Рубрики
Великая война
Первая мировая война (28 июля 1914 года - 11 ноября 1918 года) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War), в Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) - «германской»; затем в СССР - «империалистической войной».
В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. было раненых. В вооруженном конфликте приняли участие 38 государств с населением в 1,5 миллиарда человек.
Первая мировая война послужила своеобразным катализатором революционных процессов в России, приведших к Октябрьской революции 1917 года.
«За веру, Царя и Отечество!»
В связи с объявлением Австро-Венгрией войны Сербии 15 (28) июля 1914 года Россия - покровительница славян - приступила с 17 (30) июля к мобилизации. В ответ на действия русских союзница Австро-Венгрии - Германия 19 июля (1 августа) объявила войну России. С этого времени война стала мировой.
Война изменила облик российского государства, его регионов, уклад жизни людей и их действия. В первые дни войны все общество было охвачено патриотическим порывом. Почти вся пресса печатала материалы о единстве наций, Государственная дума без каких-либо разногласий утвердила кредиты и приняла ряд законопроектов, связанных с ведением войны.
Телеграммы об объявленной Германией войне было отправлено по всей Российской империи. Текст телеграмм заканчивался словами: «Видит Господь,что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли мы оружие, но ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой нашей империей, боремся за правое дело. Да Благословит Господь Вседержитель наше и союзное нам оружие и да поднимется Россия на ратный подвиг с жезлом в руках и крестом в сердце».
В самом начале войны правительству удалось обеспечить общий патриотический подъем, который в дальнейшем революционная пресса назвала патриотическим уговором. Примером такой пропаганды является прокламация «Наша слава», в которой говорилось, что «русский народ всегда в тяжелую для родины годину сумеет доказать, что он - великий народ, и ярким пламенем разгорается в русской душе все лучшее, благородное, прекрасное, что есть и чем она сильна».
Подобные прокламации широко распространялись как в армейских кругах, так и среди гражданского населения.
В высших кругах общества официальная идеологическая формула - «За веру, Царя и Отечество!» принималась очень серьезно и искренне.
В годы Первой мировой войны солдаты русской армии в абсолютном своем большинстве были мобилизованными крестьянами.
Мобилизация в Коми крае
В Коми крае местные власти встретили войну заявлением о полной поддержке правительства. 27 июля 1914 года председатель Яренской земской управы послал на имя Николая II телеграмму с «выражением любви и непоколебимой преданности по поводу открытия военных действий».
Все слои населения края в первое время так же охвачены патриотическим порывом. Многие мужчины подали заявления с просьбой зачислить их в армию охотниками (добровольцами).
Крестьянский сын Благовещенской волости Яков Павлович Мартынов в прошении просил «зачислить в число фронтовиков и отправить на фронт военных действий. При этом заявляю, что к несению военной службы считаю себя по своему телосложению и здоровью вполне способным».
В прошении воспитанника Усть-Сысольской учительской семинарии Николая Александровича Попова содержались следующие строки: «Сердечно желаю поступить со дня объявления войны в ряды русской армии и принести свои силы на алтарь Отечества, покорнейше прошу… принять и зачислить меня в часть русского войска».
Прошения тех, кто подходил по состоянию здоровья и возрасту, были удовлетворены.
Добровольчество - стремление поскорее встать на защиту Родины с оружием в руках - стало явлением массовым, в большой мере в аристократических «верхах», а также и в средних городских слоях.
Добровольцами на военную службу принимались лица на основании высочайше утвержденных 23 июля 1914 года Правил о приеме в военное время охотниками на службу в сухопутные войска. Добровольческое движение охватило и Коми край.
Первая военная мобилизация в Коми крае была завершена 13 августа 1914 года - «… за отправление последних команд ратников и ополченцев». Кроме ратников, в ряды войск были призваны и ратники, их не проходившие. Таковых, например из Яренского уезда, было призвано 3508 человек. Помимо мобилизованных, имелись и «охотники», то есть добровольцы, желавшие встать на защиту Отечества от «германца». Причем охотники наблюдались не только в первые дни войны, но и в тяжелом 1915 году, когда русская армия терпела сплошные военные неудачи и несла большие потери.
Вторая мобилизация 1914 года, прошедшая 20 сентября, отмечена меньшими масштабами. На каждую волость приходилось не более 10 мобилизованных. Одновременно с началом первой мобилизации потребовали пересмотреть льготы по семейному положению. Таким образом, создался резерв призывников для будущих мобилизаций.
Выходцы из Коми края в основном служили в пехотных полках. К примеру, Иван Васильевич Коняев, 1890 года рождения, из деревни Тыдор Яренского уезда Айкинской волости служил канониром в 5-ой батарее 3-ей Гренадерской бригады, что отражено документально. В «Свидетельстве о выполнении воинской повинности» говорится, что И.В. Коняев «находился в походах и сражениях против Австро-Венгрии и Германии с 30 июня 1914 года. Был ранен в бою под Ново-Александровском у деревни Майдан 24 июня 1915 года. Знаков отличия не имеет.
Канонир Коняев с увольнением от военной службы вступает в пользование всеми личными и имущественными правами, принадлежащими ему по состоянию, с подчинением общим гражданским законам и установлениям (г.Яренск 1917 года января 10 дня)».
Примечательно, что уроженцев Коми края записывали в одно подразделение, а также то, что большая часть коми солдат воевала против Германии и Австро-Венгрии. Наиболее крупное землячество из 40 человек сложилось в 202 запасном пехотном полку. Через армию прошли многие будущие коми политики и деятели культуры: Д.И.Селиванов, А.Ф.Потапов, Д.М. Ваддоров, А.П. Гичев, В.Т.Чисталев, В.А. Молодцов и другие.
Поэт А.А.Маегов, впоследствии политический деятель и ученый, воевал с турками в Турецкой Армении, а также с австрийцами на Юго-Западном фронте.
Немало выходцев из Коми края окончили военные училища и получили первый офицерский чин прапорщика. Среди них ставший позднее знаменитым политическим деятелем коми края В.П.Юркин, ученый и поэт В.И.Лыткин, будущий организатор физкультурного движения в Коми крае Н.М. Жеребцов, ученый А.А. Маегов и писатель В.Т. Чисталев.
Старший фейерверкер Шильников
Четвертого октября 1885 года в семье крестьянина Гамской волости Ивана Ивановича Шильникова родился третий сын, которого назвали Дмитрием (всего в семье было восемь детей). Как и все деревенские мальчики, Дмитрий с детства помогал отцу по хозяйству, которое было крепким: коровы, лошадь, мелкая живность. В 1889 году в Гаме открылась одноклассная мужская церковно-приходская школа. Грамотный человек в селе ценился высоко: к нему шли писать прошения, письма, заполнить какие-либо бумаги, за что ему платили натурой: кто яйцом, кто хлебом, то есть это был добытчик в семье. Что было немаловажно. Но, наверное, одна из самых главных причин получения образования – это то, что давало льготу будущему рекруту. Солдат в царской армии мог служить при штабе писарем, если у него был красивый почерк, мог дослужиться до офицерского чина. И вот отец Дмитрия отдает своего сына в школу.
31 декабря 1897 года Советом Великоустюжского Православного Стефано-Прокопьевского Братства Дмитрию Ивановичу Шильникову было вручено свидетельство об окончании Гамской одноклассной церковно-приходской школы. Пришло время сборов на службу в царскую армию. Крепкого и высокого, а самое главное - грамотного крестьянского парня определяют в артиллерию. Но началась Первая мировая война, и волею судьбы Дмитрий попадает на фронт.
На Первой мировой войне Д.Шильников получил ранение и контузию. Но после госпиталя был снова отправлен на фронт. Вскоре он получает звание младшего фейерверкера и дослуживается до старшего фейерверкера. Что же такое фейерверкер? По словарю - это «повелитель огня, унтер-офицер в царской армии». В свои неполные тридцать лет Д. Шильников повелевал пушками. Если в звании младшего фейерверкера он производил выстрел, то в звании старшего фейерверкера он отдавал приказы: «Огонь!».
Во время революции, в 1917 году, Дмитрий Шильников попадает на штурм Смольного. За что его награждают орденом Красной звезды …через тридцать лет. 19 февраля 1919 года он увольняется из армии и приезжает в родное село. Но и здесь его ждет война. Теперь уже гражданская, которая в ноябре 1919 года проходила по селу Гам, когда атаман Орлов захватил власть в селе. И в этой войне он нашел себе место, защищая свою малую родину. В итоге 12 лет своей жизни он участвовал в военных действиях. Затем была работа в колхозе, своя семья. Дожил Дмитрий Шильников до 1976 года.
Военнопленные германской войны
Во время Первой мировой войны около 8 млн. человек стали военнопленными. Все страны, участницы войны, взяли на себя обязательства соблюдать статьи Гаагской конвенции, касаемой военнопленных.
Для Первой мировой войны были характерны массовые сдачи в плен. Например, во время битвы при Танненберге в германский плен сдались 92 тысячи русских, при осаде Ковно в 1915 году - 20 тысяч русских. Более половины всех людских потерь русской армии в Первой мировой войне были пленные.
Немалому числу коми солдат довелось испытать тяготы плена. Многие получали извещения о том, что их мужья, отцы, сыновья, братья в ходе военных сражений пропали без вести. Сведения о них поступали в Главный Алексеевский комитет. Через некоторое время пленные получали возможность направить из Германии или Австрии на родину краткое сообщение о своей судьбе.
Много лишений переносили русские солдаты, находившиеся в плену. Бараки были плохо приспособлены к жизни, антисанитарные условия, болезни и скудное питание, порой пленным приходилось переносить издевательства, а порой и избиения со стороны местных жителей.
Бывали случаи, когда в одном лагере находились земляки, что позволяло им общаться на родном языке, обмениваться новостями из писем, полученных из дома.
На одной из фотографий 1905-1916 годов, хранящихся в фондах Усть-Вымского историко-этнографического музея, запечатлены Иван Туркин во время службы в царской армии, а также уроженцы Коми края в немецком плену: Прокопий Туркин с земляками - Питиримом Туркиным, Ардальоном Туркиным и Алексеем Туркиным.
Иван Алексеевич Туркин, 1889 года рождения, уроженец села Усть-Вымь, был призван в царскую армию в 1910 году (на снимке). В 1914 году его призвали на фронт Первой мировой войны. Во время Брусиловского прорыва Иван попал в австрийский плен. После окончания войны, освободившись из плена, весь 1918 год Иван шел пешком через всю Украину домой вместе с земляками. Передвигаясь в родные места, они пытались заработать средства на дорогу. Дошли домой осенью 1919 года. Вернувшись на родину, Иван стал участником военных действий Гражданской войны. Был зачислен в Вашко-Мезенский полк под командованием Н.И.Ворсина. В одном из боев несколько красноармейцев из отряда Ворсина были взяты в плен к белым и посажены в амбар. Хозяин амбара, пожалев солдат, ночью просунул в окошко несколько нательных крестиков. Наутро следующего дня тех, у кого не было крестов, расстреляли возле амбара, а у кого кресты имелись, были отправлены в Архангельск, в лагерь военнопленных. Пленных топили в Белом море в м.Мудьюг на барже. Ивану Туркину повезло, белогвардейцы не успели утопить всех пленных, так как последовало освобождение красноармейцами. (Из воспоминаний племянника И. Туркина - Николая Сергеевича Туркина).
Письма из лагерей пленные солдаты писали на русском языке, в большинстве случаев на почтовых открытках, на одной половине которых были адреса назначения и отправления, на другой размещалось содержание самого письма. В письмах содержатся многочисленные поклоны родным, отцовское благословление детям, пожелание всем здоровья и терпения.
Об условиях своей жизни в плену, работе военнопленные писать не могли, так как содержание написанного просматривалось цензурами в Германии, Австрии, России. На почтовых карточках ставили штампы с указанием номера цензора, встречаются подписи «вскрыто военной цензурой».
Можно представить радость людей, когда в селение приходили письма из далекой Германии и Австрии, в которых пропавшие сообщали, что они живы и находятся в плену
Довольно часто писали о посылках, сообщали об их получении или же просили о высылке новых, поскольку питание в лагерях военнопленных было скудным («пища была скверная»), и пленные спешили воспользоваться правом их получения. В своих письмах пленные просили переслать табак, хлеб, сухарей, вату и другое, но не все родные могли посылать что-либо в лагерь.
После Февральской революции солдаты потребовали возвращения в Россию. В числе организаторов солдатских выступлений был коми солдат В.Савин, позднее получивший в боях тяжелое ранение. Многих участников солдатского бунта арестовали и выслали в лагерь, находившийся в Африке.
В годы Первой мировой войны Коми край, как и другие окраины России, стал сначала местом содержания подданных Германии и Австро-Венгрии, проживающих до войны в центральных районах Российской империи.
Первые военнопленные появились в селе Выльгорт уже в конце августа 1914 года. Весной 1916 года в Коми край стали прибывать военнопленные австро-венгерской армии, а позднее - немцы и даже турки.
Татьяна Беляева,
заведующая историко-этнографическим музеем села Усть-Вымь.
Фото из фондов музея
"Историки" - егэшники, "историки" - скупщики дипломов, трусливые историки, а если включить логику? За ТСаря? В народе, после массовых расстрелов рабочих, их жен и их детей (например в "Кровавое воскресенье" когда еще и порубили их "в капусту" казаки, ТСарь получает прозвище "Кровавый". А вы бы пошли за такого воевать, на смерть?
За веру? Это те верующие, которые спустя 4 года будут церкви сносить? Что потом спустя 100 лет запишут большевикам, которые до Октябрьской революции все были верующими.
За Отечество? Сложно представить, что рабочие и крестьяне массово побежали отстаивать имперские амбиции своих господ-эксплуататоров, когда тем даже "стремно" было говорить на РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Может "русскому" ТСарю Николаю II Гольштейн-Готторп-Романову нравилось говорить на русском, который пр...ал все за период своего правления?
Спасибо большевикам - вывели из ненужной войны, где Россию использовали только как пушечное мясо (ТВ "Вести 24").
Не надо крайностей, Гость. Сегодняшние историки точно так же говорят, что во время Великой Отечественной войны люди воевали не за Сталина. Разные люди были, и сейчас. А крестьяне в дореволюционной России не были в курсе политической жизни, хотя бы потому, что читать и писать не умели. Они воевали за веру, которую им дало то воспитание, и за отечество с царём... Учите историю объективно, а не ссылаясь на телевизор или цитаты публичных людей.
Чем отличаются сегодняшние писари от сегодняшних историков?
Сосульки от своей работы получают удовольствие и деньги.
То есть вам за анонимные комментарии и роль анонимного всезнайки ещё и деньги платят?
Сравнение древнейших профессий.