Главная Культура и искусство Музыкальная летопись военных лет

Музыкальная летопись военных лет

12 мая 2020

Недостаточная изученность фактов – вот что обычно привлекает краеведа. В связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне захотелось пристальнее вглядеться в историю, чтобы в череде событий военного времени увидеть те, что стали явлениями культуры.

В 1941-1942 годах жизнь, культура и искусство приобретают в Коми республике военно-мобилизационный характер. Местные артисты и писатели уходят на фронт; сокращаются штаты в творческих коллективах и учреждениях культуры; концерты устраиваются на производстве, прямо на призывных пунктах; исполняется военный репертуар; ищутся возможности дать работу деятелям искусства, эвакуированным из Центра; закрываются: колхозный театр в Ижме, коми литературный журнал «Ударник», газета «Коми комсомолец».

Но уже 27 марта 1943 года открывается Декада искусств Коми АССР с обширной программой показа художественных достижений. 4 апреля 1943 года – премьера спектакля «Зарни кыв» («Золотое слово»), отражающего в аллегорической форме борьбу советского народа с гитлеровской Германией. На зрителя воздействовали не только патриотические идеи и злободневность содержания, но и костюмы, декорации, игра оркестра, сценическая речь, пение, актерское мастерство, режиссерские придумки.

Для скольких эта постановка стала дебютом! Впервые взялся за режиссуру молодой артист Серафим Бутиков. Выпускник коми студии ГИТИСа 1942 года Василий Рассыхаев впервые получил главную роль. Автор пьесы, прозаик Василий Юхнин после романа «Тундраса бияс» («Огни тундры») впервые обратился к драматургии. Писатель-фронтовик Павел Доронин, прочтя пьесу, указал на близость стихотворной формы «Зарни кыв» к былинному и песенному народному творчеству, что тоже способствовало успеху спектакля.

Написав музыку для театра, 20-летний Александр Осипов, только что вернувшийся с войны по ранению, дебютировал как композитор. В прологе в исполнении хора Ансамбля песни и пляски Коми АССР звучала тема пробуждения природы, в финале – славилась победа над поверженным врагом. Чтобы усилить лирическую линию, для главных героев были сочинены сольные номера. Анна Федоровна Рассыхаева вспоминала о муже: «Имейте в виду, что партию вокала за него пел, стоя за кулисами, баритон Пантелеймон Осипов, который недавно вернулся на родину после окончания Ленинградской консерватории».

ПОСТАНОВКА «Зарни кыв» стала и дебютом жанра национальной сказки на сцене драмтеатра, где, начиная с предвоенных лет, на коми языке ставились исключительно драмы.
Созданным в 1939 году Ансамблем песни и пляски Коми АССР все военные годы руководил выдающийся хормейстер и педагог Аполлон Васильевич Каторгин. Он сумел так поставить работу, что после призыва на фронт певцов и оркестрантов-мужчин, женская группа хора научилась прекрасно петь без них и часто – а капелла. А это большая нагрузка на голос.

В 1943 году мужскую группу разрешили восстановить …за счет инвалидов и высланных. Пополнение в хор пришло из интерната для инвалидов войны, который располагался в селе Ыб Сыктывдинского района. По итогам прослушивания, организованного А.Каторгиным, нашлись и голоса, и подходящие кандидаты, некоторые пожелали работать в хоре. Началась учеба.

И вот первое выступление хора в расширенном составе на Декаде искусств. Газеты тогда сообщали: «Автор и режиссер композиции Николай Дьяконов в живой и увлекательной форме раскрыл прошлое и настоящее коми народа, показал богатые возможности, заложенные в народном творчестве, создал яркое, интересное зрелище. Особенно большим успехом пользовался в этот день хор, выступавший под руководством заслуженного деятеля искусств Удмуртской АССР А.В. Каторгина».

Творческие связи коллективов драмтеатра и ансамбля песни и пляски зародились на постановке музыкальной драмы «Шыпича» весной 1941 года, закалились в совместных агитбригадах по обслуживанию тружеников тыла, в марте 1942 года привели к премьере первой коми национальной оперы «Усть-Куломское восстание» (музыка Александра Воронцова при участии Павла Анисимова).

Проанализировав партитуру, искусствовед и композитор Александр Георгиевич Осипов в главе «Народная песня в произведениях крупных форм» своей диссертации сделал вывод, что «в сочинении этом есть все, что характеризует сложное синтетическое произведение – оперу: арии, ансамбли, хоры, песни, речитативы».

В АФИШЕ военного времени с участием ансамбля песни и пляски были еще две постановки национальной труппы. Именно музыкальной насыщенностью объяснялся успех лирической комедии «В дни войны». Для участия во Всероссийском смотре национальных театров 1945 года выбрали три спектакля, в их числе была «Домна Каликова» в новой редакции. Любитель театра Н.А. Фролов одобрительно писал, что зритель жаждет музыки и вот: «Домну Каликову» постановщики ведут в нескольких местах в форме оперы, хоть это и вредит реалистическому плану спектакля» (газета «За новый Север», 24 марта 1945 года).

Напрашивается предположение об участии в постановке единственного оперного певца, баритона Пантелеймона Осипова. Вполне возможно, что исполнение коми народной песни «Югыд кодзув» («Яркая звезда»), описанное Александром Осиповым в книге «О коми музыке и музыкантах»: «без унылой грусти, как поется обычно, в хорошем жизнеутверждающем настроении и темпе» – звучало как музыкальная тема героини Гражданской войны Домны Каликовой. Что именно образ, созданный в спектакле Глафирой Сидоровой, продиктовал вокалисту такой стиль исполнения.

Режиссер-постановщик упомянутых спектаклей (кроме «Зарни кыв»), – Николай Михайлович Дьяконов, которому в 1945 году присвоили звание народного артиста Коми АССР. В 1943-1947 годах он руководил в Коми драматическом театре национальной студией, на базе которой планировалось открыть государственный театральный техникум.

К концу войны также назревал вопрос о преобразовании национальной труппы республиканского драматического театра в коми музыкально-драматический театр. Подобные театры существовали за колючей проволокой в Воркуте и Ухте. Шли годы, заговорили об открытии театра оперы.

Сейчас в Сыктывкаре три республиканских театра. А начиналось все в предвоенные и военные годы. У истоков музыкального театрального искусства в Коми республике стояли выдающиеся деятели, один из них – Николай Дьяконов, уроженец Усть-Вымского района.

НАДЕЖДА МИТЮШЕВА,
краевед. 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих