Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Главная Культура и искусство Бриллиант по имени Галина

Бриллиант по имени Галина

3 августа 2016

Продолжение.
Начало в №29 от 21 июля.

За 40 лет работы в театре актриса сыграла более 300 ролей классического, советского, зарубежного и коми репертуара.

 

Озорная девчонка

Галина Лыткина родилась в д.Архангельская пустынь (ныне Красная Гора) с.Усть-Вымь 20 февраля 1928 года в семье Туркиных - Питирима Алексеевича и Ольги Васильевны. Она была младшим ребёнком из восьми сестер и братьев Туркиных. Отец умер, когда Галине был всего один год. Мать, работая дояркой в колхозе, одна поднимала восьмерых детей. Маленькой Гале пришлось с семи лет пойти в няньки. Как и все деревенские дети, она ухаживала за скотом, помогала на сенокосе и на огороде.

В 1938 году Галина окончила Усть-Вымскую начальную коми национальную школу, затем школу II ступени с педагогическим уклоном.

Маленькая Галя была затейницей, любила петь и плясать, мечтала стать дояркой, как мама, или милиционером, чтобы наводить порядок. Была у неё и ещё одна мечта – стать трактористкой, как передовая трактористка Паша Ангелина. Она всё умела делать по дому - эта озорная, темпераментная и очень упрямая девчонка.

Судьба дала ей шанс

В 1944 году по окончании школы Галина поступила на III курс Усть-Вымского педагогического училища.

Окончив педучилище в 1945 году, выпускница по распределению должна была поехать в село Корткерос. Всё уже было готово для того, чтобы стать обычной учительницей. Мама собрала ей в дорогу чемодан и посадила на пароход «Александр Пушкин». Но на Сыктывкарской пристани внимание 17-летней девушки привлекло объявление о приёме в актёрскую студию при драматическом театре. Судьба давала ей новый шанс осознать своё призвание. Надо сказать, что в педучилище её давно признавали за актрису – она пела, плясала и играла в спектаклях лучше всех.

И вот молодая, стройная, белокурая девушка с соломенной шляпкой на голове, в ситцевом платьице и туфельках на каблучках сошла с парохода. Чтобы больше походить на актрису, она тут же, не отходя от пристани, решила переодеться и привести себя в порядок. Достала из чемодана нарядное платье, туфли на высоком каблуке, доставшиеся от старшей сестры, соломенную шляпу с ярким платком. Платье было длинное – не по Гале. Недолго думая, она расстелила платье на траве и отхватила ножницами необходимый кусок от юбки.

Потом переплела свои косы, у неё были настолько густые волосы, что получилось не две, а четыре толстых косищи ниже пояса. Надела шляпу, обулась и пошла искать театр. Идя, Галя с большим удовлетворением отметила, что её усилия не пропали даром: не было человека, который бы не поглядел ей вслед! Каково было её удивление, когда она увидела своих сверстников, сильно отличающихся от неё - то была городская молодёжь, а она – простая деревенская девушка.

Такую колоритную девушку с бахромой по подолу сразу же отметила своим вниманием приёмная комиссия. Галина так мастерски, талантливо исполнила басню Крылова, что нельзя было сомневаться - из неё вырастет настоящая артистка. Из двадцати претендентов на актёрские места в студию приняли только Галину и ещё двух молодых людей. Талант, данный Богом, был очевиден. 

Первые шаги: учеба

Училась Галина легко. Как бы на одном дыхании. Много читала. И тут же, про себя «играла»… Играла прозу, полюбившиеся стихи. Повезло Галине с педагогом - им оказался её земляк, актёр, режиссёр и драматург Николай Михайлович Дьяконов. «Больше доверия к себе, - говорил он, - Больше искренности, если плачешь – пусть это будут настоящие слёзы, если смеёшься – так от души».

Другой педагог Галины – Мысов - говорил ей: «Привыкай к тому, что трудно, каждый день будет трудно, узнаешь и отчаяние, и горе, но и радость узнаешь, но и тогда душа не перестанет болеть, ныть, не перестанет – привыкай. Только тогда станешь большой актрисой. А я знаю, верь мне, ты станешь…».

Она стала актрисой

После окончания в 1947 году Коми театральной студии, где преподавал ее земляк Николай Дьяконов, Галина начала работать в Коми республиканском драматическом театре, который и стал её вторым домом на всю оставшуюся жизнь. Она стала актрисой.

Яркая, комедийная, характерная актриса, создательница галереи образов в национальном, современном репертуаре. Образы Галины Лыткиной привлекали жизненной достоверностью и оптимизмом.

 

Первую заметную роль Любы Бубенчиковой она получила в 1950 году в спектакле Н.Дьяконова «Свадьба с приданым». Хотя эта роль считается ролью второго плана, но она, как говорят актёры, выигрышная. Молодая артистка долго работала над ней. Ей казалось, что ничего не получится, пока Н.Дьяконов не сказал: «Чего мучаешься! Эту роль я списывал с тебя. Играй саму себя!»

Она принесла артистке признание. Этот спектакль прошёл на сцене драматического театра более 250 раз! 

Она умела играть,
удивляла авторов и зрителей

Первой главной ролью, которую доверил ей театр, была роль Валентины в пьесе А. Арбузова «Иркутская история».

Далее последовали Поля в «Квартете Курочкина» Н.Дьяконова, Марфа в «Изваильской крепости» И. Потолицына, Галя в «Макар-Васька сиктса зон», Елена в «Бывают же такие» Г.Юшкова, Груша в «Сельских вечерах» В.Леканова, Нюрка в «Свиданиях у черёмухи» А. Ларева - все эти спектакли были поставлены по пьесам коми драматургов, и каждый из них удивлялся умению актрисы «угадать» облик, характер, даже походку героини, которая существовала только в воображении автора.

Галина Лыткина блестяще играла и в спектаклях, поставленных по пьесам русских классиков: Василиса («На дне» М. Горького), Мирониха («Последний срок» В. Распутина), Евлампия Николаевна («Волки и овцы» Н. Островского) и других.

Последние её роли – Ганна («Вечер» А.Дударева), Мария («Иван и Мадонна» А. Кудрявцева), Меланья в спектакле («Анисья» Н.Белых) – это роли высокого гражданского звучания. Как узнаваема, как реальна, как полна жизни и поэзии Меланья в исполнении Галины Питиримовны.

Получила заслуженное признание

Став своеобразным явлением в театральной и культурной жизни республики, эти работы Галины Лыткиной были выдвинуты на соискание Государственной премии Коми АССР.

В августе 1987 года Заслуженной артистке РСФСР, Народной артистке Коми АССР Галине Лыткиной присваивается звание Лауреат Государственной премии Коми АССР в области литературы и искусства за создание образов в пьесах и спектаклях: Груши «Сельские вечера» В.Леканова, Нюры «Свидание у черемухи» А.Ларева, Марьи «За это судить надо», Меланьи «Анисья» Н.Белых.

Неиссякаемым источником её творчества всегда было родное село Усть-Вымь, где до сих пор стоит отцовский дом, где она не так много лет назад каждую весну сажала огород, куда привозила детей и внуков. Характер у Галины Питиримовны был простой, открытый, оптимистичный. Она никогда не боялась выглядеть со сцены смешной, нелепой, некрасивой. Часто бывало так, что только она появлялась на сцене, ещё и реплики своей первой не произнесла, а у зрителей уже улыбка расцветала на лицах, настолько выразительно решала Галина Питиримовна образ своей героини.

Галина Лыткина вела большую общественную работу, как пропагандист культуры, театрального искусства, как лектор, как педагог по актёрскому мастерству и сценической речи, как наставник молодых, учитель и друг многочисленных самодеятельных артистов. За достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами наша землячка награждена орденом Дружбы Российской Федерации.

На театральных программках ее поклонники, авторы пьес, актеры по сцене писали от души Галине Питиримовне: «Уважаемая, дорогая однокурсница Галина! Необыкновенно рад за то, что наконец-то в моем спектакле для тебя нашлась роль, пропорциональная твоему самобытному, ярчайшему таланту! Твоя Мирониха - украшение всего спектакля, воистину бриллиант, которому нет цены! Остальное скажет зритель. С премьерой. С уважением – Эраст Вербин 1980 год, драма «Последний срок».

«Дона Галина Питиримовна! Пасибо мича голоссьыд, бур таландсьыд, спектакль мичмодомсьыд! Чайта, мый уна на роль ворсанныд, ена на гажоданныд коми йозсо. Сомын мед здоровьеныд волио! Премьераон тiянос! 1989 год С.Горчакова. Драма. «Шондiой-мамой».

Был успех и неудачи

За 40 лет работы в театре актриса сыграла более трёхсот ролей классического, советского, зарубежного и коми репертуара.

«Я ничего не придумываю. Беру всё от жизни, когда работаю над ролью», - признавалась актриса.

За годы работы в театре был успех, и полууспех, и неудачи. «Не люблю играть чисто положительных героинь, - говорила актриса. – Да и не может такого быть, чтобы человек всю свою жизнь прошёл как по одной половице. Люблю героев живых со всеми их достоинствами и недостатками».

Прототипами героинь Галины Питиримовны были её родственницы и односельчанки. Роль Миронихи в спектакле «Последний срок» составлена из характеров сразу двух женщин. От своей мамы Галина Питиримовна для образа переняла мудрость, долготерпение, спокойствие, а от родственницы тёти Марьи – внешность героини - та не могла разогнуть спину и постоянно ходила сгорбленной.

Когда режиссёр И.Аврамов дал Г.Лыткиной в спектакле «Ухабы жизни» роль Марины, она поняла, что не в силах сыграть эту старуху без новых жизненных впечатлений.

Таких старух в её творческой жизни было уже несколько, а повторений не хотелось. Она отпросилась на один день в Усть-Вымь, приглядеть типажи. Где обнаружила прототип Марины на перроне. Это была старая женщина, которая курила самокрутку, целое облако дыма подымалось над её стриженой головой в берете. Одета она была в мужской пиджак поверх летнего платья, через плечо была перекинута палка с кирзовой сумкой, а в ней 4 буханки хлеба. Приглядевшись, Галина Питиримовна поняла, что это её знакомая Анна Бреч и подошла поговорить, а та пригласила её в гости. Посадила дорогую гостью за стол, выложила два «чериняня» (рыбника), а потом неожиданно вытащила откуда-то из подмышки заветную чекушку, почти басом торжественно объявила по-русски: «Рыба посуху не ходит – без воды не может жить!» Всё это Галина Питиримовна закрепила в своей актёрской памяти, а потом ввела в спектакль по договорённости с режиссером и автором. Только вместо беретика она надела старую солдатскую пилотку, на ноги – брюки-галифе (Марина спасалась ими от комаров).

В 2001 году за достигнутые трудовые успехи Галина Питиримовна была награждена орденом Почёта. В том же году за достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами отмечена орденом Дружбы.

Сыграв в спектакле «Н. карын ЧП» («ЧП в городе Н.»), Галина Лыткина стала первым лауреатом премии имени И.Аврамова.

Была верна малой родине

Галина Лыткина всегда оставалась верна своей малой родине, селу Усть-Вымь и Усть-Вымскому району, привечала односельчан, выступала на сцене сельского дома культуры, который впоследствии стал носить её имя.

В 1986 году Галине Питиримовне было присвоено звание «Почётный гражданин села Усть-Вымь», а в 1994 году - звание «Почётный гражданин Усть-Вымского района».

По стопам матери пошли и её дочери: старшая и средняя Светлана.

Не один десяток ролей сыграли мать и дочери вместе. К сожалению, ранняя смерть Светланы оборвала её творческий путь на самом взлёте. Как и мама, старшая дочь - Татьяна Плихта - удостоена званий Народной артистки Коми АССР, Заслуженной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии Коми АССР им. В.Савина.

Умерла Галина Питиримовна Лыткина в мае 2014 года на 87-м году жизни, похоронена в Сыктывкаре.

ТАТЬЯНА БЕЛЯЕВА,
заведующая Усть-Вымским филиалом
МБУ «Усть-Вымское ММО». 

Комментарии (0)


Противодействие коррупции



Фотогалерея
Версия для слабовидящих