Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Главная Общество Большие события одной жизни

Большие события одной жизни

14 июня 2022

Советский период в истории нашей страны – время особое, вместившее в себя не только глобальные социальные катаклизмы, войны, голод, разруху, но и грандиозное строительство, освоение космоса, создание шедевров мировой культуры и искусства.

В те годы рядовой советский гражданин мог возглавить советский или партийный орган власти, стать выдающимся учёным, конструктором, руководителем крупного предприятия… Притом часто совершенно неожиданно для самого себя.

Сегодня мы хотим рассказать об одном из таких людей – нашем земляке, жителе посёлка Жешарт Владимире Николаевиче Некрасове.


Детство, опалённое войной

Родился Володя в селе Гам, в простой коми крестьянской семье. У его родителей – Николая Ефимовича и Марии Николаевны Некрасовых, было пятеро детей – два сына и три дочери. После начала Великой Отечественной войны Николая Ефимовича призывают в Красную армию, он сражается с фашистами на Волховском фронте. Попадает в плен, бежит с товарищами, разобрав пол в товарном вагоне, в котором их перевозили, переходит линию фронта. Но к бывшим в плену солдатам у органов НКВД доверия нет, и Некрасов отправляется в штрафбат. В одном из боев он получает контузию. После лечения снова передовая, и снова плен. При транспортировке в Германию советскому солдату вновь удалось бежать. После новой проверки сотрудниками НКВД Николая Ефимовича отправили в глубокий тыл – в Свердловскую область, в Трудармию.

Мария Николаевна всю свою сознательную жизнь работала в колхозе от зари до зари: на сенокосе, на уборке урожая, затем в овощехранилище ОРСа. После смерти мужа пошла работать в клеевой цех Жешартского фанзавода.

Много горя досталось и детям. В 1941 году Володе было всего шесть лет. Но он помнит слезы матери, когда провожали отца на фронт. Помнит, как в 1943 году старший брат Саша после окончания Гамской средней школы ушел на фронт со своими сверстниками. По зову сердца впоследствии он стал военным. Помнит голод, тяжелый труд… Помнит первую буханку ржаного хлеба, который удалось купить после отмены продуктовых карточек в 1947 году за 16 копеек.

До третьего класса Володя учился в Гамской школе и не знал русского языка. Его первой учительницей была Мария Николаевна Отева. Ученики ее любили, и она им отвечала тем же. Марию Николаевну помнят и в Гаме, и в Жешарте, где она многие годы учила детей рукоделию в Жешартской средней школе №1.

После окончания войны домой вернулся отец. В деревне нищета, голод, люди выживали за счёт личных подсобных хозяйств, даров реки и леса. В колхозе за 12-часовой рабочий день часто вообще ничем не расплачивались, лишь ставили палочки в тетради за отработанный трудодень. Чем кормить детей? Единственный выход – устроиться на работу на строящийся рядом фанерный завод. Николай Ефимович так и поступил. Ему дали комнату в бараке, и он перевёз семью в Жешарт.

Володя тогда учился в третьем классе. В поселковой школе все предметы велись на русском языке, а коми мальчик русского языка практически не знал. Выручила учительница Клавдия Дмитриевна Каракчиева – с её помощью мальчик за лето выучил русский язык и третий класс  следующего учебного года Володя Некрасов закончил с похвальной грамотой.

Первое знакомство с заводом

Первое знакомство со строящимся Жешартским фанерным заводом у Володи Некрасова состоялось в 1943 году. Он тогда учился в первом классе Гамской школы и как-то навестил в Жешарте двоюродную сестру Зою Некрасову, дочь старшего брата отца. Она тогда работала на почте, заведующей.

Полную информацию о целях и направлениях строительства до населения тогда не доводили – шла война, многое было засекречено, поэтому люди говорили, что строится лесозавод. Но для деревенского паренька, до это не видевшего ничего, кроме деревенских домов и двухэтажной Гамской школы, это была громадная стройка. На расчищенной от леса территории строились какие-то здания из круглого леса, в том числе возводился и главный корпус завода, где планировалось разместить оборудование фанерного производства. Каждый периметр этого здания состоял из пяти-шести соединённых между собой брёвен.

Мальчика также заинтересовали котельная с большой трубой и механические мастерские, которые размещались в большом деревянном здании барачного типа. У двоюродной сестры Зои Александровны в мастерских работал знакомый – Антон Харченко. Володя попросил его показать, как работают люди на различных станках, как обрабатывается металл. Мальчик был в восхищении от увиденного, и он решил – «Вырасту, наверное буду металлообработчиком». Ему, восьмилетнему школьнику, тоже захотелось изготавливать из кусков металла гайки, болты, шайбы, шестерёнки, другие изделия, так быстро и ловко производимые рабочими механической мастерской.

Начало трудового пути

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы сотни тысяч подростков по всей стране трудились на заводах и фабриках, на лесных делянках и колхозных полях. Наравне со взрослыми они вытачивали снаряды и мины, изготавливали детали для военной техники, шили солдатам обмундирование, выращивали хлеб, ухаживали за скотом… Несмотря на тяжёлый, а порой и непосильный труд, энтузиазм был огромный, так как каждый понимал, что и от него в той или иной степени зависит судьба страны.

В 1949 году Володя заявил своим родителям, что учиться дальше не будет, а пойдёт работать. Мама – в слёзы, ведь сыну было всего 14 лет. Но отец возражать не стал. По просьбе сына он обратился к главному механику ремонтно-механических мастерских Александру Петровичу Карповскому и тот удовлетворил просьбу, взял подростка к себе на работу.

В этой мастерской в тот период в основном трудились рабочие средних лет со многих областей и республик СССР: большей частью это были осуждённые по 58 статье УК РСФСР «Контрреволюционная деятельность» и отбывали сроки ссылки.

Рабочие кадры из числа молодёжи готовили в школах ФЗО (фабрично-заводское обучение). В период войны молодёжь туда обычно мобилизовали – хочешь, не хочешь, получай рабочую профессию и работай. В ФЗО, кроме специальности, давали и общие знания на уровне семи классов школы. После войны практиковалось и индивидуальное обучение. Владимира Некрасова трудоустроили учеником токаря к опытному специалисту Петру Петровичу Осипову, который и дал ему путёвку в трудовую жизнь. О нём у Владимира Николаевича остались очень хорошие воспоминания как о специалисте и человеке.

В этой ремонтно-механической мастерской работали слесари, тисочники, монтажники, сварщики. Технологическое оборудование, которое устанавливали в Жешарте, было собрано из эвакуированных с Украины и Белоруссии заводов. Демонтаж оборудования, эвакуация шли в спешке, и во многих узлах машин и агрегатов не хватало каких-то деталей. Вот рабочие мастерской и трудились над изготовлением недостающих деталей и узлов.
Владимир Некрасов попал в коллектив замечательных людей, хороших специалистов и прекрасных учителей, которые дали ему всё, что необходимо было знать о металлообработке в тот период.

Постепенно состав работников механической мастерской начал меняться: часть работников, отбывших сроки ссылки, уехала, им на замену пришла молодёжь – сверстники Некрасова. Но изготовлением деталей машин и оборудования большой сложности, как и прежде, занимались квалифицированные токари.

Люди своего времени

Работая в большом коллективе, постоянно приходится сталкиваться с разными людьми. Многие из них надолго, а то и до конца жизни, остаются в памяти.

Попав в механическую мастерскую, Володя познакомился со многими людьми. Он помнит Леонтия Азарова (у него было прозвище Лёва цыган), который занимался водоснабжением. В систему производственного водоснабжения вода тогда закачивалась прямо с реки Вычегды, где стояли насосы. У Азарова было несколько помощников – подсобных рабочих, но основная ответственность за водоснабжение всё же лежала на нём.

Группой монтажников руководил Антон Харченко. Он для Володи провёл первую ознакомительную экскурсию по ремонтно-механическим мастерским.

Запомнился Иван Иванович Сахаров, пожилой человек, родом из Тулы. Он построил из горбыля для своей семьи домик, в котором проживали шесть или семь человек. Был верующим, баптистом. Мог часами рассказывать о том, как жил до Великой Отечественной войны. Работал тисочником, обрабатывал детали, поддающиеся ручной обработке. Был великолепным мастером, делал висячие дверные замки, не отличавшиеся от заводских. Его правнук, Роман, и сейчас живёт и работает в Жешарте, обслуживает оборудование на мачте сотовой связи МТС.

Энергетической установкой в механической мастерской в тот период была паровая машина мощностью 360 лошадиных сил 1929 года выпуска. Она приводила в движение генератор мощностью 200 кВт. Паровая машина работала на дровах. Бывало, машина выходила из строя, её восстанавливали. Металл для ремонта обычно заказывали на Нювчимском чугунолитейном заводе. Полученное литьё диаметром 600-700 мм обрабатывали на большом токарном станке, который обслуживал Эдуард Вальт, эвакуированный с Поволжья немец.

В мастерских работал ещё один немец – Эдуард Людвигович Францев, он был эвакуирован из Ленинграда. Перед войной учился в институте металлургии, в совершенстве разбирался во всех особенностях обработки металлов – он был мастером и наставником для молодых рабочих.

Спортивная и комсомольская молодость

В 1954 году Владимира Некрасова призывают в Советскую армию. На службу направляют на Кольский полуостров, в п.Гремиха, на Северный флот. Демобилизовался в самом конце 1956 года, 1 января 1957 года встретил в п.Мадмас, где поезд останавливался для высадки пассажиров.

После демобилизации Владимир Николаевич возвращается на фанерный завод, где как раз началась очередная реконструкция, после которой фанерный завод превратился в комбинат.

Руководил предприятием в те годы Константин Павлович Коцюба. Он был вхож в Правительство Коми АССР и инициировал в управлении деревообрабатывающей промышленности реконструкцию фанерного завода. Началось строительство нового главного корпуса, который продолжает работать и сегодня. Приобрели новое технологическое оборудование. Реконструкция производства коснулась практически всех основных и вспомогательных служб. Началось строительство новой котельной, построили цех по подготовке связующих (цех смол). Для более полного использования древесины построили цех ДСП (древесно-стружечных плит).

Александр Лютоев.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих