Главная Общество Дом культуры – душа села

Дом культуры – душа села

19 августа 2020

Клуб (во всяком случае, все его тогда так называли) в первой половине семидесятых годов находился в помещении бывшей церкви (теперь церковь Михаила Архангела) за ручьем.

Вид на старый клуб 
Фото начала 70-х гг. из семейного архива Размановых
 

Еще раньше до этого клуб располагался на въезде в село со стороны Черного Яра примерно напротив двухэтажного восьмиквартирного дома. В начале семидесятых там еще стояло двухэтажное деревянное серое здание, которое в тот момент уже использовалось как совхозный склад – там хранили горох, овёс и другой семенной материал. Потом клуб был возле моста через ручей возле дома Павловых, примерно там, где сейчас проходит представление по случаю торжеств села, за ручьем. До нас это здание не сохранилось, помню только оставалась еще летняя танцевальная площадка, мимо которой мы ходили в первом классе в школу, а позже катались на лыжах.

Но оба этих клуба я не застал, а вот о клубе, который располагался в бывшей Михайловской церкви, могу немного рассказать, поскольку там бывал. В зале стояли рядами жесткие коричневые скамейки со спинками, над сценой висел экран для показа кино. На время танцев все скамейки передвигали к стенам, освобождая пространство для танцующих. Впрочем, на танцах я побывал там всего один раз за время своего детства, в августе 1974 года и то, совершенно случайно зашел с ребятами постарше.

В этот клуб ходили по мосту через ручей возле дома Колычевых и далее – мимо здания сельсовета поднимались по горе вверх. Мы же, малолетки, предпочитали другой маршрут. Обогнув Благовещенскую гору, мы по доске пробегали через ручей и поднимались вверх по крутому откосу горы (правее того места, где сейчас установлена лестница, ведущая к монастырю) прямо к клубу.

А вот в кино на детские сеансы за пять копеек мы бегали довольно часто! Для нас, малолетних, было особым шиком занять место поближе к сцене. Когда мест не хватало, сидели прямо на полу перед сценой. Еще одной фишкой было сидеть на пианино, которое стояло в полразворота к сцене. Бедный старый черный инструмент! Сколько не только рук, но и ног, и задниц он на себе вынес! Кстати, не помню, чтобы на нем кто-то когда-то играл.

В этом клубе нас принимали в пионеры: не в классе и даже не на общей линейке в школе, а в ходе торжественного заседания, посвященного очередной, на этот раз 55-й, годовщине Великой Октябрьской революции; перед всем селом, где каждый тебя знает с пеленок, где каждый тебе улыбается по-доброму, и каждый за тебя рад. Полвека скоро, как это было, а помнится, как вчера.
Заведующим клубом был в ту пору Юрий Павлович Шуктомов, один из знаменитых устьвымских баянистов.

Тут же, в этом клубе, проходили всякие концерты, а иногда и прямо на улице – это больше касалось, конечно, выступлений фольклорных коллективов.
Ходить на репетиции и готовиться к концертам в этом клубе участникам художественной самодеятельности села было далеко, а поэтому собирались для этого в здании совхозной конторы (старое здание на улице Совхозной). Там, в актовом зале (по-моему, он назывался не зал даже, а красный уголок) и репетировали. Моя мама тоже участвовала тогда в этих концертах, поэтому иногда брала меня с собой на репетиции. В таких случаях я брал с собой тетрадку, карандаш, сидел тихонько где-нибудь рядом в сторонке и что-то рисовал.

Отвлекаясь немного в сторону, я бы хотел сказать несколько слов о том, что представляли из себя концерты в клубе в те времена. Концерт должен был быть обязательно идейно выдержанным. Особенно, если это было не какое-то отвлеченное от идеологии торжество, а государственный общенародный праздник. На праздниках, посвящённых 1 мая или 7 ноября обязательно вначале звучали песни про Ленина, Родину и партию. Часто исполняли эту:
Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой,
В горе в надежде и радости!
Ленин в твоей весне, в каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!

Знатная песня была. Мы ее даже на уроке пения учили. Помню, сидим, записываем слова, учительница, которая после Николая Федоровича была, нам не спеша диктует:
«Он сказал, что на земле,
Мы построим…»
Все сидят, старательно так записывают. Тишина, все в напряжении диктовки, и тут Олег Бурнашев вдруг добавляет в этой самой тишине в конце последней строки слово «…черепахи», которое очевидно родилось в его голове, как окончание строки. Не знаю, откуда ему в голову пришли эти «черепахи», но хохот в классе не смолкал несколько минут. Не знаю почему, но я этот эпизод запомнил. Ну, да ладно, давайте дальше о концерте.

А дальше хор пел песни про партию и Родину. Потом выступал фольклорный коллектив. Тут были снова песни и пляски, но уже народные. Мне почему-то запомнилась с детства песня «По Муромской дороге» и забойная такая вещь – «Сенька Тюрика». Несколько лет назад был на юбилее одного хора. На банкете спрашиваю у участников хора, мол, можете «Сеньку Тюрику» исполнить? Тут же за столом и исполнили! Прямо бальзам на сердце, так сразу и детство вспомнилось.
После хора и фольклорного ансамбля выступали остальные – могла, например, выйти Ольга Жангурова и спеть под баян (тогда основной аккомпанемент был баян) песню про русские сапожки:
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке носочки узкие.
Идёт красавица, плывёт лебёдушкой,
И все любуются её красой.
Песню эту она исполняла в красных сапожках и успевала приплясывать в них на сцене. Почему-то я запомнил ее выступление, а ведь было это в самом начале 70-х.
Кроме нее были и другие певцы, и танцоры, всех и не вспомнишь. Помню, кто-то пел дуэтом под гитару такую песню, как «Ты из Вологды, а я из Костромы». Вообще много народу прошло через участие в концертах. Читали стихи, пели песни, ставили инсценировки песен.

Еще во второй половине семидесятых, были популярны молодежные танцы на сцене. Выходили две девушки старшего школьного возраста в каких-нибудь одинаковых брючных костюмах и под композицию поп-группы «Teach-In» (почему-то очень любили в таких номерах использовать песни именно этой нидерландской группы) старательно и энергично махали руками и ногами, изображая ритмичный танец. Движения в танце были несложными, главное, чтобы в нем соблюдалась ритмичность и синхронность. Вот эти танцы были почти в каждом концерте.
Ну, а на сладкое, после небольшого перерыва, когда за закрытым занавесом расставляли микрофоны и аппаратуру, выступал вокально-инструментальный ансамбль. Собственно говоря, это было то, ради чего мы – молодежь, приходили на концерт, слушали два часа все предыдущие выступления, от песен про Ленина до энергичных танцев девушек. Вот так готовились, и по такому принципу устраивались концерты в клубе, причем, не только в нашем, но и по всей стране.
А новый дом культуры был построен и начал работать в 1976 году. В то время это был самый лучший и современный дом культуры в районе: со зрительным залом на 192 места, светлым красивым фойе, раздевалками и подсобными помещениями. Директором его и, я не побоюсь этого слова, душой и движущей силой была Лидия Николаевна Разманова. Она была не только администратором, но и сама принимала активное участие в подготовке концертов, выступала с коллективом фольклорного ансамбля, пела и плясала вместе с другими участниками сельской самодеятельности.

Киномеханик Иван Цивилев с дочерью Верой.
Фото начала 70-х гг. из семейного архива Цивилевых


Как и в старом клубе, киномехаником работал Иван Михайлович Цивилев. Он бессменно проработал на этой невидной должности много-много лет, и я не знаю человека нашего поколения, который бы его не помнил. Пленки с фильмами зачастую были плохого качества, обрывались, и тогда зрительный зал дружно свистел, топал ногами и кричал «Ваня!», как будто киномеханик не видел, что делается на экране.

Сюда же перебралась и сельская библиотека, которая ютилась до того времени в доме, стоявшем рядом с домом Зиновьевых, за новым зданием школы, только ближе к оврагу. Заведующей библиотекой в то время была моя тетя – Александра Ионовна Кожухова. Очень хорошо помню, как мы, школьники, помогали переносить библиотечные книги из старого здания в помещение в новом доме культуры.
После того, как Усть-Вымь получил новый дом культуры, у него как будто открылось второе дыхание. Дом культуры стал настоящим центром досуга устьвымских жителей: в состав фольклорного коллектива стало вовлекаться больше молодёжи, что, несомненно, способствовало популяризации народных песен, танцев и обрядов на селе. В свою очередь, возросшая популярность народного направления искусства позволила каждый год получать приток новых участников в коллективы, способствовала созданию новых танцевальных и песенных номеров. Появились возможности собирать на мероприятия больше народа, проводить более массовые мероприятия – «Осенний бал», например, который стал ежегодным и одним из самых любимых праздников в Усть-Выми, своеобразным подведеним итогов сельскохозяйственного сезона.

Разманова Лидия Николаевна (первая слева) с коллективом фольклорного ансамбля.
Фото начала 80-хгг. из архива историко-этнографического музея с. Усть-Вымь


Очень хорошо был принят народом «Праздник березки», который традиционно проходил в июне. Артисты выступали на улице. Помню, собиралось очень много народа, смотрели выступление фольклорного коллектива, играл вокально-инструментальный ансамбль, в общем, это был хороший летний праздник: много музыки, танцев, веселья.
Ну, а если вспомнить празднование Нового года, то можно сказать, что дом культуры вечером 31 декабря работал, как мощный магнит, который притягивал к себе жителей села. Вечером люди приходили на праздник к часам десяти вечера, предварительно посидев дома за праздничным столом, а за полчаса до встречи Нового года снова разбегались по домам, чтобы уже в час ночи прийти снова и продолжить веселье. В эту ночь в танцевальном зале было не протолкнуться. Так продолжалось часа три, примерно до четырех утра, в течение которых люди пели, танцевали, веселились. Помню это, потому что сам играл на новогодних вечерах в ансамбле, а музыканты всегда уходили с таких мероприятий самыми последними.
Хотелось бы вспомнить и такой всенародно любимый праздник, как проводы зимы. Проводы зимы проводились всегда в последнее воскресение марта. Тогда никто не привязывал этот день к масленнице или предстоящему посту (об этом никто и подумать не мог в эпоху исторического материализма, где атеизм был возведен в ранг основной религии государства!). Честно говоря, я даже думаю, что так было правильней, чем сейчас, когда провожают зиму задолго до ее окончания, а потом она еще много-много раз возвращается и напоминает о себе. Живем-то все-таки не на юге и март, по большому счету, это еще зимний месяц. Мне даже кажется, что это вообще должны быть два разных праздника – масленица и проводы зимы, каждый в свой срок. В начале семидесятых этот праздник проводили возле здания совхозной бани.
Неизменным атрибутом этих праздников был столб, на вершине которого подвешивали на крестовине четыре приза. Одним из призов обязательно была бутылка шампанского. На столб надо было залезть без посторонней помощи и каких-либо подручных средств. Это занятие привлекало народ, люди стояли и веселыми шутками подбадривали тех, кто брался лезть наверх.
Народу было много, на проводы зимы приходило все село. Тут продавали выпечку, играла музыка. Тут же проводили различные конкурсы: по стрельбе из «духовки», по поднятию гири, перетягивали канат, пели песни, плясали. Детей, да и всех желающих, бесплатно возили кататься по окрестной местности на совхозном автобусе и в санях, запряженных лошадьми.
Заканчивалось все каждый год одним – сжиганием чучела зимы. Сколько я смотрю на это действо, столько думаю, что осталось все-таки в нас что-то древнее, языческое. Так и тянет к себе людей огонь.

С появлением нового дома культуры проводы зимы стали проводить возле него.
В заключение этой главы хочется сказать, что именно здание нового дома культуры стало началом того самого центра Усть-Выми, который существует сейчас и дом культуры и сейчас остаётся поистине народным и любимым всеми домом.

СЕРГЕЙ КОСОЛАПОВ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. 

 

Вам будет интересно: 

Наша семья  vperedgazeta.ru/obshestvo/nasha-semya-23-07-2020.html

Каким вы помните Усть-Вымь?  vperedgazeta.ru/obshestvo/kakim-vy-pomnite-ust-vym-16-07-2020.html

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих