Рубрики
Школьные годы чудесные
В этой части своих воспоминаний о школе села Усть-Вымьрасскажу о школьных праздниках, учителях, директорах и поварах.
Школьные праздники
Каждый год в День рождения пионерской организации – 19 мая, мы ходили на пионерский костер. Ходили в лес, достаточно далеко, километра полтора-два от села, в так называемый «второй лесок». Там на поляне учителя и старшие школьники разводили огромный костер, во всяком случае, тогда он казался очень большим. Все классы пели и плясали, показывали номера художественной самодеятельности и всем было по-праздничному весело.
Еще мне очень запомнилось такое мероприятие в школе, как смотр-конкурс военной песни. Этот конкурс проходил среди младших классов и был приурочен к 23 февраля – Дню Советской армии и Военно-морского флота. Каждому из классов надо было исполнить песню того рода войск, который они представляли. К рубашке пришивали бумажные погоны, окрашенные в цвет рода войск, на голову надевали пилотки, сделанные тоже самостоятельно на уроках труда. Еще приветствовалось наличие личного игрушечного оружия: в основном это были самоделки, покупного было мало. Парни несли по два-три экземпляра – для себя и для девочек. Вообще, хороший праздник получался: тут тебе и патриотизм, и любовь к армии, тут же – развитие трудовых навыков, а вдобавок еще и хоровое пение!
Был еще такой вид смотра художественной самодеятельности, как фестиваль республик СССР. Каждый класс на нём представлял какую-нибудь союзную республику.
Но самым любимым и желанным праздником школьников того времени (не считая «Последнего звонка» и «Выпускного бала», которых всегда очень ждут выпускники) был Новый год! У младших классов это был утренник с Дедом Морозом, Снегурочкой, подарками и «ёлочка зажгись!» На новогодние вечера старшеклассников зачастую приходили и те, кто школу уже окончил. В основном это были студенты, приехавшие домой на выходные или праздники. Никто их не выгонял, пьяных, как правило, не было. Ребята приезжали и шли в школу потанцевать и пообщаться, словно в свой родной общий дом. Такая вот была теплая атмосфера. Часов до девяти-десяти вечера шли танцы, а после того, как вечер заканчивался и школу закрывали, вся толпа молодежи тут же дружно перетекала в дом культуры, где танцы продолжались, но уже в сопровождении ансамбля.
Когда мы учились в десятом, выпускном классе, то состоялся, наверное, самый веселый новогодний праздник для старших за все то время, что я учился в школе. Инициатором его и идейно-духовным вдохновителем была учительница русского языка и литературы Лидия Васильевна Малиновская. Главная идея его была в проведении костюмированного театрализованного представления. Сценарий (или если хотите – либретто) – сказку в стихах, написала Таня Туркина (ныне Баранова). Она была на год младше нас. Вообще, участники того представления – мальчики из нашего десятого и девочки из девятого класса.
Завязка сюжета была такова: Дед Мороз едет на праздник в нашу школу, но по дороге на него нападает некая «нечисть» (ведьмы какие-то, цыганки, лешие и черти). Подарки отбирают, и Дед Мороз приходит со Снегурочкой на праздник без них. Я уже не помню, как там все удачно проходит, но вопрос каким-то образом решается, нечисть в конце-концов подарки отдает и все безмерно счастливы! Это так, в двух словах, а на самом деле сказка была длинная, интересная и смешная, причем в стихах!
Интересное в нашем спектакле началось еще при распределении ролей. Меня назначили Дедом Морозом. Я попытался взять самоотвод, но почему-то все единогласно решили, что лучшей кандидатуры на всем белом свете не найти. Снегурочкой была Лена Федяева из того же девятого, что и остальные девочки. Серегу Батманова помню в роли черта – на представлении он был в черном трико, вымазал чем-то лицо и прилепил на нос пятачок на резинке, а на голову – бумажные рожки. Самым прикольным был у него хвост из куска какой-то веревки, распущенной на конце кисточкой, за который каждый норовил его дернуть. Девочки из девятого класса составили ему компанию в роли нечисти. Не помню уже всех, но там были, по-моему, Клава Козлова, Лена Ганова, Наташа Разманова, может быть кто-то еще.
Репетировали мы в строжайшей тайне, никто из посторонних особенно и не знал, что будет какое-то выступление. Репетиций было немного, поэтому на представлении нам пришлось слегка импровизировать.
Вспоминая это представление даже сорок лет спустя, у меня поднимается настроение. Это не был спектакль в классическом понимании этого слова, скорее это был некий такой «капустник», только слова этого мы тогда еще не знали да и смысла его тоже, конечно, но сделали мы тогда именно его. Все действо было сыграно настолько весело, легко – «на одной ноте», с импровизацией и юмором, что это шуточное представление осталось у меня в памяти, пусть и отрывочно, на всю жизнь.
Как-то мы вспоминали этот вечер с некоторыми участниками этого необычного выступления и пришли к выводу, что ни до нас, ни после нас такого представления никто не делал. Каждый вспоминал то, что он помнил, дополняя другого, и все вместе смеялись. И как всегда, вспоминая что-то очень приятное, на душе было хорошо, только чуточку немного грустно…
Наши учителя
С четвертого класса и дальше нас стали учить учителя-предметники. В разное время нас учили по математике Нина Ивановна Жукова и Любовь Андреевна Козлова. Русский язык и литературу преподавала моя мама Елизавета Игнатьевна Косолапова, позже – Лидия Васильевна Малиновская, пение – Николай Федорович Разманов, позже – Валентина Павловна Тырина, а после нее – Валентина Полева. Физкультуру вел немного Валерий Степанович Бугаев (потом он ушел в армию), а в основном – Михаил Питиримович Одинцов. Труды, начальную военную подготовку и экономическую географию в старших классах – Василий Васильевич Буланов. Иностранный язык, а в школе у нас был английский, вела сначала Татьяна Федоровна Иванова. Она уехала в Ленинград, в аспирантуру, а потом работала в Ленинградском государственном университете. Позже, в 1976 году, приехала и вела у нас английский уже до окончания школы Евгения Викторовна Чайкина. Химию вела у всех Нина Степановна Зиновьева, а физику – сначала Галина Борисовна Гагарина, а потом – Тамара Никитична Исакова. Географию, рисование и немного истории – Иван Иванович Васильев, а позже историю – Ида Васильевна Туркина, биологию – Роза Андреевна Амосова и Татьяна Ивановна Скобелкина, а анатомию, которую школьники называли «человек» по рисунку, изображенному на учебнике – Валерий Павлович Нюхин.
В девятом и десятом классах на смену урокам труда пришли уроки по тракторам (мальчики) и машинному доению (девочки). Страна в лице совхоза «Усть-Вымский» заблаговременно заботилась о подготовке своих трудовых резервов, потенциальных работниках полей и ферм. Вели занятия специалисты совхоза «Усть-Вымский» – Сергей Филиппович Рогут и Екатерина Ивановна Пономарева.
Директора школы
Рассказав, пусть и бегло, о наших учителях, нельзя не вспомнить о тех, кто возглавлял Усть-Вымскую среднюю школу на протяжении тех десяти лет, что мы в ней учились. Иначе говоря, я хотел бы рассказать хотя бы немного о директорах школы в период нашей учебы.
Когда мы пошли в первый класс первым нашим директором был Виталий Васильевич Савельев. Я никогда не слышал, чтобы о нем отзывались плохо ни как о директоре, ни как о человеке. У него была репутация справедливого директора. Он очень много сделал для школы. Например, при нем была построена котельная, проложена теплотрасса, сделана разводка в школе, установлены батареи и запущено водяное отопление. А ведь все это в те времена надо было где-то достать, выбить, выбегать. Каждую трубу, радиатор отопления, отводы да просто деньги найти на это дело, наконец. Мне кажется, большой вклад и неоценимую помощь в это дело внесла его жена Мария Ивановна. Она работала председателем исполкома Сельского совета.
У них было трое детей – Олег (он был старше меня на три года), Луиза (старше меня на два года) и Тамара (она была младше меня на год). В 1973 году вся семья Савельевых переехала в Сыктывкар, а точнее – в Выльгорт.
Как-то я был у них в гостях, только значительно позднее, уже после окончания школы, осенью 1980 года, когда я учился на военного радиста в ДОСААФ. Виталий Васильевич хорошо меня встретил, долго сидели, говорили на разные темы. Больше повидать мне его не удалось, как и других членов его семьи.
С осени 1973 года по 1975 год директором школы была Мария Ильинична Чаплыгина, до этого работавшая завучем. Марию Ильиничну побаивались. Было в выражении ее лица что-то жесткое, а может, это она так внешне старалась казаться строгой, что даже улыбалась редко. В школе она вела математику, но наш класс у нее не учился, так что про это сказать ничего не могу. Насколько ее помню, ходила она в школу всегда в строгом костюме, с высокой прической (наверное, был шиньон).
Муж ее тоже преподавал в школе, вел физику. Звали его Анатолий Николаевич Коромысличенко – здоровый такой дядька был. С хулиганами на уроках особо не церемонился – мог взять одной рукой за шиворот и спокойно вышвырнуть за дверь класса. Зимой он носил пальто и шапку–пирожок или каракулевую ушанку. У него была запоминающаяся внешность – круглые глаза, очень короткая стрижка, практически он был лысым. За его грозный внешний вид школьники дали ему кличку «Тарзан». Оба они с Чаплыгиной были приезжими, но она из Липецка, а он откуда-то с Кубани, вроде, с Краснодара. У Анатолия Николаевича был сын – Гена Коромысличенко. В Усть-Выми он учился недолго, кто-то говорит, что несколько классов, кто-то – всего год. В 1972 году он окончил 8 классов и уехал.
В 1975 году Чаплыгина и Коромысличенко тоже уехали из села и директором стала Любовь Андреевна Козлова, которая до того работала завучем. Любовь Андреевну любили все ученики, даже само ее прозвище среди учеников – «Любаша», говорит само за себя. Она преподавала нам в старших классах алгебру и начала анализа (так назывался тогда этот предмет). Директором она пробыла один год, после чего приехал новый директор, а Любовь Андреевна снова стала завучем. По-моему, работа директором была не для нее. Она была отличным преподавателем и не менее хорошим завучем, но сухая административная работа, думаю, не принесла ей радости.
В 1976 году приехал к нам Владимир Владимирович Попков. По образованию он был историком, окончил Сыктывкарский государственный университет, но у нашего класса он ничего не вел. Высокого роста, усатый такой, даже солидный для своих лет. Жил он прямо в школе, на первом этаже левого крыла здания школы. Там был отдельный вход с улицы.
Проработал у нас Попков всего год и уехал. В 1977 году директором стал Валерий Павлович Нюхин. Они вместе с женой, Евгенией Викторовной Чайкиной, преподавателем английского языка, приехали работать в школу в 1976 году. Валерий Павлович преподавал биологию и именно на его долю пришлись испытания в те трагические дни, когда в здании школы случился пожар. Честное слово, мне до сих пор жалко его, молодого преподавателя, которому в начале карьеры пришлось так нелегко. Директором он пробыл полгода – с осени 1977 до пожара зимой 1978, но, по-моему, оставался руководить ремонтно-восстановительными работами до лета 1978 года, во всяком случае, я его несколько раз видел в школе зимой, когда мы ходили на тренировки в спортивную школу.
В тот период, когда школа располагалась в Черном Яре, директором была на правах хозяйки своего дома Альбина Ивановна Рогова – женщина строгая, но справедливая. Я почти ничего не могу о ней сказать, слишком мало мы при ней учились. При ней мы окончили восьмой класс и там же, в Черном Яре, сдавали свои первые экзамены.
Ну, а последним директором, который был при нас и при котором мы окончили школу – Василий Васильевич Буланов. Василий Васильевич в начале нашего обучения вел у нас труды. С ним мы учились основам столярного и слесарного дела в школьной мастерской, которая стояла напротив здания школы. Мы делали деревянные автоматы ППШ (причем, в натуральную величину – для игры «Зарница») и кухонные толкушки, вытачивали напильниками какие-то ключи и делали алюминиевые заклепки, сколачивали скворечники и еще многое другое. Пусть это было не очень красиво и, может быть, вначале даже коряво, но ведь мы учились все это делать сами! Точили даже барабанные палочки для ВИА дома культуры к очередному концерту или танцам – так это был вообще, почетный заказ.
Потом, уже в старших классах, Буланов стал вести у нас НВП – так тогда назывался курс «Начальной военной подготовки», на который ходили мальчики и девочки старших классов. Там мы учились ходить строем, изучали всякие виды вооружений, учились правильно падать в нужную сторону при предполагаемом ядерном взрыве, разбирали автоматы и учились стрелять из пневматического и малокалиберного оружия. По стрелковому делу, для желающих пострелять из пневматики, Василий Васильевич вел стрелковый кружок. А еще он преподавал у нас географию, причем курс экономической географии, которую изучали тогда в 9-10 классах школы.
Вот такие были при мне директора Усть-Вымской средней школы.
А ещё мне хотелось бы вспомнить и отметить работу поваров, которые кормили нас те десять лет, что мы учились в школе. Когда мы пришли в школу, в столовой работала Глафира Степановна Одинцова. После того, как она ушла работать в больницу, в столовой стала трудиться Любовь Николаевна Захарова. К сожалению, она очень рано умерла. После этого в столовой работала Манефа Федоровна Козлова.
Я вспоминаю этих добрых женщин, которые каждый день готовили еду для всей школы (а ведь тогда еще и группа продленного дня была, которую надо было кормить полным обедом!) и благодарен им за их чуткое отношение к ребятам и ответственное отношение к своему делу. И пусть сегодня их уже нет с нами, но вспоминая их добрым словом, хочется сказать, как после вкусного обеда, большое вам СПАСИБО!
СЕРГЕЙ КОСОЛАПОВ.