Главная Общество Страницы истории: дороги, тротуары и весенние паводки

Страницы истории: дороги, тротуары и весенние паводки

30 декабря 2020

До асфальтирования улиц дороги в селе Усть-Вымь весной и осенью были грязными. И это еще мягко сказано. 

 

Мало того, до той поры, пока не положили по селу асфальт, можно было спокойно застрять на дороге и утопить там короткие сапоги, в которых щеголяла молодежь – настолько ноги вязли в грязи. Резиновые сапоги были в это время года самой востребованной обувью. А что? Пошел копать картошку в огороде – обуваешь сапоги, пошел в лес – тоже сапоги, пошел в магазин – опять сапоги, пошел в кино или на танцы – и снова нужны сапоги.

Летом, конечно, вся эта грязь на дорогах высыхала, но тогда возникала другая беда – пыль. Стоило какой-нибудь машине проехать по дороге, да еще если водила торопился и лихачил, тут же поднимались клубы пыли и долго висели в воздухе. 

Тротуары тогда по всему селу колотили деревянные, из досок. Очень удобно было гонять по ним на самодельных самокатах. В начале 1970-х мы делали такие из досок и подшипников. Самое главное было – найти подшипники подходящего размера, а уж все остальное было делом наших умелых рук. Это было в те годы, когда велосипедов еще было не так много, но с увеличением их количества изготовление самокатов сошло на нет, так же незаметно, как и началось.

Асфальт шел до Усть-Выми долго. Весной 1978 года он был у деревни Тыдор и двигался в нашу сторону очень медленно. Я тогда в качестве тренировки ездил на велосипеде до Айкино и обратно, так что очень хорошо это запомнил. Но тут, видимо, кто-то вспомнил, что село собирается отмечать большой юбилей – 600 лет, и работам придали новое ускорение. То ли дорожникам дали денег, то ли пинка, но к августу 1980 года дорогу полностью заасфальтировали. Причем заасфальтировали аж до самого железнодорожного моста. Автомобильного моста тогда еще не было, насыпи к нему ведущей, тоже. А дорога шла через все село мимо магазинов, мимо дома старика Петра Окулова, где поворачивала налево и мимо дома Булатецких, по самому низу – по старой дороге на лугу до самого железнодорожного моста. Ездили по этому участку дороги за селом нечасто, весной его заливал паводок, к тому же уложили асфальт в спешке, без дорожной «подушки», и дорога постепенно разрушилась. Единственное, чему послужил этот кусочек дороги от края села до Выми – романтическим вечерним прогулкам влюбленных парочек до реки и обратно. 

Кстати, весенние паводки на Выми в то время были большими. Иногда вода доходила до самых магазинов. И почти каждый год она подтапливала дома тех, кто жил в нижней части села. В то время там жили следующие семьи: Макаровы, Тырины, Кныш, Булатецкие, Пасынковы, Окуловы, Колычевы. Жители этих домов заблаговременно с наступлением паводка поднимали картофель, овощи, да и вообще все из подпола, уводили скотину, с наступлением паводка выбирались из дома на работу и в школу на лодках.

Еще помню по эту сторону дороги, примерно напротив Тыриных, жил пожилой художник, звали его Сергей. Рисовал он хорошо, Ленин у него красиво получался, все плакаты в Усть-Выми он нарисовал. Выпить, правда, любил крепко, но уж с этим ничего не поделаешь – творческая натура. 

По воспоминаниям моего одноклассника Сергея Тырина, в паводок 1976 года их семье пришлось все-таки покинуть на некоторое время дом, так как вода была очень большая, доходила до подоконников. «Врать не буду – рыбу из окна не ловил, –  говорит он, рассказывая про ежегодные паводки в детстве. – Но уток стрелял в огороде, прямо за баней!». Пекарня, которая всегда была в зоне подтопления, в это время не работала. Из склада у пекарни муку вывозили в склады повыше. Но перебоев с хлебом не было, возили из Айкино.

Сейчас такие весенние разливы реки стали уже редкостью, но все-таки иногда случаются.

 СЕРГЕЙ КОСОЛАПОВ.

Продолжение следует...

На фото: Нижняя часть села в период весеннего половодья; трактор увяз на обочине ул.Центральная возле здания почты.

Фото из семейного архива Колычевых.

 

     

 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих