Рубрики
Из жизни забытой деревни
Воспоминания о малой родине жителя поселка Студенец Виктора Кругликова.
В первой половине XVIII на правом берегу небольшой лесной реки Юромки возникло поселение – деревня Речка Ерым.
Сейчас на берегу реки Юромки стоит поселок Студенец
Под таким названием она впервые упомянута в ревизских сказках в 1747 году. В 1784 году деревня Юромская Оквадской волости отмечена в «Экономических примечаниях к Генеральному межеванию». Тогда в деревне был всего один жилой двор, где проживали семь человек обоего пола, включая детей. В 1859 году в деревне Речка Юромка было два двора, где проживали 15 человек. В 1926 году населённый пункт был записан уже как деревня Зимино, находившаяся в ведении Коквицкого сельсовета. Тогда в деревне было 13 дворов, в которых проживало 58 человек. В 1949 году в деревне, кроме коренных жителей, проживали 15 высланных немецких семей (36 человек), четыре украинца из западных областей Украины и два «власовца».
Воспоминаниями о своей малой Родине – деревне Зимино, делится житель посёлка Студенец ВИКТОР КРУГЛИКОВ: «По преданию, первым на берегу Юромки осел житель города Тотьма – один из трёх братьев, то ли сосланных за какую-то вину, то ли сбежавших от непосильных поборов. Ионе – так его звали, приглянулась лесная речка, протекающая среди девственных лесов. Его брат Питирим обосновался на речке Ёрыч, а брат Степан подался в Серёгово.
Первый дом Иона построил совсем рядом с речкой, но каждую весну дом затапливало талыми водами. Поэтому он перебрался выше – фундамент этого дома сохранился до настоящего времени. Обзавёлся семьёй, расширил хозяйство. Позже в деревне построили мельницу, которая служила людям около двух столетий.
Почти все семьи, обосновавшиеся в Зимино, были многодетными. У моей бабушки Евдокии Степановны было три сестры и четыре брата. Её старший брат Семён был призван в царскую армию во время Первой мировой войны, попал в плен. Вернувшись домой, женился. Вместе с супругой вырастили четырёх сыновей и дочь. Три сына приняли участие в Великой Отечественной войне, были награждены орденами и медалями.
Всё мужское население Зимино призывного возраста во время войны сражалось на разных фронтах с немецко-фашистскими захватчиками, многие погибли, кто-то пропал без вести.
Мой дед – Александр Иванович Зиновьев, в царскую армию был призван в 1892 году. Чудом сохранилось его приписное свидетельство. Сейчас оно хранится в республиканском краеведческом музее.
Учёба и развлечения детей Зимино
Хочется вспомнить о своём детстве. Я родился уже после войны. В деревне Зимино была начальная четырёхклассная школа, где обучались 15 мальчиков и четыре девочки. Учили детей на русском, так как в школе было много немецких детей. Учила нас Лидия Питиримовна Попова. Родом она была из деревни Полавье. Со всеми классами работала одна. Как справлялась – уму непостижимо.
После начальной школы обучение мы продолжили в семилетней школе деревни Вогваздино. Ходили в школу пешком – туда и обратно выходило около десяти километров.
Развлечений у детей того времени было мало. Как только выпадал снег, катались с горки на санках и лыжах – у кого что было. Делали трамплин и прыгали с него, скатившись с горки. В марте, когда высота снежного покрова достигала максимума, ходили по заборам. В то время все огороды были огорожены, чтобы туда не забрались коровы и овцы. В землю вбивали колья, обычно сделанные из молодых ёлок (они служат дольше), жерди закрепляли с помощью ивовых веток. Жерди на заборах были разной толщины, но в основном нетолстые. Вот и ходили по ним, как по канатам: развлекались и соревновались – кто больше пройдёт, не упав в снег.
Однажды видим, сидит возле забора девочка Геля и плачет – зацепилась за колышек и сильно порвала платье. «Не плачь, – сказала наша сверстница Галина Козлова, которая была с нами, – пойдём к моей бабушке. Она так зашьёт платье, что даже твоя мама не заметит». И действительно, бабушка Гали так зашила платье, что шов невозможно было заметить – вот такие в Зимино были мастерицы.
За баловство нам часто попадало от родных. Бабушка обычно «учила» меня ремнём. Но я сообразил, что если присесть в угол, то ремень не достаёт – он бьёт по стене и по телу попадает лишь по касательной, что совсем не больно. Со временем, став постарше, баловаться, конечно, переставали.
Трудовое воспитание
Много времени мы были заняты работой, помогая родным. Дед, Александр Зиновьев, с семи лет научил меня косить косой-горбушей траву на межах между огородами. Летом много времени уходило на заготовку сена для коровы, которую держали на два хозяйства. У всех деревенских жителей в хозяйстве была какая-либо скотина, что спасало от голода: были своё мясо, молоко, сметана, творог… Реки Юромка и Вычегда были богаты рыбой. В лесах в изобилии каждый год росли грибы и ягоды, мужчины добывали дичь.
Для заготовки дров далеко ходить было не надо – лес рос в нескольких сотнях метров от деревни. Дрова тогда обычно заготавливали в мае – до начала огородных и полевых работ. Бабушка мне давала лучковую пилу, сама брала топор, и мы с ней шли в лес. Она научила меня, как делать запил, как правильно свалить дерево, чтобы оно не зацепилось за соседние. Свалив дерево, она обрубала сучки, а я пилой распиливал ствол на чурки. Потом раскалывали чурки на половинки или четвертинки, складывали в поленницу. За лето дрова высыхали и осенью, после выпадения снега, дрова привозили домой – кто на лошади, кто на санках.
С весны до осени работали на огородах – сажали картофель и овощи, пололи сорняки, окучивали картофель, затем собирали урожай. Так и пролетало лето в трудах и заботах. Летом детям также поручали чистить посуду. Специальных моющих средств тогда не было, и мы ходили к реке, оттирали речным песком накипевшую грязь с чугунков, кастрюль, тарелок.
Все дети с малых лет приучались к труду, они не боялись никакой работы, хорошо ориентировались в лесу, умели делать всё, что необходимо для сельского жителя.
Праздники и традиции
Кроме общегосударственных праздников – 1 мая, 7 ноября, в Зимино даже в советские годы отмечали День всех святых. В этом году он выпал на 19 июня, но празднуется этот христианский праздник всегда через неделю после Троицы.
К Дню всех святых обычно заканчивали проведение весенних полевых работ. Перед началом сенокосной страды выпадало более или менее свободное время. К этому празднику варили сур, делали брагу. Сур варили в деревянных чанах (они напоминали бочки, только были другой формы). При производстве сура использовали ячмень: сушили, вымачивали, делали закваску.
К родственникам приезжали гости из Щукино, Вогваздино, Полавьи, других населённых пунктов. После обеда люди выходили на улицу, пели и плясали под гармошку. Подвыпившие мужчины иногда дрались, но почему-то не на кулаках, а на жердях, которые вырывали из заборов. Видимо у коми мужиков в крови даже через многие поколения сохранились навыки боя на копьях, которыми наши предки владели в совершенстве, защищая свои жизни и имущество во время многочисленных набегов новгородцев, вятичей и вогулов, а затем и походов московских дружин в первую половину прошедшего тысячелетия. Копья также использовались во время охоты, а острога – во время ночного лова рыбы на небольших реках. Но увечий или травм дравшиеся друг другу обычно не наносили.
Судьбы некоторых жителей Зимино
После окончания Вогваздинской семилетки парни и девушки из Зимино обычно разъезжались кто куда, в родной деревне никто не оставался. Сёстры Нина и Ангелина Зиновьевы окончили Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум и почти всю жизнь проработали по полученной специальности. Анатолий Фотиев остался работать в лесопункте, длительное время трудился бригадиром, руководил погрузкой древесины в вагоны, был награждён медалью «За трудовую доблесть».
Своеобразно сложилась жизнь у Леонида Зиновьева. Его дед и бабушка, Александр и Дарья Зиновьевы, были глубоко верующими людьми. Они вместе читали священное писание, евангелие. После того, как он стал взрослым, его стали приглашать для совершения церковных обрядов. За ним даже закрепилось прозвище – поп Лёнь. В начале 1960 годов закончил курсы киномехаников, работал на станции Чуб, затем объездил почти весь Советский Союз. После обосновался в городе Гатчина Ленинградской области.
Я также окончил курсы киномехаников, демонстрировал кинофильмы в домах культуры района. Три года трудился на кинопередвижке на Коквицкой «горе». В 1967 году был направлен в п.Студенец, где работал до ликвидации киносети. Дослужился до званий «Почётный киномеханик России», «Ветеран труда».
Галина Козлова получила педагогическое образование в Ленинграде, 45 лет отработала в школе учителем физкультуры. Она награждена республиканскими и российскими почётными грамотами, отличник народного образования, ветеран труда.
В настоящее время
Деревни Зимино, как таковой, в настоящее время уже не существует. Нет его и в списках населённых пунктов Усть-Вымского района. На территории бывшего Зимино сейчас проживает правнук Александра Евгеньевича Зиновьева – Максим Туркин. Он построил дом, баню, возвёл хозяйственные постройки, завёл крестьянско-фермерское хозяйство.
Внуки и правнуки бывших жителей Зимино также иногда приезжают на землю предков – за грибами, ягодами, просто отдохнуть от повседневных забот, полюбоваться природой».
Помимо Зимино в Усть-Вымском районе есть и другие деревни, жизнь в которых сейчас совсем угасла или на стадии угасания. Но мы всё же будем надеяться, что жизнь в этих деревнях и тех, что крупнее, не угаснет совсем. Ведь и в деревенской жизни есть свои прелести: тишина, покой, красота окружающей природы…
К печати подготовил АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.
Фото АЛЕКСАНДРА ЛЮТОЕВА.