Рубрики
Помогли коллегам с Севера
С 25 по 30 июля три сотрудника Айкинского лесничества помогали тушить лесные пожары своим коллегам из Усинска.
Второй год в северных районах Республики Коми лето выдаётся на редкость жарким и сухим. В прошедшем июле на Севере осадков выпало всего 15-20 процентов от средних многолетних значений, а температура в дневные часы поднималась почти до тридцати градусов. Эти два фактора плюс человеческая безалаберность и сухие грозы привели к возникновению многочисленных лесных пожаров.
В прошлом году в северных районах республики из-за пожаров лес и растительный покров выгорели на площади 2684 гектара. В этом году пожаров возникло ещё больше: на начало августа было зарегистрировано 175 возгораний, огонь уже уничтожил растительный покров на площади 3850 гектаров.
В то же время на юге республики практически без перерывов шли дожди. Леса настолько насытились влагой, что в низинных и заболоченных местах без болотных сапог не пройти. Да и грибы, ягоды из-за запоздавшего лета только начали появляться. Поэтому в лесах людей до недавнего времени практически не было. По этим причинам юг республики, в том числе и территорию Усть-Вымского района, лесные пожары этим летом миновали.
В связи с тяжёлым положением на Севере и спокойным на Юге, было решено направить часть специалистов лесного хозяйства южных районов в северные, на помощь в тушении пожаров. Из Айкинского лесничества помочь коллегам вызвались Станислав Туркин, Михаил Ненин и Дмитрий Новосёлов.
– До Ухты доехали на автомашине, а дальше – на вертолёте, – рассказывают лесники о своей командировке. – Нашу группу направили в Усинское лесничество. О масштабах лесных пожаров мы увидели ещё на подлёте – леса на многие километры были укутаны дымом, а приземлившись, мы тут же попали в смог из продуктов горения растительности.
Такого леса, как у нас, там нет. Моховой покров до колен, заросший карликовой берёзой, и редколесье из лиственницы. Взор остановить не на чем – унылое однообразие. Единственное, что радовало – обилие спелой морошки.
Все дни, что мы там были, стояла сухая, жаркая погода. Днём столбик термометра поднимался до 28 градусов, ночи были тёплыми, кроме последней. Моховой покров настолько высох, что от уголька или спички вспыхивал как газ на газовой плите. Так как лес там очень редкий, по ночам было видно зарево пожаров. По-своему завораживающее зрелище, особенно когда огонь взметается на кустарники и деревья.
Основными орудиями труда у нас были лопаты и ранцевые лесные опрыскиватели. Но так как до воды было два с половиной километра, работали лопатами – окапывали горящий периметр. Сперва через моховой покров пробивались к грунту, затем им забрасывали огонь. Бывало и так – перекрыли дорогу огню, а уголёк улетел за канавку – загорелось уже за спиной. И всё начинается сначала. Один раз прилетал пожарный вертолёт, пять раз скинул на огонь воду. Но всё без толку. От удара воды об землю только раскидывало угольки и головёшки, пожар начинался с новой силой.
Удивило лесников и сочетание особенностей северной природы: на поверхности высохшая от жары растительность, под ней талый грунт сантиметров сорок, а дальше многолетняя мерзлота, которую можно взять только ломом и то с большим трудом.
Северные лесотундровые леса не представляют для народного хозяйства большой ценности и тушить их экономически нецелесообразно. Но это часть единой экосистемы Земли, складывавшейся в течение последних тысячелетий. И её, несомненно, надо сохранить. Кроме того, в районе лесных пожаров оказались объекты нефтяной и газовой промышленности страны. Поэтому в тушении пожаров были задействованы не только сотрудники лесопожарного центра республики и лесники, но и работники промышленных предприятий, добровольцы.
По причине прохода через юг республики очередного атлантического циклона в северные районы стал поступать прохладный воздух с Баренцева моря. Однако дожди прошли не везде и небольшой интенсивности. Поэтому расслабляться лесным пожарным и лесникам пока рано.
АЛЕКСАНДР ЛЮТОЕВ.