Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество Дар журналиста – ежедневно заполнять пустоту

Дар журналиста – ежедневно заполнять пустоту

18 ноября 2022

Вообще, среди журналистов не принято писать друг о друге. Для имени корреспондента (фотокора, оператора) – место в титрах. Коллектив редакции посоветовался и вынес решение эту традицию нарушить. И в этот прекрасный ноябрьский день поздравить с красивой юбилейной датой нашу дорогую коллегу Клавдию Павлову.

Нарушить традицию доверили мне, я волнуюсь, так что сильно не ругайте. Если что – Клавдия Ильинична виновата, это она меня писать учила.

Вся жизнь – в газете

Клавдия Павлова для газеты «Вперёд» – это человек-эпоха. В нашем районе нет ни одного журналиста, который отработал бы в районке с юности и до выхода на пенсию. Но главное её достижение не в этом.

...Молодость – она звонкая и весёлая. Я пришла в редакцию в 19 лет, и все казалось здесь чудным: в коллективе были зубры, журналисты – опытные, люди других профессий – тоже серьёзные. Газету «Вперёд» в нашей семье читали, и авторов я знала. К.Павлова оказалась невысокой, стройной женщиной в очках, со светлыми волнистыми волосами. На меня она сказала «ну-ну», задумчиво вытянув губы. Откровенно говоря, насчет «ну-ну» она была совершенно права.

Начала я с того, что схитрила, что умею печатать: очень уж хотелось, чтобы меня взяли в редакцию! Материал писать оказалось не так сложно, как я думала, но печатная машинка... «Дух-дух» – долбили клавиши громадной «Ятрани», я вздрагивала от этого звука и по три часа искала каждую букву. В тексте была куча опечаток, и типография его вернула: наборщики работали при ограниченном освещении и им было тяжело разобрать «грязный» текст. Мне сказали перепечатывать. Уныло плелась я к гремучей «Ятрани», в коридоре столкнулась с Клавдией Ильиничной, она взяла из моих рук текст, посмотрела, сказала по традиции «ну-ну», спустилась вниз и договорилась с типографией, чтобы набрали его как есть. С этой минуты я полюбила её на всю жизнь.

За мной в редакцию пришли несколько молодых журналистов. Мы Клавдии Ильиничне смотрели в рот. И правильно делали. Она работала над текстом не то, чтобы одержимо, нет. Как-то технологично. Она в ходе любого разговора могла задуматься, перевести взгляд на свои записи в блокноте, потом схватить трубку, набрать кого-то и долго выспрашивать, что-то уточняя. Она вообще никого не боялась. Никого и никогда.

«Не стесняйся показаться глупой, спрашивай. Самый глупый вопрос – не заданный вопрос. Не поймёшь – ещё сильней попадать будешь», – учила она меня, и только теперь я до конца разобралась, от чего она меня хотела уберечь: от творческого застоя. Когда статья не пишется, то у тебя, скорей всего, мало фактуры, надо искать экспертов, звонить и спрашивать.

В газете было так принято, что молодёжь писала все что угодно, но в экономику не лезла. Сложные базовые темы тащила на себе Клавдия Ильинична. Это промышленность, коммуналка, транспорт, сельское хозяйство. Занималась этим одна, причём долгие годы. Знала всех руководителей, все предприятия, все нюансы. Так как материалы были сложные, в двух словах не скажешь, они занимали, как правило, целую полосу. Ей нужно было собрать информацию, настроиться, сосредоточиться. И она начинала писать. Обычно утром. Когда в её кабинете закрывалась дверь и начинал раздаваться стрекот машинки, мы ходили тише мыши. Понимали, хоть и молодые, что человеку сложно.

Журналист, профессионал, наставник

В чем была особенная черта Клавдии Ильиничны (я у других такого не видела) – несмотря на свой достаточно высокий журналистский статус, она, если чувствовала неладное, могла выполнить любую редакционную работу. Закрыть любую, как мы (журналисты) называем, дырку. Быстро написать новость, если пришлось снять что-то с первой полосы. Откуда она так срочно умела добыть информацию, я не знаю. Или могла сесть и читать за корректора, когда он отсутствовал. Раньше, когда не было компьютерной вёрстки, часто оставались пустыми полстолбика в конце статьи, перед подписью. Не позволяли технологии текст растянуть. Это тоже называлось «дырка». Дописать в дырку, когда материал твой, в принципе несложно. Но она умела дописывать чужой материал. Быстро читала, быстро вникала, быстро добавляла. Обладала, одним словом, высокими профессиональными компетенциями.

Она единственная из журналистов, кто стоял рядом с верстальщиком, когда шла вёрстка её материалов. У журналиста какие функции? Написал и сдал, дальше не его вопросы. Но она стояла. Подыскивала фото, если что-то не так, меняла заголовок, отрабатывала подписи под снимками. Гоняли они туда-сюда колонки по нескольку часов, пока не выходил нормальный продукт. Она требовательная потому что. К себе прежде всего, но и к другим тоже.

Клавдию Ильиничну молодёжь тогдашняя вспоминает с трепетом. Если кто-нибудь из нас скажет, что она не кидалась в него плохим материалом, не верьте. Во всех кидалась. «Разве можно так писать, это ересь какая-то, а не текст!» – раздавалось под гулкими сводами нашей редакции – бывшего здания кузницы. Когда Клавдия Ильинична занималась наставничеством, лучше было пройти мимо этого кабинета – целее будешь.

Мне, хотя и тоже попадало, но досталось от неё самое лучшее. Она учила меня строить текст, знакомила со своими знакомыми, а в журналистике связи – это очень важно. Рассказывала много о районе, о людях, об истории сел и деревень, о предприятиях и их значении. Она всегда очень трепетно отзывалась о людях труда, уважала их безмерно.

Очень любила то поколение журналистов, которое шло перед ними. Это ведь были в основном мужчины, суровые и строгие, некоторые прошли Великую Отечественную. Клавдия в редакцию устроилась сразу после университета, худенькой застенчивой девочкой, летом 1982 года. Была среди них одна, пока не пришла Светлана Викторовна Бобина. «Они знаешь какие были! – её лицо выражало восторг в те минуты, когда она говорила о ветеранах редакции. – Вот Леонид Степанович Огнев, он ведь очень мужественный был, стойкий. А вот приедет с Коквицкой «горы», говорит: там телятки такие, маленькие-маленькие! Такие хорошенькие! Дай мне, Клавук, рубль, пойду выпью немного, растрогался я. Я тебе с получки самый красивый рубль отдам!» Вспоминает, и сама, смотрю, растрогается. Любила она их.

Творческий почерк

В архиве редакции есть документы, где наш бывший главный редактор, Игорь Александрович Пилипенко, писал такую характеристику Клавдии Ильиничне: «Клавдия Павлова эрудированный, разносторонний журналист. Ее публикации, как правило, отличает глубина разработки темы, скрупулезный анализ, своевременное и правдивое освещение происходящих событий. В них всегда ясно прослеживается желание журналиста разобраться в сути освещаемой проблемы, а также особая чуткость к социальной проблематике, к нуждам и чаяниям конкретного человека, бережное и корректное отношение к героям публикаций. Характерной чертой творческого почерка этого журналиста остается актуальная по сути и современная по форме подача информации, гражданственность и патриотизм». Согласны с каждой буквой.

У неё просто куча наград. Выиграла множество конкурсов, у неё было «Золотое перо», и не одно, и она – совершенно справедливо – в довольно молодые годы получила звание «Заслуженный работник Республики Коми».

Но до этого было много тёплых, запоминающихся моментов. Вот мы едем с ней на церемонию награждения тех, чьи имена занесены на Доску Почёта республики (в это число вошла и Клавдия Ильинична). У нас новенькая чёрная машина, горячий ветер треплет волосы. Мы вдвоём, и говорим о разном, но она в своём репертуаре: «Жалею ли я, что всю жизнь в этой профессии? (Это я спросила). Газета, она же, как голодная, не успеваешь обрадоваться, что сдал материал, над тобой опять стоят, ждут следующего. Ест и всё не насытится как будто. Знаешь, как я её люблю!» Потом, на церемонии, ей долго жал руку и что-то горячо говорил глава республики. Он её знал, уважал. Я гордилась тогда нашей Клавдией неимоверно!

В личной жизни она «крепкий хозяйственник» – настала пора и в её адрес написать слова, которые она говорила об уважаемых людях района. У неё всегда образцовый порядок. Семья хорошая, сын Никита женат, растёт внучка Лиза. Недавно было горе, не стало мужа Валерия Ивановича.

Ушла она из редакции в июле 2019 года. За неё «дырку закрыть» никто так и не смог.

Все мы уже в возрасте, но я как сейчас помню светлый солнечный кабинет Клавдии Ильиничны, она задумчиво крутит ручку и вдруг говорит: «Вот знаешь, говорят, что талант журналиста – это хорошо слова складывать. Но настоящий талант журналиста – это ежедневно заполнять пустоту».

Ты была права, дорогая. С юбилеем тебя от нас всех! От читателей, которые о тебе спрашивают и помнят многие публикации. От руководителей, которые самыми добрыми словами вспоминают работу с тобой. Живи долго и счастливо, почаще звони и знай, что есть люди, для которых ты являешься очень важным человеком в жизни.

СВЕТЛАНА ШТРАУХ.

 


Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих