Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Дорогами судьбы

Дорогами судьбы

3 марта 2014

Письма в редакцию приходят часто. В каждом из них человеческая история. Чаще - жалоба, реже – благодарность… Но вот такое письмо – большая редкость. И видно по нему, что писал его очень хороший человек, прошедший счастливый жизненный путь, сохранивший о прошлом самые тёплые воспоминания. Прочитав его, каждый согреется душой.

Город Микунь, ставший родным…

«Дорогая редакция газеты «Вперёд»! Пишут вам Иван Иосифович Кудляк и его жена Катерина Николаевна, в прошлом жители Коми АССР. Мы военнослужащие и повидали в жизни немало: куда судьба отправляла, там и был наш дом. Теперь мы живём в г.Валуйки. А наш сын осел в Воркуте, которую он считает своей второй родиной и не хочет покидать её. Мы приезжали к сыну в гости. А, возвращаясь домой, сделали остановку в г.Микунь.

В посёлок Тракт Коми АССР мы приехали 20 декабря 1958 года. А через месяц, 24 января 1959 года, мы с женой пришли в поссовет регистрировать рождение сына. Перед нами ожидали своей очереди молодой человек в солдатской форме и очаровательная девушка. Он - высокий, красивый, а она – белокурая, тоненькая, как тростинка, с русой косой до пояса, в голубом костюмчике, в белой пуховой шапочке – как Снегурочка. Мы её сразу же так и окрестили, едва познакомившись. Они пришли регистрировать свой брак. Вот такими они нам и запомнились Мордуевы - Тая и Николай.

Потом нам пришлось много лет – с 1960 по 1973 - год жить и служить бок о бок в военной части посёлка Водораздельный, или Микунь-2.

24 января 2014 года чета Мордуевых отметила жемчужную свадьбу – 55 лет совместной жизни. Желая поздравить их, мы решили лично повидаться со своими старыми друзьями.

Вышли мы из вагона, и нас охватила светлая грусть: здесь прошла наша самая весёлая пора – молодость. Сердце радостно забилось в предвкушении встречи с любимыми, милыми сердцу местами, казалось, совсем не изменившимися с тех пор, будто мы и не уезжали никуда: тот же вокзал, та же площадь, то же мост через пути. С надеждой найти друзей, мы шли, вспоминая, что в нашем посёлке были улицы Печорская, Водораздельная, Южная, Северная, Западная, Восточная, Новосельская…

Но посёлка мы не нашли. Его больше нет. Всё разрушено, заброшено, поросло кустарником…

А ведь раньше в Водораздельном жизнь била ключом! Да, жильё было с печным отоплением, с привозной водой, с удобствами во дворе, и зимой трудно было по снегу добираться до работы и возвращаться домой в темноте… Но мы были молоды, жили дружно – как одна семья! У нас был даже свой дом быта, где мы и работали мастерами по пошиву одежды.

В поисках своих друзей мы с женой обратились в полицию. Там подтвердили, что есть такие люди, встречаются в Микуни то на улице, то в поликлинике, но адреса не дали… Нам стало очень грустно и обидно, что мы не сумели встретиться со своими друзьями. И остаться мы не могли, так как дома нас ждали старенькие родители – им по 90 лет. Очень надеемся, что мы ещё раз, будучи проездом, пробудем в Микуни подольше и обязательно разыщем Николая Павловича и Таисию Сергеевну, ведь они нам как родные. Мы помним поимённо всех друзей… В памяти встают лица докторов Сеченовых, Кругликовых, фельдшера-акушера М.Проценко и просто добрых соседей - Ожеговых, Моисеенко, Симановских, Мартьяновых и, конечно же, наших дорогих друзей.

Поздравляем чету Мордуевых с 55-летием совместной жизни и желаем долгих счастливых лет, здоровья и вечной любви, пусть их бережёт Ангел-хранитель.

Иван Иосифович
и Катерина Николаевна Кудляк
».

Николай и Таисия

Прочитав такое письмо, вряд ли кто останется равнодушным. Естественно, возникает любопытство: что за люди такие – Николай и Таисия Мордуевы, раз друзья, давно покинувшие Микунь, хранят такую долгую и добрую память о них? Нам удалось созвониться с семейством, но, признаться, не без волнения я нажимала кнопку звонка: как встретят незнакомого человека хозяева?

Дверь открыл высокий крепкий мужчина со спокойным взглядом. В глубине прихожей за его спиной стояла приятная пожилая женщина. Оба статные, жизнь не согнула их спины. Меня ждали, но специально не готовились. Зачёт в пользу хозяев! Честность и естественность всегда были в цене у хороших людей. Мы прошли в опрятную комнату, где, казалось, не было ни одной лишней вещи. Я вручила супругам письмо. «Надо же, помнят... Жаль, что не встретились», - негромко уронил Николай Павлович, и взгляд его погрузился в прошлое.

«Да, - отозвалась Таисия Сергеевна. - Очень красивая и дружная была пара! Как мы жили, как дружили, они всё в письме рассказали. По молодости мы трудностей не замечали!»

Я попросила Николая Павловича и Таисию Сергеевну рассказать о себе и показать фотографии прежних лет. Николай Павлович принёс высокую стопу аккуратно оформленных альбомов.

Родом из детства

«Детских фотографий у меня нет, - начал рассказ Николай Павлович. - Откуда фотографии в белорусской деревне? Нас в семье было семеро – три брата и четыре сестры. До войны я был слишком мал, чтобы помнить подробности. А вот войну помню… Белоруссия приняла на себя самый первый удар. Вся наша деревня, бросив дома, ушла в леса, подальше от гитлеровцев. И как немецкие танки шли по хлебным полям, и бомбёжки, и бесконечные пожары. Взрослые собирали партизанские отряды. По ночам изредка пробирались к своим домам, чтобы взять картошки или ещё чего, пока всё не кончилось. Но как-то выжили…»

История детства Таисии Сергеевны в чём-то похожа на историю мужа. Родилась она в селе Высоково Кировской области. В семье, где росло 9 детей, Таисия была младшей. Она постарше Николая, и в годы войны уже была школьницей. Учащиеся не только посещали школу. 4 месяца в году они работали наравне со взрослыми в полях на посадке овощей, на прополке, на сенокосах, на уборке урожая, а после собирали колоски.

- У нас в селе был колхоз. Весной, летом и осенью мы работали босиком. Обуви у нас не было. В нашей деревне все были бедны.

И - никаких претензий к жизни, ни одной жалобы. И лица их светлы и спокойны.

Дороги, которые нас выбирают

Кончилась война. Но восстанавливать разрушенную страну было, пожалуй, не легче, чем отстоять её в боях… Очень бы хотелось пропеть песню о пришедшем к мирным жителям счастье – молодым открылись все двери, учись - не хочу! Выбирай любую дорогу! Но…

- Таисия Сергеевна, а почему вы выбрали культурно-просветительское училище? Вы чувствовали тягу к культурно-массовой работе?

- Семья у нас была большая, время – голодное, и я решила учиться там, куда принимали с семиклассным образованием и давали стипендию. В Кирове было очень хорошее начальное культпросветучилище. Учиться было очень интересно, увлекательно. И многие по распределении в сёла и посёлки сразу становились директорами домов культуры (да просто сельских клубов), а, значит, получали какое-никакое оплачиваемое жильё и зарплату. Так я попала в деревню Тарасёнки, где и работала директором клуба. Вот, посмотрите, какая забавная фотография. Никого не узнаёте?

На зимнем снимке на фоне вековых елей были запечатлены трое утопающих в глубоком снегу смеющихся людей – две девушки и парень. Молодые, белозубые, красивые! Лицо парня показалось мне определённо знакомым.

- Кто это? – Спросила я, указывая на чернобрового красавца.

- Это Вячеслав Тихонов, киноартист, в будущем - Андрей Болконский.

- Точно!!! Как он… как вам удалось… Это же надо?!

- Он тогда ещё не был знаменит и служил в Тарасёнках в армии. Ну… иногда солдат опускали в увольнение. А Вячеслав был очень интересный, весёлый парень, артист, одним словом! Такой был популярный среди девчат. (Таисия Сергеевна лукаво улыбается).

Шаг навстречу друг другу

- А вскоре меня послали на курсы повышения квалификации в Светлогорск Калининградской области, - продолжила рассказ владелица уникального фото. - Мы с девушками часто гуляли по городу, и однажды познакомились с молодыми людьми, среди которых был и Коля. Он там проходил армейскую службу. Встречаться нам не довелось, но адресами мы обменялись.

Задорную, общительную, симпатичную девчонку с пушистой косой и звонким смехом не заметить было невозможно!

В беседу вступил Николай Павлович:

- Я по специальности машинист экскаватора. Работы не боялся. Трудился в Мурманской области, в Архангельской – под Плесецком строил космодром. И в армии не простаивал. Работы везде хватало. Но поддался на уговоры поехать в перспективный, развивающийся северный посёлок. Лес, глушь. Зима. И тогда я написал Тае: приезжай. Она и приехала. Обратно я её уже не отпустил. Пошли да расписались.

По-другому, кажется, он и не умел. Работал – с полной отдачей. Женился – раз и навсегда.

Вот они: высокий, статный, уверенный в своих силах мужчина рядом с миловидной нежной девушкой на фото…

- Там, в ЗАГСе, мы с Иваном и Катериной и познакомились, - говорит Николай. - И они, и мы жили, как все: комната в общежитии барачного типа. Тут и дочь родилась, точно по расписанию – ровно через 9 месяцев. А вскоре меня перевели в Микунь в военную часть. Работа какая? В лесу с заключёнными лес валили. Я над ними старшим был. Жили мы тогда в Водораздельном, как Иван написал. И Тае работа нашлась.

- А вскоре мне предложили руководство домом культуры в самом Микуни, - добавляет Таисья. - У нас было много кружков, хорошая самодеятельность, мы всюду выезжали с выступлениями! Концерты давали ко всем праздникам, работа кипела с утра до позднего вечера. Но к тому времени у нас был уже и сын…

Таисия Сергеевна не расписывает в красках свою работу. Она просто достаёт папку, в которой собраны бессчётные грамоты за отличную работу, за большой вклад в повышение культуры г.Микунь. Бережно хранимые отличные отметки за отличный труд… У Коли тоже много было наград, но он не сохранил их.

- А что их хранить? Одна награда у меня (показывает медаль). А труд мой ценили очень высоко. Так теперь не ценят работу. Я же машинист широкого профиля. Закончил в своё время вечернюю школу и филиал Ухтинского лесомеханического техникума, стал работать инженером-механиком…

- И ничего для нас не изменилось, - с иронией поглядела на мужа Таисия Сергеевна. - Как уходил на рассвете и возвращался в полночь, так оно и осталось. Всё в лесу, в лесу… Только спящим в воскресенье – и то не всегда – его и видели.

- Вся техника есть в военной части, - продолжил Николай Павлович, не прерываясь на достойный ответ супруге. - Если городу нужно выполнить какие-нибудь работы - обращаются в часть. А в части обращаются ко мне: Николай сделает…

- Есть у нас улица Ленина. И от хлебозавода до железной дороги весной и осенью её вообще не было видно: сплошное глиняное месиво выше колена – машинам не проехать, только тракторам. И обращается ко мне председатель горсовета Николай Павлович Выборов, мой двойной тёзка: «Николай, выкопай две канавы вдоль улицы Ленина, сколько можно терпеть это безобразие!» А как раз пятница… Два выходных впереди. Я выкопал. Вся грязь, вся вода ушла в траншеи. Вечером того же дня приходят ко мне домой наш председатель и Леонид Мухин, первый секретарь райкома партии. Благодарят и… кладут на стол ключи от новой двухкомнатной квартиры - там, в начале Пионерской улицы. В кирпичном доме. Было это в 1969 году. Быстро менялся облик города, строилась дорога Микунь-Айкино. И в этом деле он принял участие. Сколько тонн шлака он перевёз на строящуюся дорогу, подсчитать невозможно. Однако мы до сих пор благодарны тем, кто её создал.

Годы шли чередой

Дети окончили школу. Дочь пошла работать, а сын - в армию. В те времена от армии не «косили». Каждый мужчина должен был отдать долг своей Родине. Какой, спросите, долг? А бесплатная медицина, бесплатное образование – начальное, среднее, высшее? Мы все были должны своей стране немало. А мужчины отдавали долг за себя и за женщин…

Вернулся из армии сынок, но ненадолго…Грянула беда: Серёжа вскоре умер. Говорят, там, где он служил, была высокая радиация… Не передать горе родителей. Поймёт его только тот, кто сам пережил своего ребёнка. Как выстояли в беде Таисия и Николай, известно только им. Наверно, их спасло то, что они всё это тяжёлое время были рядом. Каждый из них стал опорой другому.

Вот и пенсия подступила, вроде, можно и отдохнуть, но такие активные люди, как Мордуевы, не могли сидеть, сложа руки. Появилась дача. Все силы, усердие были отданы земле. И она отвечала щедростью. Так было очень долго. Но с возрастом стало трудно справляться с огородом. Решили дать себе послабление, тем более, что магазины полны свежих овощей и фруктов круглый год. Здоровье уже не то, годы сказываются. Но ни одной жалобы из уст Николая Павловича или Таисии Сергеевны я не услышала.

- Если бы представилась возможность начать с начала, что бы вы изменили в своей жизни?

- А что менять? Так же и прожили бы, - без малейшего сомнения ответил за двоих Николай Павлович. И лицо Таисии Сергеевны выразило полное согласие с мнением мужа.

Долгих вам лет, дорогие наши собеседники, крепкого здоровья и счастья. Мало кому удаётся прожить в таком согласии 55 лет и сохранить светлый взгляд на жизнь и прямую осанку.

НАТАЛЬЯ СОЛОВЬЕВА.

 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих