Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Главная Общество Беседа с батюшкой накануне Крещения

Беседа с батюшкой накануне Крещения

18 января 2019

19 января Церковь празднует Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Святом Богоявлении и Крещении мы беседуем с благочинным Усть-Вымского церковного округа, настоятелем церкви Почаевской иконы Божией Матери г.Микунь протоиереем Василием Дзериным.

– Отец Василий, Святое Богоявление и Крещение – это два разных праздника, отмечаемые в один день, или это все же одно евангельское событие?
– Ранее эти праздники праздновались вместе, и назывался праздник Богоявление. В празднике говорилось и о рождении, и о крещении, которое совершилось на реке Иордан, и о явлении Святой Троицы, которая присутствовала при крещении Иисуса Христа.

– А почему Рождество и Крещение разделили, если раньше их отмечали вместе?
– С IV века Крещение Господне стало отдельным праздником. Связано это с тем, что Церковь перестала быть единой. Произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную – на Востоке с центром в Константинополе.

Дата Рождества – 25 декабря, была установлена в Риме в 336 году по юлианскому и григорианскому календарю. В этот день римляне отмечали языческий праздник непобедимого Солнца. Он связан с начинающимся в конце декабря прибавлением светлого времени суток. Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли на этот день воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа, то есть рождение духовного незаходимого Солнца.

– А в чем заключается Богоявление?
– Об этом повествует Евангелие: о том, как Христос пришел к Иоанну на Иордан, чтобы выполнить полностью то, что предстояло Ему как Богочеловеку. Иоанн Креститель провидел Духом Святым, Кто перед ним стоит, и пытался немного отойти в сторону, преклониться перед Божеством, а Христос сказал, что им обоим надлежит выполнить все это, и в момент крещения раздался с небес глас Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Многие увидели сходящего на Христа голубя – в этом виде сходил Святой Дух. Это событие и называется Богоявлением, потому что здесь открылась тайна Триипостасного Божества.

– В крещенский сочельник и сам праздник Крещения службы совершаются особым чином, и многие прихожане, которые из года в год ходят в храм, знают, что службы совершаются иначе, чем в обычные дни. Поясните, в чем состоит отличие крещенских богослужений.
– Служба сочельника внутренне готовит нас к предстоящему празднику. В сочельник всегда пост, который готовит человека к тому, чтобы он более внимательно воспринял то событие, которое собирается праздновать духовно, молитвенно.

Богослужение начинается в сочельник, а заканчивается в Крещение. В него входит много служб. Когда-то в древности это было очень длительное богослужение, оно длилось всю ночь. Сейчас это все совершается с перерывами, для того, чтобы человек не потерял смыслов праздника.

В оба эти дня совершается великое освящение воды по одному и тому же чину, который ничем не отличается.

– То есть не имеет значения, когда взять святую воду: накануне в сочельник либо в сам день праздника?
– Это уже народные предания, когда люди рассуждают, что если два раза совершается освящение, значит должна быть разница, иначе оно не совершалось бы дважды. Но мы забываем о том образе жизни, который был раньше и от которого нас отделяют века, десятилетия. Это сейчас открыл кран – и вода течет постоянно. Шестьдесят лет назад нужно было потрудиться, чтобы эту воду натаскать в чаны, бочки, емкости, и все равно ее не хватило бы на всех. Соответственно, два дня освящения по одному и тому же чину традиционно проходят не потому, что вода будет отличаться по своему естеству, а для того, чтобы каждый мог взять себе эту святыню, чтобы всем досталось.

– Зачастую люди приходят в храм, чтобы набрать крещенской воды и уйти, и при этом никак не участвуют в литургической жизни. Насколько это правильно?
– Христианин должен иметь веру. А вера не имеет смысла без дела. Надо потрудиться, чтобы получить благодать. Постоять на службе, попоститься, исповедаться, причаститься. А так, это просто потребительство и напоминает язычество.

– Насколько уместно окроплять святой водой свой дом?
– Это даже необходимо. Вода освящается, чтобы окроплять себя и свое жилище. Если это совершается с молитвой, значит, человек призывает на помощь благодать Божию, которая сосредоточена в этой воде. Она изменила эту воду, значит, соответственно, эта благодать может остаться и в твоем доме через окропление и благоговейное отношение, через омовение.

– Обязательно ли купаться в проруби на праздник Крещения?
– Это не церковное установление, а человеческая традиция. Если человек отстоял Богослужение, помолился в храме, пришел на купель и благоговейно окунулся, то это одно, а когда пришел нетрезвым, вместо молитвы – сквернословие и хорохорство, то это совсем другое. Раньше было такое предание: те, кто занимался языческими вещами в святки (гаданием, разгулом), должны омыть эту скверну, погрузившись в прорубь. А сейчас все наоборот.

– Где можно будет окунуться в прорубь на Крещение?
– В нашем районе будут оборудованы три купели: в с.Айкино, п.Жешарт, п.Мадмас.

– Традиция окунаться в прорубь на Богоявление – достаточно молодая. Получается, раньше в этот день людей крестили?
– Да, традиция молодая. В первые века христианства людей крестили в Великую Субботу перед Пасхой один раз в году. До этого их учили вере. В Церкви это называется оглашением.

– Что сегодня нужно для того, чтобы кому-либо из желающих принять таинство Крещения? Просто прийти в храм и изъявить свое желание, или есть какая-то определенная процедура?
– Конечно, прийти в храм, но не просто, а для того, чтобы прослушать огласительные беседы, изучить основы христианской веры, научиться молитвам, узнать о православном Богослужении и церковных таинствах.

– Бытуют разные точки зрения насчет крещения младенцев. Кто-то говорит, что нужно крестить детей, когда они подрастут и сознательно придут в храм и к Богу, а кто-то говорит, что нужно крестить чуть ли не на сороковой день после рождения. Какое у Вас отношение к этому?
– В православной церкви одна точка зрения. Если говорить о священноначалии: младенцев крестить нужно. В требнике указано, что на восьмой день от рождения приносится младенец в храм для крещения… Своих же детей я крестил буквально через две недели после их рождения, потому что крестить младенцев – это нормально и не противоречит канонам Церкви. Мы крестим детей по вере их родителей и восприемников.

Существует также обычай крестить ребенка на сороковой день. На сороковой день, после прочтения «молитвы о жене-родильнице после 40 дней», мама сможет присутствовать на одном из важнейших событий в жизни малыша. К тому же, новорожденный уже окрепнет и над ним легче будет совершить священнодействия, чем над совсем маленьким.

– Отец Василий, Ваше пожелание всем верующим к празднику Крещения Господня.
– Пусть этот праздник станет для нас временем духовного обновления, просвещения душ и сердец, преображения внутреннего мира. Желаю вам душевного и телесного здравия, благополучия, радости об освящающем нас и весь мир Господе!

Беседовала НАТАЛИЯ ПОПОВА. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих