Рубрики
Дорогами войны
Не только мужчинам, но и женщинам достались суровые боевые дороги Великой Отечественной войны: в период с 1941 по 1945 годы в Красную армию в СССР было призвано почти полмиллиона женщин и девушек.
В мае 1943 года была призвана на военную службу и моя тётя – 19-летняя коми девушка из деревни Кырс Семуковского сельсовета Усть-Вымского района Александра Алексеевна Исакова.
После непродолжительной подготовки в тыловом подразделении, она была направлена во фронтовой учебный центр, где продолжила обучение. 21 января 1944 года Александра получила удостоверение шофёра. Через две недели, 5 февраля, её направили в 6-й механизированный корпус 4-й танковой армии 1-го Украинского фронта.
Механизированный корпус в этот период принимал участие в освобождении центральной части Украинской ССР, нёс большие потери. Тёплая зима 1943-1944 годов превратила грунтовые дороги в кашу, малопроезжую даже для танков и гусеничных тягачей. А за пределами дорог проезда не было вообще. Вот в таких условиях пришлось начинать свою боевую службу водителем нашей Александре.
Вместе с другими водителями девушка из прифронтовых тыловых баз возила в действующие подразделения продукты питания, боеприпасы, топливо, запчасти к танкам и самоходкам – всё то, что было необходимо для успешного ведения боевых действий.
Увязнув в бездорожье, груз часто приходилось перетаскивать на себе до более сухого места, вытаскивать грузовик и снова его загружать. Колонны грузовиков часто попадали под обстрел немецкой артиллерии, к ним через заслоны наших истребителей прорывались вражеские бомбардировщики и штурмовики. И так день за днём. Доставалось всем водителям, но особенно женщинам, не обладавшим мужской силой, достаточными навыками вождения и знаниями техники.
Выручали взаимопомощь и осознание того, что враг отступает, теряя силы, технику и солдат. В короткие периоды затишья, на привалах политработники и командиры часто беседовали с бойцами. Это способствовало укреплению воинской дисциплины, веры в скорую победу над фашистской Германией.
В этот период войны не только Красная армия успешно решала поставленные перед ней боевые задачи. Перестроившийся на военные рельсы тыл надёжно и устойчиво снабжал фронт всем необходимым. По воспоминаниям Александры Алексеевны, когда она обратилась к начальству с просьбой заменить ей рваную обувь, ей тут же были выданы новые добротные сапоги.
Подразделения Красной армии приближались к западным границам СССР. Полным ходом шла боевая подготовка войск: командование планировало направления главных ударов, рассчитывало необходимое количество технических средств и боеприпасов для подавления обороны противника; солдаты и младшие офицеры изучали передний край обороны немцев, намечали пути подхода и прорыва, цели для артиллерии.
В окопах и блиндажах проходили партийные и комсомольские собрания. При свете незатейливых фронтовых ламп, сделанных из снарядных гильз, собравшись вместе, солдаты читали фронтовые, армейские и дивизионные газеты, из которых узнавали о совершаемых бойцами и командирами подвигах.
Во время боёв было немало случаев повторения подвига Александра Матросова. Вот один из них – командир роты 111-го стрелкового полка 2-го Украинского фронта лейтенант Алексей Шемигон после завершения артподготовки первым выбежал из траншеи, увлекая за собой своих солдат. И вдруг полоснула свинцовая струя – это ожила уцелевшая огневая точка противника. И тогда Алексей Шемигон бросился на огнедышащую амбразуру. Дзот умолк. Воодушевлённая героическим подвигом своего командира рота в едином порыве устремилась вперёд и овладела позициями противника.
Каждый шаг по Западной Украине, а затем Румынии и Венгрии давался солдатам с тяжёлым трудом. Особенно ожесточёнными были бои при освобождении столицы Венгрии – Будапешта. В течение трёх с половиной месяцев – с 29 октября 1944 года до 13 февраля 1945 года в Будапеште, в окрестностях озера Балатон не утихал грохот орудий, рёв двигателей танков и самолётов.
Чтобы не попасть под удар артиллерии или бомбёжку, грузовики для подвоза в действующие части боеприпасов, топлива и продовольствия передвигались только ночью при полной светомаскировке. Тётя Саша часто вспоминала сражение за Будапешт: «Нестерпимо слипались глаза из-за недосыпания и физического напряжения, но сила воли, желание выполнить поставленную задачу не давали заснуть за рулём».
В освобождённых городах советские войска встречали с благодарностью. Особенно ликовали австрийцы – разгром Красной армией немецко-фашистской группировки дал возможность для этой небольшой альпийской страны вновь обрести независимость.
Невозможно было Александре Алексеевне забыть и тяжёлые бои в Чехословакии, которые продолжались почти четыре месяца. Даже после капитуляции немецких войск в Берлине, в Чехословакии враг продолжал ожесточённо сопротивляться. Для разгрома последней боеспособной вражеской группировки были привлечены войска 1-го и 2-го Украинских фронтов. Наконец советские солдаты с боями ворвались в Прагу, враг капитулировал. 9 мая 1945 года бойцы Красной армии салютовали в честь победы над фашистской Германией.
Вывешенные жителями чехословацких городов и сёл плакаты гласили: «Красной армии-освободительнице – вечная благодарность человека!» Национальные флаги Советского Союза и Чехословакии развевались на ветру в центре Праги. По воспоминаниям Александры, на одном из красных флагов расписывались бойцы, и она удостоилась чести подписать: «Исакова, д.Кырс, коми – Родина», самые дорогие для неё слова.
Александра Исакова за свой воинский труд была награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями: «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Александра Алексеевна была демобилизована в 1945 году, вернулась домой, пройдя огонь и воду, живой и невредимой. В 1946 году в деревню Кырс к Александре приехал её однополчанин – Николай Матвеевич Прысь. Увёз её в Сибирь, к своим родителям. Там они поженились и 50 лет жили в городе Тайшет Красноярского края. Вся трудовая жизнь у них прошла на производстве, построили свой дом, завели хозяйство. Были всеми уважаемыми людьми. Выйдя на пенсию, семья Прысь переехала на малую родину тёти Саши – в Усть-Вымский район Республики Коми.
Николай Матвеевич и Александра Алексеевна Прысь похоронены на кладбище села Айкино, рядом друг с другом. Вечная им память.
НАДЕЖДА НЕКРАСОВА.