Рубрики
Нашим студентам всё по плечу
В 2022 году в системе среднего профессионального образования нашей республики произошли кардинальные изменения. Они коснулись и Микуньского железнодорожного техникума.
С сентября прошлого года здесь начали работать две современные мастерские. А в январе 2023 года закончилась реорганизация техникума, и он получил статус филиала Сыктывкарского автомеханического техникума. А чем так уникальны новые мастерские и как проходит обучение студентов, корреспондент газеты «Вперёд» узнала лично, побывав в каждой из них.
Нина Киселёва
Заведующая Микуньским филиалом Нина Киселева провела познавательную экскурсию в стенах бывшего железнодорожного техникума с 80-летней историей, о котором она знает все и даже больше. Этому учебному заведению Нина Александровна посвятила 33 года, из них 13 лет в должности директора.
– Нина Александровна, по каким направлениям вы сегодня осуществляете подготовку специалистов?
– Образовательная деятельность в учреждении не изменилась. По-прежнему мы ведем подготовку по востребованным сегодня направлениям: «Машинист локомотива», «Проводник на железнодорожном транспорте», «Мастер слесарных работ», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
– Расскажите о новых мастерских?
– Сегодня у нас в учреждении три современных мастерских по компетенциям «Обработка листового металла», «Управление локомотивом» и «Окраска автомобиля». Мастерская по обработке листового металла работает уже три года. Две другие мастерские были открыты в прошлом году. Финансовое обеспечение проекта создания двух мастерских составило 19,8 млн рублей.
Для размещения современного высокотехнологичного оборудования, соответствующего самым современным требованиям, в том числе инфраструктурным листам национального чемпионата Ворлдскиллс, проведены подготовительные ремонтные работы и модернизация систем вентиляции и электроснабжения в помещениях техникума общей площадью более 472 кв. м. Осуществлено оформление мастерских и рекреаций согласно официальному бренду. Общее количество приобретенного оборудования составляет 654 единицы, обеспечивающих применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Оборудовано 10 рабочих мест.
А чтобы лучше понять, о чем идет речь, пройдемте в мастерские.
ОБРАБОТКА ЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА
Студенты Микуньского филиала Сыктывкарского автомеханического техникума осознанно выбрали рабочую профессию: они стремятся к самосовершенствованию, хотят и умеют работать, не боятся сложностей и новых технологий.
Студенты 2 курса, обучающиеся по профессии «Мастер слесарных работ»: Вадим Харионовский, Виолетта Гилёва, Максим Михайлов (слева направо)
Примером тому служит юная девушка, студентка 2 курса, победитель конкурса «Большая перемена» Виолетта Гилева, которая выбрала профессию по душе. В мастерской по обработке листового металла она с легкостью выполняет на станке гибку металлической заготовки, сверлит лист металла и делает заклепки для скрепления деталей.
Виолетта Гилёва, Фазиль Алимов (слева направо)
Преподаватель слесарного дела Фазиль Алимов хвалит достижения 17-летней студентки, отмечает, что она одна из первых освоила сварочное дело.
На вопрос корреспондента, почему выбрала именно эту профессию, Виолетта ответила: «Очень мне нравится делать все своими руками».
Безусловно, мощный толчок в этом направлении девушка получила в семье.
– Отчим много времени проводит в своем оборудованном гараже, выполняя различные изделия на заказ, – пояснила студентка. – Глядя на него, тоже захотела освоить слесарное дело, начала работать болгаркой, потом подтянула и сварочное дело. Сначала училась на полуавтомате, а затем перешла на электродуговую сварку. Очень понравилось!
– В этом деле главное техника безопасности, терпение и очень много практики, – добавил преподаватель.
В планах у перспективной студентки стать сварщиком и мастером по обработке листового металла, продолжить обучение в высшем учебном заведении.
– Эта мастерская способствует развитию практических навыков у студентов, помогает им осваивать в полном объеме те инструменты, которые есть в мастерских, и не бояться того момента, когда они придут на производство и увидят там эти станки, – пояснила заведующая филиалом Нина Киселева. – А оборудование, которое находится в мастерской, есть не на каждом предприятии. Мастерская по обработке листового металла – единственная на всём Северо-Западном регионе.
– В нынешнее время девушки весьма перспективны в этой работе, – отметил преподаватель. – У наших студентов есть все шансы на победу в национальном чемпионате молодых профессионалов.
УПРАВЛЕНИЕ ЛОКОМОТИВОМ
В кабинете за партами расположились первокурсники группы «Машинист локомотива», для них проводилось ознакомительное практическое занятие. Ребята с любопытством наблюдали за движением локомотива на экране большого монитора, не отрываясь, следили за действиями Егора Касаткина, студента первого курса, который находился за пультом в кабине машиниста вместе с инструктором – третьекурсником Иваном Шишкиным.
Егор, из династии железнодорожников, с легкостью нажимал на нужные кнопки, управляя локомотивом.
На вопрос, что же это за тренажер, он, не задумываясь, ответил: «Тренажерный комплекс подвижного состава (тепловоз 2ТЭ10МК) для отработки навыков внештатных ситуаций локомотивных бригад, подготовки машинистов к управлению поездом».
– Да, это реальная кабина машиниста тепловоза, – пояснила Нина Киселева. – Тренажер позволяет находиться в реальных условиях. На тренажере можно и час, и два ехать, в зависимости от того, как был задан маршрут. Можно запрограммировать любое время года, время суток, погодные условия, можно установить препятствия на маршруте – это могут быть люди, животные, и посмотреть, как в этой ситуации должен сработать машинист, помощник машиниста.
Егор Касаткин
Потомственный железнодорожник Иван считает, что данный тренажер – это большой прогресс. После прохождения практики на тренажере, человек, придя на производство, не растеряется, видя большое количество лампочек, кнопочек, рычагов. Он придет подготовленным и сразу начнет движение.
– Раньше студенты это изучали по плакатам, видеофильмам, – сказала Нина Александровна. – Руками могли потрогать, только когда приходили на практику. Мы мечтали о таком тренажере давно. Благодаря федеральному проекту мечта преподавателей и студентов сбылась.
– Учеба на тренажере начинается с третьего курса, – продолжила заведующая филиалом. – У многих ребят отцы, деды отдали большую часть жизни железной дороге, они с детства знают, что такое тепловоз. Впереди у студентов слесарная практика, кто успешно ее пройдет, тот сразу может устроиться на работу в качестве помощника машиниста.
В мастерской «Управление локомотивом» преподает педагог Андрей Порошин. В кабинете создано пять рабочих мест. Один студент отрабатывает навык на тренажере «Кабина машиниста».
Другой учится на тренажере для изучения приборов управления тормозами, учеба происходит в реальных условиях – задается программа, где устанавливается скорость поезда, его масса, через сколько километров нужно затормозить. Все это отражается на мониторах, затем нагнетается воздух, при подъеме крана, слышится шипение, и поезд останавливается.
Третий обучается на реальной колесной паре – на ней отрабатываются неисправности. Кстати, техническое обслуживание локомотива начинается на втором курсе. Студенты учатся измерять выбоины, трещины на колесных парах. Это умение пригодится и машинисту, и помощнику машиниста, при движении локомотива они могут почувствовать неровности, замерить и передать данные обслуживающим структурам.
Иван Шишкин
Четвертый занимается автосцепкой СА-3 – это деталь, которая служит для соединения вагонов друг с другом и локомотивом, на ней тоже отрабатываются навыки нахождения неисправностей.
Отдельно расположен кран машиниста и стол для разборки и сборки крана машиниста. Пятый студент отрабатывает на тренажере навык соблюдения охраны труда и оказания первой медицинской помощи.
ОКРАСКА АВТОМОБИЛЯ
Помещение, в котором находится мастерская «Окраска автомобиля» расположено недалеко от филиала. Здесь студенты первого курса, облаченные в защитные комбинезоны белого цвета, в респираторах и защитных очках, занимаются устранением импровизированной вмятины на дверях автомобиля ВАЗ-2414. Для ее устранения ребята нанесли мелкую рихтовку, проработали участок электрической шлейф-машинкой. Учатся работать с проявочной пудрой, которая показывает, где есть недоработка. И готовят дверь к покраске. В арсенале у студентов пылесосы промышленные, шлифовальные машинки, обдувочные пистолеты, постеры по колировке, лаки, отвердители, шпатлёвка, грунт-наполнитель, грунт антикоррозийный, базовые краски, весы для смешивания лакокрасочных продуктов, абразивные круги, шпатели, скотч малярный…
– В мастерской «Окраска автомобиля» всё как в реальной окрасочной мастерской, – сказала Нина Киселева. – В дальнейшем мы планируем здесь оказывать услуги населению по окраске автомобилей.
– Вначале тренироваться мы будем на машинах филиала, оттачивать мастерство на отдельных деталях, – пояснил преподаватель Владимир Плюснин. – Со студентами третьего курса будем учиться восстанавливать бампера, паять их, рихтовать, красить, полировать.
В скором времени будет оформлена комната колориста, где уже установлен краскопульт, устройство для очистки краскопультов, лампы для цветоподбора. За рабочим столом колорист сможет подбирать краску для окрашивания автомобиля и отдельных деталей.
После подготовки автомобиль отправится в окрасочно-сушильную камеру. Если необходимо просушить двери, бамперы, капоты, то, чтобы не запускать дизельные камеры для окраски и сушки, можно воспользоваться ИК-сушкой (инфракрасной сушкой). А чтобы в помещении не пахло краской, запускается компрессор воздушный. В зоне хозподготовки и в лакокрасочной камере имеется дополнительная вентиляция, дополнительное освещение и дополнительная сушка.
Студенты 1 курса, обучающиеся по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»: Иван Малышев, Павел Мосеев, Александр Ермолаев, Егор Станогин (слева направо) с преподавателем Владимиром Плюсниным (в центре)
– Какие преимущества дает обучение в современных мастерских?
– Всё это открывает возможность улучшить подготовку будущих специалистов, при трудоустройстве сократить адаптацию на предприятии, что является одной из составляющих в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте. На базе обеих мастерских будет проходить государственная итоговая аттестация для выпускников в форме демонстрационного экзамена, а также региональные чемпионаты профессионального мастерства «Молодые профессионалы».
– Кто еще обучается в этих мастерских?
– Здесь проводятся профориентационные мероприятия для школьников, в том числе профессиональные пробы и обучение первой профессии для обучающихся 8-11 классов.
Мы готовы заключить договоры с работодателями о целевом обучении, повышении квалификации работников. Учитывая удобное географическое расположение, мастерские станут единственным центром развития соответствующих компетенций на юге Республики Коми, объединив организации профобразования и социальных партнеров нескольких муниципалитетов и Архангельской области.
– Какие возможности открываются перед выпускниками программ?
– Оснащенные мастерские позволят студентам получать передовые знания, которые востребованы нашими работодателями сейчас, и даже сработать на опережение: подготовить специалистов ближайшего будущего. Даст возможность выпускникам программ получать документы международного образца – Скиллс-паспорт, что повышает перспективы и конкурентоспособность будущих специалистов.
Сегодня студентам обучаться в техникуме интересно, увлекательно, престижно!
НАТАЛИЯ ПОПОВА.
Фото НАТАЛИИ ПОПОВОЙ.