Поддержка бизнеса в условиях санкций
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Главная Общество А был ли Гам?

А был ли Гам?

18 августа 2021

Село Гам известно в Республике Коми в первую очередь благодаря известному социологу Питириму Сорокину и инициатору создания Коми автономии Дмитрию Батиеву.


Гордится наше село и другими известными людьми: Е.А.Орловой – заслуженной артисткой Коми АССР, П.А.Образцовым – коми поэтом и писателем, Ю.И.Калимовым – доктором технических наук и многими другими. О них подробно написал в своей книге «Таланты были, есть и будут» А.И.Некрасов, коми поэт и писатель, педагог, многие годы руководивший Гамской средней школой.

Но в истории села Гам есть и много неизученных, а то и забытых страниц. К ним, например, можно отнести периоды коллективизации, стахановского движения. Хотелось бы знать, кому принадлежит идея разрушения православной церкви Михаила Архангела. Об этих событиях почти ничего не написано. Но если кропотливо изучать архивы, можно многое узнать и рассказать о реальных событиях из истории села. Недавно в республиканском Госархиве я познакомился с документом о передовиках лесозаготовок, где написано, что Пётр Степанович Чукичев (Гамский лесопункт, колхоз «Красный маяк») свалил за год 5000 кубометров древесины! И это без бензопилы!

Легенды о Гаме

В настоящей статье хочу остановиться на некоторых исторических событиях далёкого прошлого нашего села, а также легендах, касающихся этих событий. Так как, по моему мнению, широко известные легенды о селе Гам не имеют под собой исторической основы, хотя и опубликованы во многих печатных изданиях, мы преподносим, в первую очередь молодому поколению, недостоверную информацию об истории родного края. К сожалению, учащиеся школ больше знают об истории древних Египта, Греции, Рима, чем о своих предках. От преподавателя Гамской средней школы Ю.И.Терентьева с удивлением узнал, что есть старый учебник истории Коми Республики, но в школьной программе такого предмета «История Республики Коми» нет! Тогда о каком патриотизме мы говорим? Какая любовь к Родине может быть у молодого поколения, если оно не знает своих корней?

Рассмотрим содержание легенды о селе Гам, о его посещении Стефаном Пермским и крещении сельских жителей. Вариантов этой легенды в различных источниках много. И читатель воспринимает каждый текст, как фактически достоверное историческое событие.

Если судить по повести русского писателя Н.М.Коняева «Святительская любовь», то мы узнаём, что в Гаме находилась основная пермская кумирня, возле которой жили главные пермские жрецы.

Открываем книгу «Земля Стефана Пермского» издательства «Эском» (составитель Михаил Сизов) и читаем: «…так он (Стефан Пермский) шёл, пока через 200 километров не показалось второе после Пыраса многолюдное селение Гам. Едва проповедник вступил туда, как народ, подстрекаемый злобными жрецами и тунами, кинулся на него с неистовыми криками и угрозами, с шумом и гамом». 

В 1896 году литератор, учитель Вологодского духовного училища А.К.Лебедев в своей статье «Святой Стефан, первый епископ Пермский» по-другому освещает эти же события. Из написанного следует, что Стефан, поднимаясь по Вычегде, поставил бесчисленное количество часовен и крестов (создаётся впечатление, что при нём была целая строительная бригада). Выдавая свою версию за исторический факт, он пишет, что недостаток письменных свидетельств восполняется вековыми преданиями.

С интересом прочитал проектную работу «Старинное село Гам» преподавателя Гамской средней школы Т.В.Одинцовой. Она приводит вариант легенды, которая «передаётся из поколения в поколение», согласно которой на месте села Гам жил большой и сплочённый народ, который верил многим богам. Стефан Пермский крестил в реке этот народ, запретив есть конину и беличье мясо, а увидев через некоторое время, что жители Гама опять едят беличье мясо – проклял их, назвав слепыми.

Где правда, а где вымысел?

После прочтения этой легенды возникает много вопросов. Во-первых, о многолюдности населённых пунктов на Вычегде. По историческим данным, пермяки (коми) лишь через полтора-два столетия, в 16 веке, только-только начали заниматься земледелием. В 1517 году польский историк Матвей Меховский в своём трактате писал: «В Пермской земле не пашут, не сеют, питаются дичью и пьют только воду». Откуда при таких условиях жизни может быть большое число населения на берегах Вычегды, да ещё с многочисленными жрецами, тунами, волхвами? Даже через 200 лет после начала крещения пермяков по первой известной переписи Коми края на Вычегодской земле от Котласа до Малой Слуды, а это более 300 километров по Вычегде, по исследованиям И.Л.Жеребцова, было всего лишь 437 луков (хозяйств) с населением не более 1,5 тысячи человек, а население всего Коми края составляло не более 6,9 тысячи человек.

Во-вторых, Стефан Пермский запретил пермякам есть конину и беличье мясо – это идоложертвенная пища. Откуда это? Общеизвестно, что к кумирням несли беличьи шкурки, но не мясо. Ни одна религия не запрещает есть беличье мясо – в период охоты мясо белок было повседневной пищей охотников и их собак у всех народов Европы и Сибири.

Сюжет легенды о «Слепом Гаме» повторяет легенду о «Худом грезде», что возле села Иб на Сысоле, где опять Стефан Пермский проклял жителей этого места. Как-то не по божески святителю проклинать людей и селения. Конечно, можно допустить, что Стефан Пермский мог в досаде сказать «слепой Гам», но высказывать проклятия «Да буде слеп Гам», как пишет Г.С.Лыткин, – такое даже вообразить трудно. А легенда о «Худом грезде» объясняется просто – деревню основал житель по фамилии Худов. Тысячи населённых пунктов в России имеют названия по фамилии или имени их основателя. А в Гаме живёт трудолюбивый, талантливый народ, да и исторических фактов о том, что в селе «ещё долго» было много слепых жителей, нет, как нет и людей, передающих эту легенду «из уст в уста, из поколения в поколение».

Удивляет содержание текста легенды. Так, как уже было сказано выше, в книге Михаила Сизова читаем, что Стефан Пермский от селения Пырас «шёл» 200 километров. Но достоверно известно, что он плыл по Вычегде, да и в 14 веке не было ещё никаких километров – в России эта мера длины в обиходе появилась только в 20 веке – через 600 лет. А тогда расстояния в церковной среде измерялись в «поприщах», в быту – в «переходах».

А вот в действительно историческом труде Епифания Премудрого «Житие Стефана Пермского» о Гаме ничего не говориться. Как же так? Ведь по материалам легенд это большое селение с кумирнями, идолами, здесь Стефан ставил часовню, крестил народ! А всё просто – Гама тогда ещё не было, да и быть не могло.

Гам в писцовых документах

Впервые селение Гам упоминается в писцовой книге 1585-86 годов И.Г.Огарева и подьячего Ф.Юрьева. В погосте Гам тогда проживало 12 мужчин, в деревне Гам (в нижнем конце, скорее всего это современный Кырув) – 29 мужчин. Всего 41 жилой дом. Отсюда следует, что всего жителей в Гаме было не более 80-100 человек. Все жители имели фамилии, они указаны в переписном листе. На всё селение имеется 48 чети с осьминою пашни и сенокосов 400 копен (в то время площадь сенокоса измерялась в копнах). В современном исчислении это 27 га пашни и 40 га сенокосов: на один двор приходится 0,6 га пашни и менее гектара сенокосов. Прямо скажем, небогато.

В более ранних документах, в жалованных книгах 1483, 1485, 1490 годов, в первом писцовом описании Коми края 1481 года селение Гам не упоминается. Следовательно, здесь люди поселились не ранее 1490 года. Эти сведения также опровергают имеющееся утверждение, что село Гам основали в 1676 году выходцы из погоста Жешарт Перша Амосов с сыном и Осташко Стефанов. Возможно, немало могла бы прояснить историю Гама перепись 1530 года, проведённая дьяком Иваном Бонковым, и перепись 1564 года, проведённая Якимом Романовым и Никитой Путяниным, но материалы этих переписей на сегодня считаются утерянными. Официально в 2025 году селу Гам исполняется 440 лет.

Откуда название – Гам 

Хочется поговорить и о названии села Гам. По одной из версий, село названо Гамом потому, что население встретило Стефана на берегу Вычегды с шумом и гамом, по другой – это место токовища, сосновый бор, по третьей – это библейский термин, по четвёртой – основателем села был шумливый человек. Но я думаю, что все эти версии не имеют под собой основания.

В Ижемском районе республики тоже есть селение Гам, была деревня Гам на Лузе, где Стефан Пермский не бывал и с гамом его никто не встречал. Клавдий Алексеевич Попов в 1874 году упоминает селение Гам недалеко от города Нарвы. Кроме того, наше село не стоит в сосновом бору, к тому же в Коми есть много названий с корнем «гам», их приводит в своей книге «Где ты живёшь» Адольф Туркин: Гам-пашня на Сысоле, Гамты, Гамшор на Удоре. Есть деревня Гамово в Пермском крае, Гамы в Кировской области и в Удмуртии. Широко в России распространена фамилия Гамов.

Будем рассуждать, опираясь на вышеприведённые факты. Для начала уточним, что названия починкам, деревням и погостам в те далёкие времена часто давались при переписях. В Коми крае переписи вели русские, естественно, коми слова (имена, названия местности) они записывали так, как они их слышали. Поэтому зачастую название одного и того же селения при очередной переписи записывалось по-разному.

Например, деревня Камсамас в разных вариантах записана так: Канцемар, Канцман, Кайцсаман. Правильно, по А.Тукину – Камсам?с, что в переводе на русский означает коровий ручей. Но надо иметь в виду, что эта деревня возникла в 16 веке, одновременно с Гамом, а тогда никаких коров в маленьких деревнях быть не могло, так как для заготовки кормов для коров не хватало сенокосов. К тому же, чтобы корова доилась и давала приплод, надо ещё содержать быка. И название деревни – Камсамас, скорее всего, происходит от коми слов «камса места», то есть место жительства Кама, местного шамана. Населённых пунктов в Коми, названных по месту расположения, очень много: Висдiн, Тыдор, Иб, Шорйыв и так далее. 

А вот происхождение названия села Гам объяснить, опираясь на место расположения, не получается. Обратимся ко второму и, пожалуй, самому распространённому примеру присвоения населённым пунктам названий по именам, фамилиям, прозвищам основателей починков и деревень. Примеры: Иван – Ивановка, Федор – Федоровка и так далее. Так же присваивались фамилии по имени отца: сын Гаврилы – Гаврилов, сын Петра – Петров. 

Поищем объяснение, опираясь на этот вариант. Находим старые короткие коми имена: Пам, Кам, Перя, Туган, Вень, всего коми имён около тысячи, как пишут учёные, но Гама среди них нет. Среди христианских имён тоже ничего не находим, а вот в списке дохристианских имён имя Гам есть! Вот и объяснение названия селу Гам: его основателем и является Гам. Откуда он пришёл и основал село – вряд ли узнаем, но памятник ему ставить в Гаме надо! Этим также объясняется и происхождение фамилии Гамов – сын Гама. В Усть-Вымском районе встречается фамилия Ганов, скорее всего, это трансформация фамилии Гамов, что лишний раз подтверждает вышеприведённую версию названия села Гам. 

Вернёмся к легендам

Когда же и где появились легенды о Гаме? В нашей республике изданы ряд книг о преданиях коми народа, сказаниях, легендах, но ни в одном из них я не нашёл легенду «о слепом Гаме». А вот в тех статьях, где рассказывается о жизни и деяниях Стефана Пермского, эти легенды приводятся, как правило, со ссылкой на труды Георгия Степановича Лыткина, известного историка, этнографа и преподавателя. Да, в своём труде «Зырянский край при Епископах Пермских и зырянский язык» он приводит эту легенду, как несомненный исторический факт, при этом сам ссылается на статью «Слепой Гам» Михаила Ивановича Михайлова, учителя Усть-Сысольского уездного училища, напечатанного в «Вологодских Губернских Ведомостях» в 1838 году, №51, страницы 412-413. В статье он пишет о том, что в числе многих передаваемых из рода в род преданий о пребывании Святого Стефана в северном крае, есть и легенда о слепом Гаме, который находится на Вычегде, в 37-ми верстах выше Яренска. При этом автор не пишет о том, где, когда и от кого он слышал это предание, поэтому данный факт вызывает сомнения. Тем более, что ранее нигде легенды о Гаме не печатались.

МИХАИЛ ЧЕРНЫХ, с.Гам.

НА фото: Церковь Михаила Архангела в с.Гам.

 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих