была вместе с детьми на полатях, помню, как дед Николай на койке лежал парализованный, - вспоминает Галина Ивановна. – В хозяйстве лошадь была, корова, бальки, взрослые работали в колхозе. А отец пешком на работу ходил в Гамскую школу, иногда там 2-3 дня ночевал. Из 12 детей дольше жили шестеро, двойняшки умерли друг за другом, мама всё их вспоминала, а бабушка говорила: «Бог дал, Бог взял». Я осталась последняя из большой семьи.
Юность, учеба,
начало трудового пути
После окончания семилетки Галина поступила в лесной техникум в Сыктывкаре. Выбор профессии был неслучаен: девочка очень любила лес, с большим удовольствием ходила по грибы-ягоды, хотя и по хозяйству дома всё умела, даже дрова колоть, и в колхозе работала летом. Невысокого росточка, шустренькая девчушка успевала все дела переделать, как бы играючи.
Годы учебы пришлись на роковые 40-е. Из 32 студентов после первого семестра в 1941 году продолжили учебу только 11 человек. Было голодно: выдавали всего 400 грамм хлеба, поэтому девчонки бегали на капустное поле, подбирали кочерыжки и грызли – голод ведь не тетка…
После окончания техникума, в 1945-м году, Галину вместе с сокурсницей Аней по распределению направили на работу в трест «Свердловсклес». Как добирались выпускницы, сельские девчонки никуда до это не выезжавшие – это длинная история, но добрались до Сведловска и трест нашли. Оттуда Галину, которую сразу стали звать по имени-отчеству (как же специалист – техник леса!) направили в г.Красногвардейск - в 150 км от Сведловска, в большой поселок, где был лесхоз.
- Леса там красивые – растут сосны, кедры, и более ухоженные, чем у нас. Да и люди жили побогаче, чем у нас на родине. Комнату мне отдельную сразу выделили, - вспоминает Галина Ивановна. – Меня зауважали, когда выяснилось, что я умею верхом ездить, ведь на делянки часто надо было выезжать на лошадях.
И молодой человек начал ухаживать за бойкой девушкой, замуж звать. «В те времена позже замуж выходили, поэтому я не соглашалась, отнекивалась».
И всё было хорошо, но по прошествии 1 года 9 месяцев пребывания на свердловской земле, пришло письмо от брата Вячеслава, 1923 года рождения, который работал машинистом в Сольвычегодске. Брат писал, что мама осталась одна, мол, если сможешь, приезжай домой. А Галину Ивановну не отпускают, должна отработать три года, как молодой специалист. Но выход из положения в знак благодарности за её труды нашел один из начальников лесничества. Ей пришел вызов, что она, якобы, поступает на учебу в Архангельский лесной институт. И Галина поехала на родину!
Дорога домой была не менее сложной – билетов до Кирова не было, ехали в вагонах, в которых перевозили лошадей; благодарили Бога, что лежаки там были, да контуженый фронтовик, следовавший с ними в теплушке, никого не прирезал, как грозил это сделать…
Основатель
Айкинского лесхоза
Так, в 1947 году, Галина Исакова вернулась на родину. Из Кирова она прямиком доехала до Сыктывкара, где жили ее две родные сестры, думала их проведает – и домой, к маме. Но судьба приготовила ей сюрприз: в столице она случайно столкнулась с учителем лесного техникума Кушмановым, который привел её в контору, где формировались кадры для создания лесхозов в Коми республике.
И Галина по приказу была направлена организовывать открытие Айкинского лесхоза. А ей был всего 21 год, и она не предполагала и не знала, с чего начать! Но куда было деваться – приказ есть, времена суровые. И пошла назначенная исполняющей обязанности директора лесхоза к руководителю леспромхоза Донцову, который подсказал, что ей надо сделать, но в первую очередь посоветовал сходить на прием к первому секретарю райкома партии. Сходила, познакомилась, затем подыскала комнату, где будет размещаться контора лесхоза, начала подбирать кандидатов на должность лесничих в районе из числа леспромхозовских работников. И тут неожиданно выяснилось, что таксакционное описание (данные характеристики лесонасаждений) не проводилось в районе аж 10 лет! Провели эту объемную, но необходимую работу с лесничими, ходили на собрания для разъяснения населению, что для рубки леса нужно выписывать билет, повесили плакаты, что «лес - наше богатство», и стали работать…
10 лет работы в качестве директора Айкинского лесхоза пролетели, как один день! Работы было много, ответственности тоже. «Отпуском в 36 рабочих дней не пользовалась никогда – писали приказ и тут же отзывали, выдавая денежную компенсацию»,- говорит Галина Ивановна. А дома - семья, дети, хозяйство. Пришлось искать другую работу.
Мама пятерых детей,
труженица и народный заседатель
С будущим мужем - Михаилом Велещуком - Галина познакомилась в воинском Шежаме, где тот служил в войсковой части в качестве шофера. В 1954 году у молодоженов родилась дочь Надя, трое следующих детей – Шурик, Коля и Таня - родились друг за дружкой – с 1956 по 1958 годы; последний ребенок, Валя, родилась в 1965 году.
- Как и мои родители, я всегда держала скот: корову, свиней, кур, кроликов. Корову держала почти до 80 лет, - говорит Галина Ивановна. – Летом - огороды, сенокос, осенью – лес, грибы-ягоды, картошка. А после работы, когда дети были маленькие, стирка до ночи руками, стиральных машин тогда ведь еще не было…
Как они выдерживали всё это – этот египетский труд! - коми сельские женщины!? Утром вставали затемно, шли доить корову, потом печку топили, варили-стряпали, шли на работу, а вечером дома ждала «вторая или третья смена», поэтому когда ложились спать северянки – одному Богу известно. Но они были молоды, легки на подъем - думать и заботиться о себе было некогда!
А тут еще и дом строить надо было, нужны были деньги. Поэтому мысли о том, чтобы не работать, у Галины даже не было. После лесхоза она устроилась старшим бухгалтером в агентство «Союзпечать». Ей пригодился опыт, полученный в Свердловской области, где молодую девушку, схватывающую всё на лету, привлекали для помощи в бухгалтерию. Руководитель организации Калиса Николаевна Нефедова была довольна работой Галины Ивановны: несмотря на большой объем работы, отчеты бухгалтерией сдавались всегда вовремя.
После пяти лет работы на почте Галина Велещук устроилась начальником финансово-хозяйственного отдела в военкомат. И здесь проявились её организаторские способности по привозке, распиловке и колке дров (топили дровами), а также ремонту помещений. Но после трех лет молодой женщине стало скучно – день на работе длинный, засыпать стала… «Мама не может сидеть без дела, без работы», - пояснила дочь Надежда, которая в настоящее время ухаживает за матерью. А Галина Ивановна добавила по коми: «Велалома уджавны» («приучена работать»).
Поэтому когда Галину Ивановну позвали бухгалтером во вневедомственную охрану, где она проработала 11 лет, до выхода на пенсию в 50 лет, как имеющую пятерых детей, она согласилась. Хотя военком Нешлюбенко отпускать пробивную и честную работницу не хотел, но женщина ушла, окунувшись в другую стихию. «Я еще 12 лет избиралась народным заседателем райнарсуда, - говорит она. – И в партию вступить предлагали, но я отказалась».
В 1981 году Галина Ивановна вышла на заслуженный отдых, пенсия по тем, советским временам, была хорошая -132 рубля. Но дети – Коля, Валя - еще учились, поэтому она стала работать бригадиром в Госстрахе, где трудилась 4 года; после этого шустрая женщина еще 15 лет трудилась в торговле. «Позвали торговать – не отказалась», - сказала ветеран. Так общий стаж этой удивительной женщины и составил 49 лет! «Я довольна и благодарна судьбе, что смогла проработать столько лет», - говорит долгожительница.
- Мама умеет работать – всё ей по плечу. Умела и косить, и стоговать, всё делала быстро, ходить медленно просто не могла, - поясняет дочь Надежда Велещук.
А дочь Татьяна Жабинец, раскрывая секрет долголетия мамы, говорит: «Она всегда трудилась, была в движении, а кушала мало, но питалась правильно. Была всегда худенькой, подвижной – похожа на свою маму (и росточком небольшим тоже) которая, несмотря на нелегкую судьбу, прожила 80 лет».
Ах, судьба-судьбинушка…
Жизнь прожить – не поле перейти – говорит народная пословица. В судьбе Галины Ивановны были и тягостные дни утрат своих близких. В 62 года умер муж, Михаил Павлович Велещук, запомнившийся односельчанам как работник рембыттехники и хорошо соображавший в этой самой бытовой и другой технике; друг за другом – в 55 и 54 года – ушли в мир иной сыновья - Шурик и Коля, не минуло и 40 дней между их кончинами. Всё надо было пережить, и жить дальше.
И мудрая, доброжелательная женщина продолжает жить, хотя появились бытовые проблемы, которые отравляют спокойное существование ветерана-долгожителя, в том числе с водоснабжением, даже к президенту Путину пришлось обращаться с этой возникшей невесть откуда дилеммой. Но Галина Ивановна надеется на то, что помогут, ведь она отдала всю себя труду на благо Родины, работала долго, добросовестно и честно.
Ветерана радуют внуки-правнуки, которых много: 5 внучек и 3 внука, 4 правнучки и 2 правнука. Жизнь продолжается…
КЛАВДИЯ ПАВЛОВА.
Р.S. Слово «ань» в переводе с коми означает «женщина».