Главная Культура и искусство Шифровки из глубины веков

Шифровки из глубины веков

22 марта 2019

Что такое домотканые, вышитые и украшенные кружевом «шифровки» из глубины веков? Об этом вы можете узнать, посетив персональную выставку вышитых полотенец Ангелины Николаевны Бывшевой в Жешартской библиотеке-филиале им.С.Попова.

Ребята, посещающие социально-реабилитационное отделение п.Жешарт Центра социальной защиты населения Усть-Вымского района, посетили творческую выставку, где им подробно рассказали об истории представленных творческих изделий.

Образцы узоров были восстановлены Ангелиной Николаевной из старинных домотканых полотенец коми народа. Вроде бы полотенце – самый простой бытовой предмет. Но в народной жизни оно всегда играло важную роль. И не только по бытовой надобности, оно имело и обрядовое значение. Их использовали при рождении, крещении, погребении, в свадебных обрядах. Главная цель вышивки – это точное изображение орнамента коми народа. То есть узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц – с достаточно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы. Именно орнамент является основным композиционным началом украшения не только полотенец, но и фартуков, платков, наволочек, простыней и так далее.

На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

Растительный орнамент получил распространение на территории Коми в конце XIX – начале XX века вместе с техникой кружевоплетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры.

Выделяются несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся: с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь – зубья пилы, перна – крест), с представителями животного мира (сюр сер – рог, к\р сюр – олений рог, в\в юр – лошадиная голова, м\с син – коровий глаз, черань– паук), с различными растениями (коз сер – ёлочный узор, дзоридз – цветок, пыш тусь – конопляное зернышко) и некоторыми другими группами.

Внимательно слушая экскурсовода, мальчики дополнили рассказ своими знаниями о том, что коми орнаменты служили у местных жителей не только украшением, но и заговором от злых сил, своеобразным оберегом, а девочки с удовольствием фотографировали вышитые узоры. У многих из ребят появился интерес к вышивке, к технике ее исполнения, к книгам, которые описывают коми национальные традиции.

Вышивка – это не просто красиво. Ангелина Николаевна Бывшева благодаря своему увлечению и творчеству научилась понимать язык узоров пермских народов. А это значит, что она научилась понимать человека, знать и следовать ценностям своего народа.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. В цветовом решении орнамента Ангелина Николаевна отдала предпочтение красному. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле. Но, наряду с красным цветом, она использовала и желтый, синий, зеленый цвета.

Сама Ангелина Николаевна родилась в деревне Гам Усть-Вымского района, но выросла и работала в п.Жешарт. Более 20 лет своей жизни она отдала детям, работая няней в детском саду. Сейчас рукодельнице уже пошёл восьмой десяток, но она активно посещает мероприятия в библиотеке, прекрасно поёт и даже собирает песенник частушек. Ангелина Николаевна – доброжелательная и очень скромная женщина. Это заметно даже по её полотенцам, где на каждом вышиты добрые и душевные пожелания: «Мед дзирдалас шонді» («Пусть светит солнце»), «Мед дзоридзалас му» («Пусть цветет земля»), «Совет да любовь», «Мира и добра».

В глубине веков у коми народа полотенца передавались по наследству и служили оберегом в семье. У наших далеких предков даже существовал ежедневный ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. Юные посетители выставки сказали, что такой красотой жалко вытирать даже чистые, вымытые руки. Данный шедевр хочется оставить потомкам. Поэтому пусть лучше «шифровки» из глубины веков у рукодельницы Ангелины Николаевны Бывшевой увидят все желающие в библиотеке-филиале им. С.Попова в п.Жешарт, выставка которой продлится до 26 марта.

ЛЮДМИЛА ПАНЧЕНКО,
специалист по социальной работе. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих