Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Гурий Михайлов: Воспитать можно только личным примером

Гурий Михайлов: Воспитать можно только личным примером

9 июня 2017

Нынешней весной педагогу Жешартской СОШ №2 (п.Лесобаза) Гурию Михайлову исполнилось 65 лет. Юбилейная дата для старожила поселковой школы, в которой он долгое время был директором – это не только возраст, но и жизненный опыт. Наш корреспондент встретился с юбиляром.

– Гурий Ильич, в районе вас многие знают, но не все знают о вашей биографии и профессиональном пути. С чего все начиналось?
– Родился я в 1952 году в деревне Кокшаново Батыревского района Чувашской АССР в обычной семье. Отец, Илья Федорович, был участником Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы долгое время занимал должность председателя колхоза. Мать, Анна Герасимовна – труженик тыла, всю жизнь проработала в колхозе, в 18 лет освоила газогенераторный трактор, а во время войны рыла противотанковые окопы под Горьким, воспитала шестерых детей.

После окончания десятилетней школы в 1969 году приехал учиться в ГПТУ-1 Сыктывкара на рулевого моториста, и после речного училища целый сезон работал по специальности — ходил на судне по реке Вычегде. В 1970 году был призван в пограничные войска — служил в Казахстане, там окончил сержантскую школу, уволился старшиной заставы со знаками «Отличник пограничных войск» I и II степени.

После службы вернулся на прежнее место работы — в Судостроительный судоремонтный завод Сыктывкара. Летом ходил на судне, зимой — ремонтировал технику, в общем, работа нравилась.

– Откуда появилось педагогическое начало?
– В 1975 году в «Красном знамени» увидел объявление в газете о наборе студентов в КГПИ и поступил на отделение географии и биологии. Огромную роль в этом сыграли авторитет моего школьного учителя, которого звали Венгер Петрович, и наследственность. Дядя Василий по материнской линии был филологом, средний брат отца, Аверкий, тоже педагог – физик-математик, старший брат отца, Иван, был учителем начальных классов, а сестра дедушки по матери, Клавдия Евграфовна, училась в Симбирске у Ильи Николаевича Ульянова и работала педагогом. Но у меня это проявилось уже во взрослом возрасте, то есть после армии и с рабочей специальностью.

Еще одним важным моментом при поступлении в КГПИ стала дальняя практика. Сейчас в педагогическом образовании ее нет, а раньше начинающих учителей отправляли практиковаться за пределы республики. Нас отправили в Киргизскую АССР на Тянь-Шань, мы поднимались на высоту 3000 метров и изучали флору и фауну гор, географию и быт местного населения. Были также на озере Исык-Куль, в г.Фрунзе (сегодня Бишкек – авт.), и за время учебы таких путешествий и практик было немало.

– Первый педагогический опыт помните?
– Да, это было еще в школе, когда по просьбе учителя приходилось вести уроки физкультуры для среднего звена. Со спортом я дружил, участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, гимнастике и другим видам спорта, поэтому учитель доверял мне, девятикласснику, обучать пятые и шестые классы.

Потом уже после института в 1980 году по распределению приехал в Жешартскую СОШ №2. Дело в том, что в КГПИ была военная кафедра, и по окончании учебы мне было присвоено офицерское звание, поэтому работал в первое время преподавателем начальной военной подготовки. На новом месте приняли хорошо, сразу нашелся общий язык с директором школы Генрихом Михайловым и коллективом, а педагоги Антонина Москотельникова и Розалия Коковкина оказали на меня огромное влияние.

Были у меня также часы биологии и географии, кроме этого вел туристический кружок, много раз выезжали с ребятами на слеты, ходили на Урал, пять раз был с нашими школьниками на Тянь-Шане. Важно добавить то, что дети в таких поездках знакомились со всеми природными и климатическими зонами СССР, сегодня, к сожалению, таких возможностей нет.

– Как вы считаете, разница между советскими и современными школьниками большая?
– Безусловно. В восьмидесятые годы учащиеся сами зарабатывали деньги, на те же поездки в горы. Самое интересное, что на экспедиции с перелетами, питанием и другими расходами можно было реально заработать и собрать на уровне поселка. Сегодняшние подростки находятся в других условиях, у них другие запросы, поэтому меньше энтузиазма, и они не берутся за «дешевый труд».

После распада СССР воспитательная работа с детьми была фактически уничтожена — не стало октябрятских, пионерских и комсомольских организаций. Да, в них были свои серьезные недостатки, но тот процесс воспитания, самоуправления и дисциплина были на высоком уровне. Вместо этого нам ничего не дали, вместе с идеологией мы потеряли и много хорошего опыта.

Меня назначили директором в 1992 году, и мы, педагоги, видели все своими глазами. Понимаете, к концу девяностых дети превратились в потребителей в соответствии с запросами времени. Это проявлялось во всем, даже в таких элементарных вещах как чистка снега. Поколение постсоветских школьников уже искало личную выгоду, а осознания того, что чистят дорогу для себя, уже не было.

Это ни в коем случае не говорит о том, что дети плохие или их родители. Бывший министр образования Андрей Фурсенко в свое время заявил, что задача министерства — вырастить квалифицированного потребителя. А где человек-созидатель?

– Какова роль педагогов в сегодняшнем воспитательном процессе?
– Тяжело работать, когда постоянно меняется законодательство, а потом приходится менять планы и программы. Для учеников и для учителей постоянные изменения в образовании — это стресс, выбивающий из колеи, но это реалии, и с ними нужно считаться.

Всегда считал, что нельзя работать ради отчетов, которые сегодня сваливаются на плечи простых педагогов, а результат воспитания и работы с детьми невозможно записать в отчеты. Как можно работать с детьми, например, если в районе не хватает психологов и других специалистов?

Педагоги и родители не могут полностью занять школьников. Если брать конкретно Жешарт, то у нас большая часть родителей работает по 12 часов, и это тоже способствует незанятости подростков. После оптимизации дополнительного образования в прошлом десятилетии кружков стало еще меньше. Тем не менее, мы с родителями учащихся всегда понимали и поддерживали друг друга, общались на родительских собраниях и вне школы. Мне кажется, что вопросы о доступности для детей секций и кружков, а также занятости подростков мы должны поднимать и искать решения.

– Поймут ли это сами подростки? Есть ли между поколениями общий язык, и как вообще должен выстраиваться диалог со школьниками?
– Расстраивает то, что с появлением интернета и мобильных устройств дети перестали мыслить, ведь легче открыть калькулятор, чем выучить таблицу умножения. Решить задачу и написать сочинение с помощью интернета легко, но дает ли эта работа знания самому школьнику?

У подростков есть свои интересы и увлечения, которые нам, взрослым, непонятны, и это тоже часто становится причиной для споров. Я считаю, что ребенка можно понять, а педагог должен ставить себя на место ученика, вот тогда появятся связь и взаимное уважение. В любой ситуации есть выход, и найти общий язык, заинтересовать можно даже трудных подростков.

Вовлечь ребенка в общественную жизнь, воспитать его гражданином можно только личным примером. Дети пойдут за педагогом, если он сумеет завоевать уважение.

– Более 20 лет вы были директором школы, какие впечатления остались от опыта руководителя?
– В первую очередь, скажу, что многое зависит от коллектива, он должен справляться с любыми задачами и решать проблемы любой сложности. В здании нашей школы 1947 года постройки был проведен капитальный ремонт, отремонтирована крыша и поставлено конвекторное отопление. Много пришлось просить помощи от руководства района, администрация по возможности помогала, за что хочется сказать спасибо. Также очень хочется отметить то, что на место директора пришла моя ученица Ирина Касаткина, молодой и энергичный специалист, у которого все получится. Но самое главное – это то, что с 1994 по 2014 годы из нашей школы выпустилось девять медалистов, двое учащихся получили золотые медали, семеро – серебряные.

– Сейчас вы работаете в школе в качестве педагога, занимаетесь любимым делом. Считаете ли себя счастливым человеком?
– Да, я – счастливый человек. Очень рад тому, что всегда попадал в хороший коллектив, благодарен педагогам-наставникам и коллегам, с которыми работал и работаю. Благодарен своей супруге Валентине, с которой познакомился в КГПИ во время учебы, она стала моим тылом, опорой и психологом. Вместе мы воспитали дочерей Ксению и Марию, которые родили одну внучку и двоих внуков. Наверное, это и есть простое человеческое счастье.

Записал АНДРЕЙ ФЕТИСОВ.
 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих