Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Главная Общество Что могут, мама, твои руки?

Что могут, мама, твои руки?

18 ноября 2020

В редакцию нашей газеты пришло письмо с рассказом о жизни Марии Егоровны Осиповой от ее дочери. Мария Егоровна прожила 98 долгих лет, перенесла войну, пережила лишения и потери. Но, несмотря ни на что, всегда ее сопровождали на жизненном пути вера и любовь к ближним.

В большой дружной крестьянской семье Егора Ивановича и Анастасии Михайловны Ларевых из деревни Вездино 6 февраля 1920 года родилась дочь Мария – моя мама. Всего в семье было 5 дочерей, еще трое детей умерли от болезней в младенчестве. Родители мамы были работящими людьми: держали скот, работали в колхозе, ловили рыбу. На месте их дома, стоявшего около церкви, до сих пор есть бугорок.

Назвать мою маму совсем неграмотной нельзя: до войны она успела закончить три класса. Она умела немного писать, читала по слогам, хорошо знала таблицу умножения. Я помню, что она всегда старалась мне помочь с уроками в начальных классах.

На женщинах,
детях и стариках

Великая Отечественная война коснулась каждого, не оставила она в стороне и семью Ларевых. Моего деда, Егора Ивановича, по состоянию здоровья не взяли на фронт, а отправили в Ухту охранять заключенных. Стоя часами на морозе, он обморозил себе ноги, вследствие чего у него развилась гангрена, от которой он и умер.

В деревне остались женщины, дети и старики. Молодых девушек – ровесниц мамы, отправляли зимой на лесозаготовки, а весной, когда открывалась река, на лесосплав. В первый год войны Мария Егоровна также попала на лесозаготовку: жила в холодном бараке, спала на нарах. А уже в 1942 году она отправилась на курсы трактористов в город Сыктывкар. После трехмесячной учебы мама вернулась в Гамскую моторно-транспортную станцию (МТС) уже в качестве трактористки. Тогда ей, 22-летней девушке, выдали для работы колесный трактор «НАТИ», без кабины. Теплого гаража не было и в помине. Трактор часто ломался, и девушки ремонтировали его своими силами.

Работы в колхозе хватало с лихвой. Весна – посевная пора: пахали поля, сеяли овес, сажали картошку. Лето – пора заготовки сена. В Вездино все сенокосные угодья находились через реку, чтобы добраться до них, приходилось перевозить трактора на барже на противоположный берег. Мужской силы не было, все делали сами женщины. Мама рассказывала, что сразу по доскам заезжать на баржу не получалось, были и падения в воду на тракторе. Оплата за работу была зерном, которое спасло всю семью мамы от голода, ведь годы войны были неурожайными. Был такой год, что и картошка не уродилась, поэтому весной сажать было нечего. Люди тогда обменивали зерно на картофель для посадки. Да и зерно – это какой-никакой хлеб, который пекла бабушка.

Государству сдавали молоко, мясо, шерсть. Мария Егоровна называла в своих рассказах этот процесс «поставкой». Все работали и помогали фронту. Никто не спрашивал, остается ли у семьи что-либо на личные нужды или нет. О войне вспоминать мама не любила.

На хрупких плечах
матери

Мама проработала трактористкой в МТС с 1942 по 1957 годы. В это время она встретила моего отца, Бориса Васильевича Осипова, уроженца села Айкино. В браке у них родились две дочери: я – Надежда, и моя сестра Вера. Большая семья требует наличия большого, крепкого дома, его строительство началось на месте старого дома на стыке деревень Грезд и Ягпом. Рядом встала баня, расширялось хозяйство. Но мамино счастье продолжалось недолго: рано ушел из жизни папа, утонул. Дом оставался недостроенным. Пришлось ей вновь взвалить хозяйство на свои плечи: заготавливать самой дрова, носить воду коромыслом из ручья, ухаживать за домашней скотиной и огородом.

Колхозы сменили совхозы, а Мария Егоровна все так же продолжала работать, даже после выхода на пенсию, которая была маленькой, а нас нужно было вырастить, выучить, поставить на ноги. Работы хватало: перевозили сено на лошадях с одного берега на другой, сажали и окучивали вручную капусту, ухаживали за скотиной, перебирали всю зиму картофель в овощехранилищах.

Мама – исключительно трудолюбивый, сильный по характеру человек. Мне кажется, она умела делать все: косить, стоять у плуга, печь хлеб, варить сур, ткать половики, вязать, ухаживать за коровами и овцами… – всего и не перечислить. Именно мама научила нас любить и жизнь, и труд, уметь прийти на помощь нуждающимся. Она была очень скромной, бережливой, общительной, гостеприимной. Всегда ходила на праздники, любила петь песни, плясать

За свой многолетний труд Мария Егоровна награждена юбилейными медалями, имела знание «Ветеран труда».

Мама умерла 28 ноября 2018 года после продолжительной болезни. Похоронена в городе Вологда, куда в конце жизни перебралась жить ко мне – своей дочери. Подумать только… в 2020 году Марии Егоровне исполнилось бы ровно 100 лет.

Я выражаю благодарность от своего имени и имени своей мамы Любови Алексеевне Лютоевой, которая долгие годы была ее соцработником, а также Татьяне Петровне Малафеевой, Валентине Михайловне Ларевой, Александру Егорову. Всем вам большое спасибо!

НАДЕЖДА ИСАКОВА (ОСИПОВА). 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих