Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Образование Яркий, познавательный мир

Яркий, познавательный мир

28 апреля 2014

В конце марта на базе Айкинской средней школы прошла районная образовательная выставка «Новая школа-2014», собравшая порядка 40 педагогов со всего района. В зале, где проводилась конференция, царила особая атмосфера: в ней чувствовалась радость встречи друзей, солидарность единомышленников, общность интересов и …вполне явственное присутствие детства в среде взрослых людей, так как известно, молодость души – основное и лучшее качество настоящего педагога.

Взрослых всё больше заботит, что дети теряют интерес к учёбе, отдавая своё время общению во всемирной паутине. Для того, чтобы вернуть школьников за учебные парты и научить (простите за тавтологию) учиться, используется педагогический опыт отдельных учителей и целых коллективов. По-новому ставятся цели, внедряются новые формы и методы обучения, по-новому организуется совместная работа учителя и учащихся.
На семинаре прозвучало 11 докладов, каждый из которых рассказывал об интересных способах ведения школьных занятий или внеклассной работы.

И о чём бы ни говорилось в представленных слушателям работах, их объединяла одна цель: научить ребёнка не просто запоминать и зазубривать информацию, а ДУМАТЬ – коллективно и самостоятельно, находить общее в различных формах жизни или явлениях. В этом смысле был очень показательным опыт Натальи Черновой, учителя биологии СОШ №3 п.Жешарт. С первого дня изучения биологии ребятам 5 класса прививается буквально научный подход к окружающему миру. Тонко, в живой игровой форме маленького человека учат находить причины и последствия каких-либо явлений или действий человека. Прослеживается чёткий воспитательный экологический подход. И не мудрено, что уроки биологии становятся одними из важнейших в познании живого мира и его охраны.

Но чтобы ребёнок был успешен в учёбе, школы должны тесно сотрудничать с детскими дошкольными учреждениями. Конечно, одни воспитатели не справятся с задачей системной подготовки детей к более взрослой жизни, поэтому без привлечения родителей тут не обойтись. О том, как работают школы с садиками и родителями будущих учеников, собравшимся рассказала Ольга Некрасова, учитель начальных классов той же Жешартской школы №3 в своём докладе «Организация преемственности в рамках введения ФГТ дошкольного и ФГОС начального образования». Название звучит сухо, но за ним скрывается увлекательная работа, в которой участвуют все – дети, воспитатели, родители, учителя, в которой – самое главное! – родители учатся учить и воспитывать детей не простым назиданием, а в совместной радостной деятельности.


Быстрее, выше, сильнее!

Увлекательный доклад о прошедшей в начале февраля школьной Олимпиаде-2014 под руководством преподавателей физкультуры Жешартской школы №3 представила Любовь Скрипко. Силами учителей и школьников был создан и огромный красочный отчёт на нескольких листах ватмана. Дивный рассказ о том, как школьники от четвёртого класса до выпускников заставили гудеть, болеть и переживать весь Жешарт в течение недели, никого не оставил равнодушным. Идея сделать каждый класс представителями одной из стран-участниц только раззадорила спортсменов и болельщиков! Открытие игр, торжественное приветствие участников соревнований и гостей олимпиады официальными лицами, шествие команд под национальными флагами, награждение победителей, соревнования в командном первенстве по количеству завоёванных медалей, закрытие Олимпиады - всё воспринималось всерьёз и с воодушевлением.

Несомненно, такой подход к спорту повышает и интерес к урокам физической культуры.

Не меньший интерес вызвал и рассказ группы педагогов СОШ №1 г.Микунь под руководством директора школы Лилии Блиновой по теме «Предпрофильная подготовка, профильное обучение: поиск, решения, перспективы». Особенно заинтересовал слушателей рассказ о прокадетском классе, которым руководит Людмила Коркина. Военизированное воспитание оказалось привлекательным не только для мальчишек, но и для девочек. Опрятная форма, строгая дисциплина, многоплановая общественная деятельность, большая ответственность за свои поступки и учёбу – всё это сделало учащихся прокадетского класса фаворитами во всём городе.

Такая форма обучения и воспитания решает серьёзную задачу патриотического воспитания учащихся. В республике готовится пакет документов, регламентирующих образование и содержание кадетских классов в школах республики. Это позволит продолжить обучение кадетов по выбранной программе и в старших классах.

Язык мой – друг или враг?

Очень интересный доклад Натальи Мартынец, учителя русского языка и литературы СОШ с.Айкино, был посвящён учебно- и научно-исследовательской работе школьников во внеурочной деятельности. Важно, чтобы учащийся видел перед собой цель исследований и практическую значимость его изысканий. Так, например, две ученицы Айкинской школы с 2010 по 2013 год под руководством своего учителя изучали происхождение коми названий поселений Усть-Вымского района. Девушки неоднократно выступали на конференциях со своим докладом, всякий раз пополненным новыми результатами их трудов. И это только один частный пример. Такая деятельность формирует познавательный и творческий интерес к учёбе, приводит к пониманию ценности приобретаемых знаний.
Также любопытен и опыт молодой учительницы русского языка и литературы Микуньской школы №2 Александры Бойко, изложенный ею в выступлении по теме «Игровые технологии в работе учителя и классного руководителя». Александра Сергеевна оживила своё выступление небольшим спектаклем, участниками которого стали её коллеги. Так, распределив роли, преподаватель предложила каждому согласно роли оценить ситуацию и сделать правильный вывод. Возможность побывать на месте героев, объяснить их поступки учит юного человека быть внимательнее не только при чтении художественной литературы, но и в жизни.

Тема обучения русскому языку стоит в настоящее время очень остро. Язык стремительно развивается по своим законам. Титанический труд языковедов, борющихся за сохранность родной речи, могут оценить только коллеги. Доклад Ирины Апухтиной, учителя русского языка Жешартской средней школы №1, назывался так – «Работа с информацией на уроках русского языка и литературы как основа успешной социализации учащихся», но это название открывает взору поистине необъятное поле деятельности для языковедов и литераторов. Остаётся снять перед ними шляпу.

Кстати, о шляпах…

Об этой интересной методике следовало бы знать не только школьникам. Она учит нас практичному мышлению, позволяющему отделить эмоции от информации, логику от творческого подхода, какой бы сферы жизни дело ни касалось. Овладению этой техникой был посвящён материал Веры Костроминой, заместителя директора по воспитательной работе СОШ с.Кожмудор. Вера Васильевна представила конференции замечательную работу-тренинг «Шесть направлений мышления». Каждому направлению, согласно методике, разработанной известным психологом Эдвардом де Боно, соответствует шляпка определённого цвета. Символические головные уборы были розданы шести группам учителей вместе с заданием охарактеризовать сегодняшнее мероприятие с точки зрения правил, предусмотренных цветом шляпки. Рекомендуем и читателям взять этот материал на заметку для практического использования. Представьте себе, что у вас есть шесть разноцветных шляп.
Белая шляпа - это объективные факты и цифры: какая информация имеется, что ещё нужно узнать, где добыть недостающие знания.

Мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с предчувствиями и интуицией. Надев красную шляпу, не надо оправдывать свои соображения. Отдайтесь интуиции, будьте честны с собой, отвечая на вопросы, почему у вас возникают подобные ощущения.

Под чёрной шляпой надо задуматься о возможных сложностях в решении вопроса, на что следует обратить внимание, в чём может быть опасность.
Жёлтая шляпа требует искать в идее или явлении только положительные стороны, некие ценности, даже если нам не всё нравится. Нужно подумать, имеет ли идея право на жизнь.

Надевая зелёную шляпу, человек направляет усилия на поиск различных вариантов решения проблем, обнаруженных под чёрной шляпой. Фантазировать разрешается! Синяя шляпа - завершение размышлений. Надевая ее, мы делаем обобщения и выводы.

Наблюдая за работой групп учителей, можно было утвердиться во мнении, что они не расстались со своей юностью, даже детством, настолько непосредственны и азартны были педагоги в подготовке своих выступлений.

И напоследок…

Хотелось бы вовлечь в такие творческие встречи и лучших учеников с их наставниками, и родителей, и сделать эти конференции открытыми, чтобы все знали, какие незаурядные люди работают в обыкновенных российских школах.

Отмечая несомненную пользу мероприятия, прошедшего в лучших научно-исследовательских и не забытых студенческих традициях, ожидаем новых встреч - уже в расширенном составе.

НАТАЛЬЯ САВЕЛЬЕВА.
 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих