Рубрики
Балерина из Вездино
За свою многовековую историю Усть-Вымская земля взрастила немало замечательных людей, оставивших заметный след в политике, экономике, спорте, культуре…
Ольга Челпанова
Много лет назад, когда в здании бывшего детского сада в местечке Увпом д.Вездино ещё работал магазин, случайно зайдя туда, встретил миниатюрную девушку с необычной статью. Сразу же вспомнился кинофильм «Танцующие призраки» – про балетную школу и юных балерин, которых там готовили. Когда девушка, сделав покупки, вышла, спросил у продавца: «Кто такая»? «Это дочь Вячеслава и Валентины Челпановых – Оля. Она учится на балерину», – ответила продавец.
Усть-Вымский район богат на таланты. Он подарил Республике Коми и России многих ставших известными политиков, военных, хозяйственников, писателей и поэтов, драматургов, артистов. А сейчас ещё и балерину, которая своим талантом блистает не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
Девочка Оля родилась в обычной сельской семье. Она была вторым ребёнком, после сына Сергея, у Вячеслава Николаевича и Валентины Александровны Челпановых. После Оли родилась ещё дочь Лена.
Как и все деревенские дети, свободное время девочка проводила в уличных играх: зимой с подругами и друзьями каталась на санках и лыжах, прыгала в снег с крыш сараев, строила тоннели в снегу. Летом были другие игры и забавы.
«У меня было счастливое, беззаботное и весёлое детство, – рассказывает Ольга. – Как вспомню, что мы вытворяли с Машей Малафеевой, Валей Штереверя, Катей и Ваней Борисовыми, Настей и Денисом Семуковыми, становится немного стыдно…, но приятно и тепло на душе. К сожалению, сейчас нас разлучило расстояние, но они всегда в моём сердце!»
Повороты судьбы
Жизнь девочки кардинально изменилась, когда ей было девять лет. В Айкинскую школу приехала комиссия из гимназии искусств при главе Республики Коми для отбора детей по разным направлениям подготовки: на музыкантов, вокалистов, балерин, художников, гуманитариев. Всех детей из четвёртых классов пригласили в актовый зал школы. Учащиеся школы не воспринимали происходящее всерьёз, но делали то, что от них просили. Первый отборочный тур Оля прошла и её пригласили в Сыктывкар, где проходил второй отборочный тур. Там было уже намного строже – каждого ребёнка оценивала большая комиссия педагогов.
«Была пора летних каникул и меня, девятилетнюю девочку, не волновало решение комиссии, – вспоминает Ольга. – Но к началу учебного года пришло письмо с приглашением. Уезжать из дома не хотелось. Решение, что надо попробовать – ведь профессия артиста балета очень редкая, сложная и красивая, было принято буквально перед 1 сентября, и мы поехали».
У девочки началась совершенно другая, новая жизнь. Не было рядом родных, друзей и знакомых. Гимназистки занимались в соответствии со строгим графиком, все дни были заполнены работой. Помимо того, что Оля уставала физически, она очень скучала по родным. Единственный день, когда она могла приехать домой – это поздний вечер субботы. Дома проходили ночь и воскресный день, а вечером надо было уже возвращаться в интернат. Часто воспитанниц вообще не отпускали домой, так как по понедельникам их было не узнать – за сутки домашнего пребывания они заметно поправлялись, набирали в весе, а по понедельникам было взвешивание.
Самым трудным был первый год: девочка очень скучала по родным и это стало поводом для первого ухода из гимназии. Но её педагог – Ольга Петровна Федотова, уговорила вернуться, объяснив, что начинать всегда тяжело. Возникли проблемы и во второй год обучения – Олю хотели отчислить за неуспеваемость. Но и в этот раз за неё заступилась педагог, разглядев в ней талант будущей балерины. К концу года девочка была уже в списке лучших учеников.
«Моей опорой и поддержкой всегда были родители, – с благодарностью рассказывает о Вячеславе Николаевиче и Валентине Александровне их дочь Оля. – Они были главными «спонсорами» моей учёбы. Были времена, когда родители, а иногда и я с ними, ездили продавать картошку. На вырученные деньги я покупала себе форму для занятий и всё необходимое для учёбы. Выкручивались, как могли, но это было хорошее время и от него остались приятные воспоминания. Позже, на курсах, я уже получала стипендию и с деньгами стало намного легче.
Родители поддерживали меня не только финансово, но и во всём остальном. Помню, как мы с папой учили мои первые сольные партии, где мне нужен был партнёр. И конечно, партнёром был мой папа! Он поднимал меня, держал, выполнял все упражнения, которые требовались от партнёра. Помогал мне растягиваться, тянул стопы и колени, развивал мои данные. Было смешно и весело. Мама – это моя вторая опора. Я знаю, что всегда могу рассчитывать на её поддержку, любовь и заботу. Я очень люблю своих родителей, брата и сестру!»
На большой сцене
В балетный класс со всей республики вместе с Ольгой были набраны 18 детей. Закончили гимназию через восемь лет только три девочки. После гимназии Челпанова поступила в Коми республиканское училище искусств, закончила его с красным дипломом. Из года в год, благодаря педагогам и воспитателям, вездинская девушка набиралась опыта и мастерства. После завершения учёбы её пригласили в несколько театров России. Выбор пал на город Йошкар-Олу.
В театре столицы Республики Марий Эл она сразу стала первой балериной. Работы было очень много: помимо выступлений на городской сцене Ольга Вячеславовна участвовала в различных сценических конкурсах. Из наиболее значимых можно отметить первые места в Южной Корее и Австрии, третьи места в Сочи и Перми. С гастролями она вместе с труппой побывала в Германии, Италии, Франции, Китае, Южной Корее, Эстонии, Австрии, Молдове, Мексике, Латвии, во многих городах Российской Федерации.
Ольга Челпанова удостоена звания «Заслуженная артистка Марий Эл», «Душа танца» в номинации «Звезда». В 2012 году она с красным дипломом окончила Российский институт театрального искусства ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер.
Проработав в России 12 лет, она решила идти дальше, так как в театре, в котором она работала, не было возможностей для дальнейшего творческого роста. Получив приглашение из Венгрии и Словакии, она выбрала Словакию, город Братиславу. Выбрала по двум причинам: репертуар местного театра подошёл для неё, и там приняли её условия. Работая в Европе, Ольга Вячеславовна одновременно ещё четыре года продолжала работать в России, приезжая на спектакли на два-три дня. Но началась коронавирусная пандемия и летать в Россию стало практически невозможно. С российским театром пришлось распрощаться.
«Профессия балерины полностью поменяла меня, мой характер, мои взгляды и интересы, – говорит Ольга Челпанова. – Балетный мир – это другой мир! Каждый день ты должен доказывать не только зрителям, но и себе, что ты первая солистка! Это сложно, но к этому привыкаешь!
Балерина за один спектакль, который длится два-три часа, совершает работу, которая равна 11-15 километровой пробежке. А в день бывает и по два спектакля. Большие нагрузки, травмы, физическая боль и ежедневный тяжкий труд – это обратная сторона медали моей профессии».
«Несмотря на то, что Оля стала большим артистом – примой-балериной, она осталась простым человеком, которая никогда не забывает о своей малой Родине, о родных, друзьях и товарищах, – говорит Мария Королева (в девичестве – Малафеева). – Росли мы вместе – играли, баловались. Уже много времени прошло с тех пор, а она всегда помнит о моём дне рождения, поздравляет. Привозила подарки с гастролей: больше всего запомнились духи из Франции и шляпа-сомбреро из Мексики. Когда приезжает на малую Родину, если не застаёт в деревне Вездино у родителей, то всегда заезжает в гости ко мне в Сыктывкар».
Подготовил АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.
Фото из семейного альбома.