Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Главная Общество Игрушки из прошлого

Игрушки из прошлого

5 июля 2023

Участие в республиканских детско-юношеских образовательных Стефановских чтениях – это приобщение детей, педагогов и родителей к духовно-нравственным ценностям, а для учащихся СОШ №3 п.Жешарт – это еще и возможность проявить глубокое уважение к истории своей Родины и предкам.

Интересное дело – быть исследователем
На протяжении 18 лет в Сыктывкаре проводятся республиканские детско-юношеские образовательные Стефановские чтения, среди постоянных участников – учащиеся начальных классов под руководством классного руководителя Натальи Огневой.

– Ежегодно мои ученики участвуют в Стефановских чтениях, показывая высокие результаты, – отметила Наталья Александровна. – Так, Глеб Кованков награжден дипломом 2 степени за проект  «Священники Усть-Вымской земли – участники Великой Отечественной войны» к 75-летию Великой Победы, Юлия Коршунова – дипломом 3 степени за проект «Первые школы в Усть-Вымском районе».

В этот раз Мария Сухарева, ученица 4 «А» класса СОШ №3 п.Жешарт, вошла в число призёров XVIII республиканских детско-юношеских образовательных Стефановских чтений, посвященных Крещению Руси и 640-летию образования православной епархии на Коми земле. За исследовательскую работу «Игрушки из прошлого» Мария награждена дипломом 3 степени и памятным подарком – книгой «Республика Коми». 

В уходящем учебном году в четвертом классе появился новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), где рассматриваются основы православной культуры, и Мария по совету своего учителя, преподавателя курса ОРКСЭ Натальи Огневой, решила ознакомиться с историей  старинных игрушек коми народа: деревянной лошадкой, прялкой и мячиком, так как они когда-то были самыми распространенными.

Тайны старинного сундука
– Мария часто бывает у бабушки в деревне Вездино, – рассказывает учитель. – Однажды на чердаке дома она увидела сундук, в нем были старинные вещи и игрушки. Девочка заинтересовалась, чем же раньше играли наши предки? К сожалению, современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение гаджетам, поэтому и интерес к выбранной теме возрос.

Из беседы с заведующей историко-этнографическим музеем села Усть-Вымь Людмилой Машико, Мария узнала, что игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены древние лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных. Согласно  легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку, как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Они самые древние, потому что материала было много, такие игрушки практически не ломались, вырезать их мог не только мастер. И ещё наши предки знали, что дерево на ребенка действует благотворно – успокаивает, утешает. С самого раннего возраста, через игры, дети знакомились  с окружающим миром, развивали свою активность, любознательность, ответственность за свои действия. Игрушки были простые, они готовили детей к взрослой жизни, приобщали к труду, воспитывали любовь к родной земле.

Деревянному коню более 100 лет
В посёлке Жешарт есть магазин «Радуга». В нем есть музей, в котором собраны очень древние вещи коми народа из деревень Усть-Вымского района. Именно там Мария увидела самодельную  деревянную, очень гладкую лошадку на колёсиках. Заведующая музеем Елена Ячменева рассказала, что лошадка стала гладкой от того, что на ней покаталось много ребятишек. Ей более 100 лет! А в императорских семьях, со времён Петра I, сложилась традиция дарить годовалому мальчику деревянного коня к концу первого года жизни. Первой игрушкой царя Петра I как раз и стал конь на колёсиках, подаренный на первый год жизни, изготовленный старцем Ипполитом. Такой подарок воспитывал будущего воина мужественным и бесстрашным. Также любимыми игрушками Петра I были пушки, кораблики, пистолеты. По характеру игрушек можно заметить, что царского сына буквально с колыбели приучали к военным играм, так что неудивительно, что всю свою взрослую жизнь Петр I провел в войнах. 10 июля 1709 года русские войска под командованием Петра I одержали победу над шведами под городом Полтава. Этот день вошёл в историю воинской славы России.

Ценный подарок – прялка
Из архивных документов Мария узнала, что история прялки коми народа уходит своими корнями далеко в старину. В каждом крестьянском доме была прялка, она считалась не просто орудием труда, но и украшением деревенского интерьера. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. Часто прялки передавались из поколения в поколение. Прялку обычно делали в домашних условиях из цельного куска дерева. Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается шерсть – кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть – из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку – лопать. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна». Украшали  прялку своими родовыми пасами или узорами, которые несли сакральный смысл. У коми издавна существовали пасы – родовые знаки. Каждая прялка хранится около ста пятидесяти лет. Значит, со времен Стефана Пермского сменилось всего пять поколений. Одна ветшала – узор переносился на другую прялку.

Во что играли предки?

В результате работы над проектом Мария узнала для себя много нового и неизвестного о коми народных игрушках и играх с ними. А также о том, что в коми семьях дети любили играть и в подвижные игры. Коми народные подвижные игры развивали физические, нравственные и умственные качества (ловкость, силу, сноровку). Существовали игры, бытовавшие на небольшой территории и придававшие игровой культуре коми национальное своеобразие.

Например, в летний период широко были распространены подвижные игры с битами и мячами. В командную игру с мячом и битой играли всем двором. Игра проводится на естественной площадке. Ударом биты необходимо послать мяч как можно дальше и пробежать поочередно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Мячи были самодельные: берестяные,  деревянные, тряпичные. Деревянные мячи катали по полу малыши, а тряпичными, наполненными сеном, играли в игры с попаданием в цель. В коми семьях дети играли и другими игрушками. Девочки – с самодельными куклами. Мальчики любили играть в шег – игрушка из суставов задних ног (у копыта) овцы, применялась для азартной игры, которую называли также «бабки». Играли на столе или на полу. Вошлы – грудная кость курицы или дичи. Растягивали вошлы за ее концы до полного разлома, при этом произносили: «Тебе каметь, мне память».

Работая над проектом, Мария узнала, что в игрушки не только играли, дети приучались к трудовым навыкам, развивали свои физические возможности, воспитывались духовные качества, формировалось чувство патриотизма. Сегодня у детей есть современные игрушки, но мы не должны забывать о далёком прошлом наших предков. Раньше любая самодельная игрушка учила, формировала уважительное отношение к своей малой Родине, воспитывала будущего патриота Родины. Не зря говорят: «Многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослых». Со своим проектом об истории старинных игрушек коми народа Мария уже выступила перед одноклассниками и воспитанниками детского сада №2 п.Жешарт.

Вы вкладываете душу в детей

– При написании работы нам очень помогли архивные материалы, которые бережно хранятся в музеях нашего района, без них проект был бы неполным, – отметила Наталья Огнева. – За предоставленные материалы и содержательный рассказ о первых игрушках благодарим заведующую историко-этнографическим  музеем села Усть-Вымь Людмилу Машико и заведующую магазином «Радуга» Елену Ячменеву.

Понимая всю значимость патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, неоценимую роль при создании проекта оказали родители Марии Сухаревой – Татьяна Евгеньевна, воспитатель по коми языку, и Александр Анатольевич.

– Именно такая совместная работа родителей, учителя и социума способствует приобщению детей к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры, развитию творческого и исследовательского потенциала, воспитанию патриотизма, а главное – уважению к своим предкам, – подчеркнула учитель.

Подготовила НАТАЛИЯ ПОПОВА.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих