

Рубрики


Иван Баженов: "Я люблю эту жизнь!"
За 70 лет Иван Алексеевич Баженов из деревни Оквад многое пережил. Особенно тяжело ему вспоминать несколько месяцев, проведенных в Чернобыльской зоне отчуждения.
Анатолий Бессонов и Иван Баженов
НАГРАДЫ ЗА ГЕРОИЗМ
Поздравить юбиляра со столь значимой датой приехали Анатолий Бессонов, руководитель общественной организации «Союз Чернобыль» в Усть-Вымском районе Республики Коми, и представитель газеты «Вперёд. Водзö».
Творчество Ивана Алексеевича неразрывно связано с районкой. Здесь он сделал свои первые шаги в журналистике в качестве внештатного корреспондента и на протяжении полувека сотрудничал с газетой. Вдохновленный успехом своих первых работ, Иван Алексеевич расширил горизонты, начав публиковаться в ведущих республиканских изданиях. Его статьи публиковались в газетах «Коми му», «Молодёжь Севера», «Красное знамя», «Трибуна», «Красное знамя Севера» и «Столица». Иван Алексеевич до сих пор с теплотой и уважением вспоминает редакторов и сотрудников этих изданий, повлиявших на его творческое становление и развитие.
Дом Ивана Баженова виден издалека: на его крыше развевается алое знамя. Во дворе гостей встретил сам хозяин, пригласил в избу, познакомил с семьей и угостил березовым соком. В такой уютной семейной атмосфере Анатолий Бессонов торжественно вручил юбиляру почетную грамоту от администрации Усть-Вымского района за его активную и самоотверженную работу по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. От Союза «Чернобыль» – медаль «Патриоты России». Были и памятные подарки от Центра социальной защиты населения Усть-Вымского района и районной редакции.
После торжественной части Иван Алексеевич рассказал о своей судьбе, поделился наиболее значимыми моментами, связанными с чернобыльской катастрофой.
ВЛЮБЛЁННЫЙ В ТУМАНЫ
– Родился я 25 мая 1955 года в деревне Попкерос. В 1966 году моя деревня была переименована в Гажа-Керес. Сегодня она известна как Гажакерес, – начал Иван Баженов. – Там же учился в начальной школе. У нас в классе было два Ивана Баженова. Так как я родился раньше, меня все звали старшим Иваном Баженовым. Среднюю школу оканчивал в деревне Туискерес.
После школы увлекся киномеханикой. С 1971 года показывал фильмы в деревнях Кырс, Гажакерес и Семуково. 16 июня 1974 года был призван в ряды Советской Армии. Срочную службу проходил в должности кинорадиомеханика на территории Калининской области. Также занимался доставкой почты в часть на 540 человек. Почту возил чаще на попутках. Четырежды попадал в аварии, чудом выжил. Наша часть часто меняла место дислокации, солдаты жили в палатках по пять-шесть месяцев, считали звезды, мерзли и голодали. В дальнейшем этот опыт выживания помог мне во время службы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Вернулся 2 июня 1976 года в звании ефрейтора.
– В армии познакомился с парнем из деревни Оквад, – продолжил Иван Алексеевич. – Наша дружба сохранялась и после службы. Приехав к нему в гости, я навсегда влюбился в туманы. В Окваде они особые. Потом я часто приезжал туда, чтобы полюбоваться ими. А через два года женился на сестре друга, Нине Васильевне, и переехал в Оквад. Нина Васильевна была вдовой с тремя маленькими детьми и старше меня на 15 лет, но это не помешало нам создать дружную и крепкую семью. В браке у нас появились двое общих детей. В этом году 9 июня мы отметили 47 лет совместной жизни.
В ЗОНЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
В ночь на 26 апреля 1986 года произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, ветер разнес радиоактивное облако на огромную территорию, накрыло десятки стран.
После трагедии прошло 39 лет, но события тех дней до сих пор ужасают.
В зону поражения отправляли мужчин, отслуживших в армии и имеющих двоих детей. Сами понимаете, последствия… Это правило соблюдалось. Иван Баженов был женат, ему было 32 года, в семье подрастали дети.
– Я занимался уборкой картофеля, когда заведующий клубом принес мне повестку на шестимесячные сборы в зону отчуждения для ликвидации последствий аварии, – делится воспоминаниями Иван Алексеевич. – Через два дня, 24 сентября 1987 года, в 4:30 утра, из районного призывного пункта меня отправили в зону ликвидации самой масштабной аварии в истории атомной энергетики. Месяц находились в учебной части 28 полка химической защиты Уральского военного округа в Златоусте. 31 октября нас на поезде повезли в зону отчуждения, расположенную в тридцати километрах от границы с Украиной, в Гомельскую область. Там мы занимались дезактивацией – удалением радиоактивных веществ с заражённой территории. После перевезли в город Славутичи, который был построен в течение года после аварии для работников станции. Наша бригада работала на третьем энергоблоке станции. Убирали коридоры, мыли стены и полы. Мне повезло, в составе группы были неунывающие вятские мужики, всегда с юмором, в любую минуту могли подать руку помощи.
– Страшно болела голова, невыносимая боль разрывала изнутри, – продолжил участник ликвидации последствий аварии. – Уровень радиации был все еще высоким, а для защиты от облучения выдавали только марлевые респираторы-лепестки. Боржоми должны были давать без ограничений, но и он был в страшном дефиците.
В декабре начался снегопад, это увеличило объём работы. Нужно было заново очистить территорию, убрать мусор и провести дезактивацию в деревнях и посёлках. Однако снег обманывал дозиметры: уровень радиации снизился, и началась массовая демобилизация.
Иван Баженов покинул зону отчуждения 19 декабря 1987 года. Дома его ждали родные. Ради них стоило жить. Все знали, что каждый работник, возвращаясь, приносил с собой дозу радиации. Поэтому он строго следовал указаниям командиров: «Ваше здоровье в ваших руках. Ешьте фрукты, каши, пейте компоты. Только правильное питание поможет вывести радионуклиды из организма». Также они говорили: «Не курите и не пейте», что Иван Алексеевич соблюдает всю жизнь.
ДОКАЗАЛ СВЯЗЬ С ЧЕРНОБЫЛЕМ
После возвращения домой жизнь Ивана Баженова пошла своим чередом. Дети росли, взрослели. Он работал на тракторе в совхозе, показывал фильмы сельчанам, общался с земляками и писал очерки об их жизни для районной и республиканских газет. Но первое время после возвращения из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС он столкнулся с непониманием и даже презрением местных жителей. Одни боялись, что он принесет радиацию, другие завидовали его заработку за ликвидацию последствий аварии.
Со временем у Ивана Баженова проявились последствия пребывания в зоне отчуждения: он стал часто болеть, и его болезни приняли неизлечимый характер. В результате он получил инвалидность по общему заболеванию. Связь своей инвалидности с пребыванием в зоне радиации Чернобыльской АЭС Иван Алексеевич доказывал долго. В сборе и оформлении документов ему помогли главный врач Усть-Вымской ЦРБ Наталья Семенова, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи Валентина Исакова и Анатолий Бессонов. Только два года назад чернобыльцу удалось получить статус инвалида 3 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Он также благодарен сотрудникам Центра социальной защиты населения Усть-Вымского района за предоставление транспорта для поездок в медицинские учреждения.
Несмотря на свой возраст, Ивану Алексеевичу Баженову 70 лет, он по-прежнему молод душой, не унывает, готов делиться опытом и безгранично любит жизнь.
Беседовала НАТАЛИЯ ПОПОВА.