Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Общество Дом культуры в провинциальном поселке

Дом культуры в провинциальном поселке

17 сентября 2019

В конце августа этого года после капитального ремонта состоялось торжественное открытие Микуньского дома культуры, его второе рождение. Сегодня мы перенесемся на 70 лет назад и вспомним, как шло строительство ДК. Об этом – в материале сотрудников музея истории города Микунь.

Рамки нашего исследования охватывают 1940-1950-е годы и затрагивают строительство дома культуры в поселке Микунь. Источниками стали документы, хранящиеся в фондах Микуньского музея истории: повесть Бориса Старчикова «После Победы», книга Тамары Петкевич «Жизнь – сапожок непарный», а также выдержки из районной газеты «Вперёд» и молодежно-информационной газеты «Миг».

Люди подневольные

В 1949 году Министерством путей сообщения (МПС) было принято решение о строительстве Микуньского дома культуры железнодорожников (ДКЖ). На его строительство выделили 2,5 млн. рублей, строительство было запланировано закончить к 1 января 1951 года. Главная особенность этого здания заключалась в том, что проектировали и строили дом культуры люди подневольные.

Строительство дома культуры возглавлял прораб Василий Иванович Золотарев. В 1937 году его арестовали, осудили на 10 лет и этапировали в Коми АССР. Он работал в организациях Печорстрой, СМП-257, которые занимались строительством различных объектов в Микуни. Под руководством В.Золотарева были построены такие здания как дом культуры, школа, детские сады, жилые дома.

Архитектурные задачи были возложены на Аврамия Силыча Шпакова, тоже репрессированного, отсидевшего свой срок по 58 статье.

Оформлением клуба занимался репрессированный Борис Александрович Старчиков, впоследствии ставший известным художником. Б.Старчиков родился в 1921 году в Москве, в театральной семье. Повестка в армию прервала его подготовку к поступлению в Суриковский институт. Не успел он дослужить срочную службу, как грянула Великая Отечественная война. Он прошел всю войну, весть о Победе Борис Старчиков встретил в Польше, но домой не попал еще долго. По доносу он был арестован по статье 58 и осужден на 8 лет за хранение антисоветской литературы. Он был выслан в Коми АССР на строительство Северо-Печерской железной дороги. Первый год проработал на общих работах, затем на имя начальника колонны пришло письмо от его матери – Александры Фёдоровны Маевской, в котором она извещала управление лагеря о том, что у них сидит известный художник и музыкант. И для него началась совершенно иная жизнь.

В своей повести «После Победы», которая была напечатана в журнале «Казань», Б.А.Старчиков подробно описал архитектурное оформление дома культуры.

Борис Александрович вспоминает, как его отправили в Микунь: «Вскоре пришел заказ и на меня. В Микунь, к подвигам скульптурным, в которых я ничего не смыслил. Впрочем, 2 брошюры о технике отливки в гипс и бетон, об архитектурной лепнине я прочитал…»

Первые впечатления

Вот как сам Борис Старчиков описывает первые впечатления от увиденного им начала строительства дома культуры:

«Стройзона утопала в сугробах выше человеческого роста. Занесенное, оледеневшее здание дворца культуры выглядело жалобно, как больной, брошенный всеми человек. В сером, зябком дне чуть светились два окошка с железными трубами и чахлыми столбиками дыма. Что-то в них было блокадное».

Дальше в своих воспоминаниях Б.Старчиков рассказывает, как тяжело было начинать, ведь он был начальником над такими же, как он, случайно высланными, людьми творческих профессий: художниками, резчиками, скульпторами и т.д.: «Я и вправду становился большим начальником маленькой, но отборной бригады. Первым приехал эстонец Виирес, интеллигент с козлиной бородкой и выпуклыми близорукими глазами за толстыми стеклами очков. Потом появился обаятельный умница латыш Леша Родэ. Он не умел завидовать и ненавидеть, и это было не наносное, это был его способ жить. Он был евангелист-баптист и сидел за веру. Большую неловкость испытал я, когда со мной, как с начальником, стал знакомиться выпускник ленинградской Академии художеств Михаил Аркадьевич Петросян, пожилой, с седым клинышком бороды, автор работ, виденных мною еще школьником в Третьяковке. Пришлось и ему солгать, представиться, что я – живописец, выпускник Суриковского института. С Ракпаса (поселок в Княжпогостском районе) прибыл пройдоха Макар Пролетар – не скульптор и не живописец, но мужик он был рукастый, быстро научился готовить любые шаблоны и чистенько тянуть их. Виирес легко и точно лепил любые проектные детали. Родэ оказался фантастическим мастером на все руки, казалось, что он от рождения может и умеет все. Как ни странно, труднее всего дело шло у нашего милого «академика» Михаила Аркадьевича. Скоро приехал еще один член бригады, некто Сосновский, полублатарь, самоучка, виртуозно владеющий именно архитектурной лепниной. Он был единственным бытовиком среди нас, держался недружелюбно и вызывающе, но работал отлично».

Барельефы и скульптуры

Когда Борис Александрович просто для себя отлил небольшой барельеф А.С.Пушкина, то его работу оценили по достоинству его же сотрудники. И ему заказали сверх проекта 10 барельефных портретов русских писателей для зрительного зала: Горького, Толстого, затем Лермонтова, Крылова, Маяковского. Он плохо ел, мало спал, утром мчался в мастерскую – дня не хватало.

Затем Борис Александрович написал две большие копии картин для фойе ДК: «Ходоки у Ленина» Серова и «Великую дружбу» Налбандяна (не сохранилась).

Вскоре предстояло самое трудное – создание скульптуры «Женщина с ребенком» по мотиву известного скульптора Веры Мухиной. «Статуя – это уж, конечно, самое трудное из всего, что я делал, – пишет Б.А. Старчиков, – на стальной каркас накидал пуда два глины, до головы добраться можно только с высоких подмостьев. Впрочем, головы матери и ребенка лепил я отдельно».

Во время работы над скульптурой Борису Александровичу никак не удавались женские ноги… В Микуни Старчиков познакомился с Майей Норкиной, своей будущей женой. Когда Майя пришла посмотреть, как идет строительство дома культуры, видя мученья скульптора, сказала: «Что за ноги вы ей сделали?! Вы что, никогда не видели женских ног?», и подняла подол платья.

Через месяц «Женщина с ребенком» была закончена, Сосновский завершил статую «Рабочего». Картины «Ходоки» и «Великая дружба» висели в фойе.

На открытии ДКЖ

И вот он вечер, когда они, зеки, давали в построенном ими здании концерт для вольных зрителей и начальства.

Открытие дома культуры железнодорожников (ДКЖ) состоялось 6 ноября 1951 года. На первом концерте Борис Старчиков со сцены читал «Макара Чудру» Максима Горького под музыку собственного сочинения.

Для участия в первом концерте были приглашены профессиональные актеры из Сыктывкара. Кроме того, на открытии ДКЖ в праздничном концерте принимали участие и многие другие известные артисты: Сергей Яковлевич Аллилуев (солист, великолепно пел тенором), Макарий Данилович Головин (солировал в басовой партии), Тамара Григорьевна Цулукидзе (заслуженная артистка Грузии, создала в лагере театр кукол), Елена Густавовна Фришер (в прошлом коммунистка – «коминтерновка», шила для кукол туловища), Тамара Владиславовна Петкевич (ленинградская артистка, дочь расстрелянного польского коммуниста Владислава Петкевича), Александр Осипович Гавронский (режиссер-постановщик, руководитель), без которого немыслимо было существование лагерного театрально-эстрадного коллектива (ТЭКа).

А также были и другие артисты, которые не были заключенными, а были вольными – командированными и работали на Северо-Печерской железной дороге, но в свободное от работы время посещали ДКЖ и участвовали в различных мероприятиях и концертах.

Вернемся к воспоминаниям Б.А.Старчикова: «После окончания концерта коллективу строителей была объявлена благодарность с занесением в личные дела. А зекам скомандовали на построение и увели. Колючая проволока, заскрипев под снегом, напомнила мне, где мой дом».

Первым директором дома культуры была Александра Львовна Кузнецова.

На следующий день – 7 ноября 1951 года, был показан первый художественный фильм «Волга, Волга» в новом доме культуры. Зрительный зал был рассчитан на 300 мест. Внутри все было отделано красным плюшем – спинки стульев, перила и ярусы балконов. На стенах зрительного зала горели разноцветные фонари.

Одним словом, это было одно из самых красивых зданий в поселке Микунь.

ЕЛЕНА ПУРЕНКОВА,
методист музея истории г.Микунь. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих