Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Великая война

4 августа 2014

Первая мировая война (28 июля 1914 года - 11 ноября 1918 года) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War), в Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) - «германской»; затем в СССР - «империалистической войной».
В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. было раненых. В вооруженном конфликте приняли участие 38 государств с населением в 1,5 миллиарда человек.
Первая мировая война послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России, приведших к Октябрьской революции 1917 года.

«За веру, Царя и Отечество!»


В связи с объявлением Австро-Венгрией войны Сербии 15 (28) июля 1914 года Россия - покровительница славян - приступила с 17 (30) июля к мобилизации. В ответ на действия русских союзница Австро-Венгрии - Германия 19 июля (1 августа) объявила войну России. С этого времени война стала мировой.
Война изменила облик российского государства, его регионов, уклад жизни людей и их действия. В первые дни войны все общество было охвачено патриотическим порывом. Почти вся пресса печатала материалы о единстве наций, Государственная дума без каких-либо разногласий утвердила кредиты и приняла ряд законопроектов, связанных с ведением войны.
Телеграммы об объявленной Германией войне было отправлено по всей Российской империи. Текст телеграмм заканчивался словами: «Видит Господь,что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли мы оружие, но ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой нашей империей, боремся за правое дело. Да Благословит Господь Вседержитель наше и союзное нам оружие и да поднимется Россия на ратный подвиг с жезлом в руках и крестом в сердце».
В самом начале войны правительству удалось обеспечить общий патриотический подъем, который в дальнейшем революционная пресса назвала патриотическим уговором. Примером такой пропаганды является прокламация «Наша слава», в которой говорилось, что «русский народ всегда в тяжелую для родины годину сумеет доказать, что он - великий народ, и ярким пламенем разгорается в русской душе все лучшее, благородное, прекрасное, что есть и чем она сильна».
Подобные прокламации широко распространялись как в армейских кругах, так и среди гражданского населения.
В высших кругах общества официальная идеологическая формула - «За веру, Царя и Отечество!» принималась очень серьезно и искренне.
В годы Первой мировой войны солдаты русской армии в абсолютном своем большинстве были мобилизованными крестьянами.

Мобилизация в Коми крае


В Коми крае местные власти встретили войну заявлением о полной поддержке правительства. 27 июля 1914 года председатель Яренской земской управы послал на имя Николая II телеграмму с «выражением любви и непоколебимой преданности по поводу открытия военных действий».
Все слои населения края в первое время так же охвачены патриотическим порывом. Многие мужчины подали заявления с просьбой зачислить их в армию охотниками (добровольцами).
Крестьянский сын Благовещенской волости Яков Павлович Мартынов в прошении просил «зачислить в число фронтовиков и отправить на фронт военных действий. При этом заявляю, что к несению военной службы считаю себя по своему телосложению и здоровью вполне способным».
В прошении воспитанника Усть-Сысольской учительской семинарии Николая Александровича Попова содержались следующие строки: «Сердечно желаю поступить со дня объявления войны в ряды русской армии и принести свои силы на алтарь Отечества, покорнейше прошу… принять и зачислить меня в часть русского войска».
Прошения тех, кто подходил по состоянию здоровья и возрасту, были удовлетворены.
Добровольчество - стремление поскорее встать на защиту Родины с оружием в руках - стало явлением массовым, в большой мере в аристократических «верхах», а также и в средних городских слоях.
Добровольцами на военную службу принимались лица на основании высочайше утвержденных 23 июля 1914 года Правил о приеме в военное время охотниками на службу в сухопутные войска. Добровольческое движение охватило и Коми край.
Первая военная мобилизация в Коми крае была завершена 13 августа 1914 года - «… за отправление последних команд ратников и ополченцев». Кроме ратников, в ряды войск были призваны и ратники, их не проходившие. Таковых, например из Яренского уезда, было призвано 3508 человек. Помимо мобилизованных, имелись и «охотники», то есть добровольцы, желавшие встать на защиту Отечества от «германца». Причем охотники наблюдались не только в первые дни войны, но и в тяжелом 1915 году, когда русская армия терпела сплошные военные неудачи и несла большие потери.
Вторая мобилизация 1914 года, прошедшая 20 сентября, отмечена меньшими масштабами. На каждую волость приходилось не более 10 мобилизованных. Одновременно с началом первой мобилизации потребовали пересмотреть льготы по семейному положению. Таким образом, создался резерв призывников для будущих мобилизаций.
Выходцы из Коми края в основном служили в пехотных полках. К примеру, Иван Васильевич Коняев, 1890 года рождения, из деревни Тыдор Яренского уезда Айкинской волости служил канониром в 5-ой батарее 3-ей Гренадерской бригады, что отражено документально. В «Свидетельстве о выполнении воинской повинности» говорится, что И.В. Коняев «находился в походах и сражениях против Австро-Венгрии и Германии с 30 июня 1914 года. Был ранен в бою под Ново-Александровском у деревни Майдан 24 июня 1915 года. Знаков отличия не имеет.
Канонир Коняев с увольнением от военной службы вступает в пользование всеми личными и имущественными правами, принадлежащими ему по состоянию, с подчинением общим гражданским законам и установлениям (г.Яренск 1917 года января 10 дня)».
Примечательно, что уроженцев Коми края записывали в одно подразделение, а также то, что большая часть коми солдат воевала против Германии и Австро-Венгрии. Наиболее крупное землячество из 40 человек сложилось в 202 запасном пехотном полку. Через армию прошли многие будущие коми политики и деятели культуры: Д.И.Селиванов, А.Ф.Потапов, Д.М. Ваддоров, А.П. Гичев, В.Т.Чисталев, В.А. Молодцов и другие.
Поэт А.А.Маегов, впоследствии политический деятель и ученый, воевал с турками в Турецкой Армении, а также с австрийцами на Юго-Западном фронте.
Немало выходцев из Коми края окончили военные училища и получили первый офицерский чин прапорщика. Среди них ставший позднее знаменитым политическим деятелем коми края В.П.Юркин, ученый и поэт В.И.Лыткин, будущий организатор физкультурного движения в Коми крае Н.М. Жеребцов, ученый А.А. Маегов и писатель В.Т. Чисталев.

Старший фейерверкер Шильников


Четвертого октября 1885 года в семье крестьянина Гамской волости Ивана Ивановича Шильникова родился третий сын, которого назвали Дмитрием (всего в семье было восемь детей). Как и все деревенские мальчики, Дмитрий с детства помогал отцу по хозяйству, которое было крепким: коровы, лошадь, мелкая живность. В 1889 году в Гаме открылась одноклассная мужская церковно-приходская школа. Грамотный человек в селе ценился высоко: к нему шли писать прошения, письма, заполнить какие-либо бумаги, за что ему платили натурой: кто яйцом, кто хлебом, то есть это был добытчик в семье. Что было немаловажно. Но, наверное, одна из самых главных причин получения образования – это то, что давало льготу будущему рекруту. Солдат в царской армии мог служить при штабе писарем, если у него был красивый почерк, мог дослужиться до офицерского чина. И вот отец Дмитрия отдает своего сына в школу.
31 декабря 1897 года Советом Великоустюжского Православного Стефано-Прокопьевского Братства Дмитрию Ивановичу Шильникову было вручено свидетельство об окончании Гамской одноклассной церковно-приходской школы. Пришло время сборов на службу в царскую армию. Крепкого и высокого, а самое главное - грамотного крестьянского парня определяют в артиллерию. Но началась Первая мировая война, и волею судьбы Дмитрий попадает на фронт.
На Первой мировой войне Д.Шильников получил ранение и контузию. Но после госпиталя был снова отправлен на фронт. Вскоре он получает звание младшего фейерверкера и дослуживается до старшего фейерверкера. Что же такое фейерверкер? По словарю - это «повелитель огня, унтер-офицер в царской армии». В свои неполные тридцать лет Д. Шильников повелевал пушками. Если в звании младшего фейерверкера он производил выстрел, то в звании старшего фейерверкера он отдавал приказы: «Огонь!».
Во время революции, в 1917 году, Дмитрий Шильников попадает на штурм Смольного. За что его награждают орденом Красной звезды …через тридцать лет. 19 февраля 1919 года он увольняется из армии и приезжает в родное село. Но и здесь его ждет война. Теперь уже гражданская, которая в ноябре 1919 года проходила по селу Гам, когда атаман Орлов захватил власть в селе. И в этой войне он нашел себе место, защищая свою малую родину. В итоге 12 лет своей жизни он участвовал в военных действиях. Затем была работа в колхозе, своя семья. Дожил Дмитрий Шильников до 1976 года.

Военнопленные германской войны


Во время Первой мировой войны около 8 млн. человек стали военнопленными. Все страны, участницы войны, взяли на себя обязательства соблюдать статьи Гаагской конвенции, касаемой военнопленных.
Для Первой мировой войны были характерны массовые сдачи в плен. Например, во время битвы при Танненберге в германский плен сдались 92 тысячи русских, при осаде Ковно в 1915 году - 20 тысяч русских. Более половины всех людских потерь русской армии в Первой мировой войне были пленные.
Немалому числу коми солдат довелось испытать тяготы плена. Многие получали извещения о том, что их мужья, отцы, сыновья, братья в ходе военных сражений пропали без вести. Сведения о них поступали в Главный Алексеевский комитет. Через некоторое время пленные получали возможность направить из Германии или Австрии на родину краткое сообщение о своей судьбе.
Много лишений переносили русские солдаты, находившиеся в плену. Бараки были плохо приспособлены к жизни, антисанитарные условия, болезни и скудное питание, порой пленным приходилось переносить издевательства, а порой и избиения со стороны местных жителей.
Бывали случаи, когда в одном лагере находились земляки, что позволяло им общаться на родном языке, обмениваться новостями из писем, полученных из дома.
На одной из фотографий 1905-1916 годов, хранящихся в фондах Усть-Вымского историко-этнографического музея, запечатлены Иван Туркин во время службы в царской армии, а также уроженцы Коми края в немецком плену: Прокопий Туркин с земляками - Питиримом Туркиным, Ардальоном Туркиным и Алексеем Туркиным.
Иван Алексеевич Туркин, 1889 года рождения, уроженец села Усть-Вымь, был призван в царскую армию в 1910 году (на снимке). В 1914 году его призвали на фронт Первой мировой войны. Во время Брусиловского прорыва Иван попал в австрийский плен. После окончания войны, освободившись из плена, весь 1918 год Иван шел пешком через всю Украину домой вместе с земляками. Передвигаясь в родные места, они пытались заработать средства на дорогу. Дошли домой осенью 1919 года. Вернувшись на родину, Иван стал участником военных действий Гражданской войны. Был зачислен в Вашко-Мезенский полк под командованием Н.И.Ворсина. В одном из боев несколько красноармейцев из отряда Ворсина были взяты в плен к белым и посажены в амбар. Хозяин амбара, пожалев солдат, ночью просунул в окошко несколько нательных крестиков. Наутро следующего дня тех, у кого не было крестов, расстреляли возле амбара, а у кого кресты имелись, были отправлены в Архангельск, в лагерь военнопленных. Пленных топили в Белом море в м.Мудьюг на барже. Ивану Туркину повезло, белогвардейцы не успели утопить всех пленных, так как последовало освобождение красноармейцами. (Из воспоминаний племянника И. Туркина - Николая Сергеевича Туркина).
Письма из лагерей пленные солдаты писали на русском языке, в большинстве случаев на почтовых открытках, на одной половине которых были адреса назначения и отправления, на другой размещалось содержание самого письма. В письмах содержатся многочисленные поклоны родным, отцовское благословление детям, пожелание всем здоровья и терпения.
Об условиях своей жизни в плену, работе военнопленные писать не могли, так как содержание написанного просматривалось цензурами в Германии, Австрии, России. На почтовых карточках ставили штампы с указанием номера цензора, встречаются подписи «вскрыто военной цензурой».
Можно представить радость людей, когда в селение приходили письма из далекой Германии и Австрии, в которых пропавшие сообщали, что они живы и находятся в плену
Довольно часто писали о посылках, сообщали об их получении или же просили о высылке новых, поскольку питание в лагерях военнопленных было скудным («пища была скверная»), и пленные спешили воспользоваться правом их получения. В своих письмах пленные просили переслать табак, хлеб, сухарей, вату и другое, но не все родные могли посылать что-либо в лагерь.
После Февральской революции солдаты потребовали возвращения в Россию. В числе организаторов солдатских выступлений был коми солдат В.Савин, позднее получивший в боях тяжелое ранение. Многих участников солдатского бунта арестовали и выслали в лагерь, находившийся в Африке.
В годы Первой мировой войны Коми край, как и другие окраины России, стал сначала местом содержания подданных Германии и Австро-Венгрии, проживающих до войны в центральных районах Российской империи.
Первые военнопленные появились в селе Выльгорт уже в конце августа 1914 года. Весной 1916 года в Коми край стали прибывать военнопленные австро-венгерской армии, а позднее - немцы и даже турки.

Татьяна Беляева,
заведующая историко-этнографическим музеем села Усть-Вымь.
Фото из фондов музея

Комментарии (5)

Гость
04.08.2014 в 18:37

"Историки" - егэшники, "историки" - скупщики дипломов, трусливые историки, а если включить логику? За ТСаря? В народе, после массовых расстрелов рабочих, их жен и их детей (например в "Кровавое воскресенье" когда еще и порубили их "в капусту" казаки, ТСарь получает прозвище "Кровавый". А вы бы пошли за такого воевать, на смерть?
За веру? Это те верующие, которые спустя 4 года будут церкви сносить? Что потом спустя 100 лет запишут большевикам, которые до Октябрьской революции все были верующими.
За Отечество? Сложно представить, что рабочие и крестьяне массово побежали отстаивать имперские амбиции своих господ-эксплуататоров, когда тем даже "стремно" было говорить на РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Может "русскому" ТСарю Николаю II Гольштейн-Готторп-Романову нравилось говорить на русском, который пр...ал все за период своего правления?
Спасибо большевикам - вывели из ненужной войны, где Россию использовали только как пушечное мясо (ТВ "Вести 24").

Журналист
04.08.2014 в 20:24

Не надо крайностей, Гость. Сегодняшние историки точно так же говорят, что во время Великой Отечественной войны люди воевали не за Сталина. Разные люди были, и сейчас. А крестьяне в дореволюционной России не были в курсе политической жизни, хотя бы потому, что читать и писать не умели. Они воевали за веру, которую им дало то воспитание, и за отечество с царём... Учите историю объективно, а не ссылаясь на телевизор или цитаты публичных людей.

Писарю
05.08.2014 в 13:48

Чем отличаются сегодняшние писари от сегодняшних историков?
Сосульки от своей работы получают удовольствие и деньги.

Журналист
05.08.2014 в 22:12

То есть вам за анонимные комментарии и роль анонимного всезнайки ещё и деньги платят?

Писарю
06.08.2014 в 14:58

Сравнение древнейших профессий.


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих