Главная Образование Учитель – профессия дальнего действия

Учитель – профессия дальнего действия

12 октября 2020

Из чего состоят будни учителя? Из вороха конспектов и тетрадей. Из ладоней, перепачканных мелом и чернилами. Из робких голосов вчерашних детсадовцев и яркого баса парней-выпускников. Из разноцветных бантов и пестрых записей в дневниках. Из живых любопытных глаз, взрывов смеха, перешептываний на «камчатке». Будни учителя состоят из молодости – «величайшего чародея»!

В стихотворении Роберта Рождественского, посвященного учителям, есть строки: «Учителем надо будет родиться и только после этого – стать». Эта фраза вмещает в себя всю особенность педагогического пути Татьяны Александровны Гордюшкиной, учителя истории и обществознания СОШ №2 города Микунь, настоящего профессионала педагогического ремесла. Ведь быть учителем – это не просто научиться преподавать. Понимать и принимать детей – это врожденный талант, который дан не каждому.

Все случайности – неслучайны

В минувших девяностых годах юной Татьяне, выпускнице школы поселка Донаель, ничто не намекало на ее педагогическое будущее. Ей, увлекающейся натуре, хотелось посвятить себя индустрии красоты: какой простор для свободного воплощения креативных идей, для самореализации! Но… строгий папа направил Таню на путь получения фундаментального образования историка, на который Татьяна встала со свойственной ей легкостью.

В 2001 году, держа в руках диплом исторического факультета Сыктывкарского государственного института, Татьяна Александровна, следуя папиным заветам, пришла пробовать свои силы в качестве свежеиспеченного учителя истории и обществознания в стены родной Донаельской средней школы. Могла ли тогда она предположить, что уроки истории могут стать неотъемлемой частью ее жизни, что чужие шумные дети станут своими, такими родными, а профессия учителя окажется настолько творческой, креативной и созидательной? Но спустя два года, в 2003 году, начав преподавать в Микуньской школе №2, вот уже на протяжении 17 лет Татьяна Гордюшкина всей своей деятельностью подтверждает – да, все возможно! «Для меня примером истинных педагогов были мои учителя – Анита Константиновна и Игорь Юрьевич Костюковы, – делится Татьяна Александровна. – Они сыграли большую роль в становлении меня как историка. Воплощение знаний, компетентности, строгости, интеллектуальной тонкости – им хотелось подражать, на них хотелось если не равняться, то хотя бы достичь того уровня знаний и мастерства, которые дали бы мне право называть себя педагогом. Учитель должен давать не только предметные знания по школьной программе, но и объяснять жизненные непрописные истины». 

По школьной дороге –
только вперед!

Сейчас Татьяна Гордюшкина сама является тем самым ориентиром для своих учеников. В 2021 году Татьяна Александровна отправит во взрослую жизнь из-под своего классного руководства уже свой второй выпуск учеников. Первый ее выпускной класс покинул стены СОШ №2 города Микунь в 2015 году, сейчас под ее началом десятиклассники. Рядом с ней, энергичной и мягкой, но в то же время строгой и волевой, невозможно просто отсиживаться за партами. Ведя детей своей легкой, но твердой рукой по дороге школьной жизни, она дает возможность им раскрыться в первую очередь перед самими собой. Неудивительно, что в числе ее выпускников большое количество медалистов, победителей олимпиад, талантливых танцоров, участников творческих коллективов города.

Возможно, кто-то скажет: «Повезло с детьми». Но те, кто так говорит, вероятно забывают, что работа педагога и классного руководителя – это огромный труд, направленный на становление пока еще формирующей личности подростка. «Для того, чтобы дети стали самостоятельными и ответственными, нужно дать им эту самостоятельность и возложить на них ответственность, – объясняет Татьяна Александровна. – чены иждивенческими настроями среди подрастающего поколения. Но самостоятельность никогда не рождается спонтанно, ее нужно воспитывать. Уже с пятого класса мы с ребятами создаем классные органы самоуправления, выбираем президента и должностных лиц, организовываем систему дежурств. Каждый из них твердо знает свои обязанности и ручается за их выполнение. Это здорово вырабатывает у детей чувство ответственности и самоконтроля. Я могу полностью положиться как на свой класс, так и на родительский коллектив. Родители поддерживают наши начинания, принимают активное участие в жизни школы. Сейчас мои ученики – самые лучшие мои друзья. Все мероприятия мы готовим вместе. Секрет дружбы прост: пусть это будет даже самый невероятный конкурс танцев – танцуйте с детьми, флэш-моб в день дружбы – раскрывайте объятия, вечер косплеев – перевоплощайтесь в самые невероятные образы! Наряжайтесь, смейтесь, будьте на одной позитивной волне! Вы и не заметите, как станете одной командой, заряжающей друг друга на успех! А один успешный исход начатого дела, как правило, является лучшей мотивацией для начала дела другого».

Исторические уроки жизни

Любой бывший школьник может перефразировать известную фразу: «Всех нас учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». В случае Татьяны Александровны не бывает «как-нибудь». На ее уроках история открывается детям не только со страниц учебников. В удивительной тишине, стоящей на уроке, ученики внимают последним историческим исследованиям, неожиданным выводам ученых. Они принимают самое активное участие в обсуждениях исторических и общественных проблем. Не только дети, любой взрослый почерпнет новое для себя из кладезей знаний учительницы.

«История – это жизнь в ее движении. Со всеми спиралями, поворотами, вихрями событий. Сегодня у нас с одним классом «Культура Византии», завтра с другим – «Кризисы Временного правительства». Где вы еще встретите такую динамику? Больше нигде, как на уроках истории, не бывает столь событийно и по-настоящему правдиво, без прикрас. Если история войны, то такая, как есть, без идеализации и романтизации. Если анализ реформ – то только взвесив все «за» и «против» их уместности, – озвучивает мнение, которое сложно оспорить, педагог. – История – это про опыт, а не просто про констатацию фактов. Это знания поколений, народов, цивилизаций, которые можно применять и в наше время или, наоборот, учиться на ошибках прошлого и не повторять их. Мы должны знать историю просто потому, что мы граждане своей страны. А не так – Иваны, родства не помнящие».

Современные технологии сделали учебный процесс намного нагляднее и красочнее. На своих уроках Татьяна Александровна демонстрирует ученикам на большом экране проектора содержательные тематические презентации, ребята принимают активное участие в интерактивных играх, тестированиях. Через испытание дистанционным обучением ее класс прошел с легкостью, не встретив на своем пути тернистых преград. «Если мы живем во время цифровых технологий, то нужно учиться пользоваться современными благами и уметь извлекать из этого выгоду, – с улыбкой говорит Татьяна Александровна, – глупо отворачиваться от того, что может облегчить жизнь нашим детям и нам. Да, нужно уметь вовремя перестраиваться под столь динамично развивающийся мир. Это делать лучше сообща с молодым поколением – изучать технологические новшества, учебные методики. Совместные занятия объединяют!».

Связующая нить дружбы

Казалось бы, педагог делится такими простым истинами, но ведь на своем личном опыте каждый из нас знает, как часто во время взаимодействия «взрослый – ребенок» в школьных стенах, да и не только в них, забывается, что каждый ребенок – это индивидуальность со своими особенностями развития и характера, к которому нужно найти подход, и на первое место выходит критика. «Мало быть классным руководителем, который руководствуется только своими должностными обязанностями. Есть замечательное выражение: «Плох тот учитель, который не помнит себя учеником». Каждый ученик ждет не сколько оценок, сколько поддержки, ведь кто, как не старший товарищ, придаст уверенности в себе похвалой и добрым словом. Мы сетуем на трудный возраст и сложный характер, забывая поговорить с ребенком. Ведь причина вздорного поведения всегда лежит намного глубже, чем кажется. Под образом хулигана и «плохого парня» у подростков находится ранимая душа ребенка, тонко переживающего происходящее в семье или в кругу сверстников. Нужно просто проявить интерес, внимание. Вы можете не разделять современные молодежные тенденции, но вы должны их принимать, а не придавать антагонизму. Поэтому я могу так же сказать: «Плох еще и тот родитель, который не помнит себя ребенком и ставит его выше него», ведь без участия родителей школа бессильна. И родители, и школа заняты одним делом – воспитанием. Общение ребенка и родителя – это важный фактор во взаимоотношениях поколений. Это нить, которая держит вас вместе».

«Наша профессия наполнена неповторимым смыслом. Мы каждый день становимся свидетелем чуда: на наших глазах робкие дети становятся настоящими взрослыми, наполненными личностями. То, что мы вкладываем в них, будет откликаться в их душах на протяжении всей жизни, – подводит итог Татьяна Александровна. – От себя лично и от лица всех учителей, хочу сказать: пусть наше неравнодушие никогда не иссякнет и не перегорит наш педагогический оптимизм, а плоды наших трудов приносят лишь удовлетворение, и чудеса продолжают свершаться в нашей жизни, принося лишь радость, веру в себя и правильность выбранного пути!»

НАДЕЖДА БЕЛАН. 

Комментарии (1)

Гость
12.10.2020 в 17:49

Татьяна Александровна отправит во взрослую жизнь второе поколение не в 2021, а в 2022


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих