Рубрики
Архив новостей
Все дело в технике...
18 октября 2013
Когда-то Айкинский дорожный участок был управлением: 120 человек коллектива, 45 единиц техники, стояночный и теплый гараж с цехами, асфальто-бетонный завод.
В конце 70-х - 80-е годы ДРСУ было одним из значимых предприятий района. Теперь ситуация значительно изменилась, из последних обновлений – только АБЗ. Отживший свое автопарк не справляется с новыми запросами жизни. И все-таки дорожники всегда нужны и всегда значимы. От их работы зависит безопасность на дороге, а значит и наша жизнь. Движение по главным артериям экономики остановиться не должно.
Бездорожье одолеть – не шутка,
особенно на укладчиках-ветеранах
«Вот уже зима подходит – а у нас песка нет, соли нет – такими словами встречает нас начальник Айкинского ДРСУч Игорь Федоров.
- Переживаем тяжелые времена, финансирование задерживается, но пытаемся выходить на руководство, объясняем ситуацию. Они обещали решить проблему, но пока ничего … ждем. В прошлые года было легче, в это время мы уже были полностью оснащены материалами».
Теперь, конечно, не годы перестройки, когда люди за построенные дороги получали вместо денег продукты, но все-таки времена для организации не самые лучшие. Сейчас это филиал ОАО «Коми Дорожная компания». 65 человек в коллективе, всего 20 единиц техники, низкий уровень оплаты труда.
- Раньше ДРСУ было юридическим лицом, самостоятельным предприятием и оно финансировалось напрямую, - говорит начальник доручастка. - Сейчас у нас нет ничего своего, мы получаем распоряжения, что делать и как делать. Каждому невозможно объяснить, что не дорожник виноват в такой ситуации. Может, конечно, где-то и есть наша вина, но многое зависит от стабильности, от своевременного обеспечения. Если материалы и горючее задержат, то от дорожника уже ничего не зависит. Опять же есть определенные лимиты. Хозяин дорог, заказчик и распорядитель финансирования – Дорожное агентство РК. Ежемесячно там составляют план работ на текущий месяц, и сверх этого мы сделать не можем. Вот мы видим, например, что в сторону Жешарта дорога в ужасном состоянии, разбита полностью. Мы сами там ездим, это понимаем, видим, слышим все, что люди говорят. Но мы ничего сделать не можем. Потому что под определенный объем работ нам дают определенное количество материалов. Положено 200 тонн асфальта – нам под 200 тонн и дают материала, лишнего у меня просто нет в наличии.
В былые времена материалы приходили вагонами, так что всегда оставалось «про запас». Сейчас работа идет «с колес»: битум, щебень доставляют машинами. Сколько привезут – столько сделают. Любая задержка, будь то материалов или финансирования, опять же сказывается на качестве. С нашей капризной погодой медлить нежелательно - всем знакома осенняя картина «укладка асфальта во время дождя». Еще на прошлой неделе в с. Айкино делали улицу Комсомольскую, тютелька в тютельку успели закончить до снега.
- Стараемся в грязь, дождь не класть асфальт, но иногда так получается, потому что контракты такие, сроки поджимают … - говорит мастер по содержанию и ремонту дорог Владимир Челпанов. - В этом году в сентябре Жешарт закончили, потом полмесяца простояли, потому что материалов не было. Потом материалы завезли – начали работать.
Основные контракты – с администрациями поселений. Более серьезные работы айкинским дорожникам не дают. Все дело в технике. Требования к ремонту, содержанию и обслуживанию федеральных дорог гораздо жестче. Там большие объемы работ, и машины «в возрасте» просто не выдержат повышенной нагрузки. Агрегаты Айкинского ДРСУч еще советских времен: укладчик ДС–191, катки БУ-54, БУ-49, БУ-47. Стараниями опытных работников 25-летние ветераны автопарка пока на ходу.
- На федеральные дороги нас не берут, сетует Владимир Челпанов. - Только ямочный ремонт, или картами где-то делаем, где самые опасные участки. А строительством трассы занимаются дорожники Сыктывкара, Койгородка. У них техника более менее новенькая, асфальтоукладчики «Фогель». На зарплате это, конечно, сказывается, там лучше люди получают, а мы что: там чуть-чуть, там чуть-чуть.
Новую технику Дорожная компания пока давать не обещала, хотя строители транспортных артерий района очень ждут обновления. Для местных работ, по словам начальника участка, в принципе, хватает и этой техники. Только вот и качество укладки бывает не всегда на высоте, да и времени с такими машинами уходит больше. К примеру, толщину асфальта приходится регулировать вручную, в то время как на современных укладчиках это делает электроника.
Техника не только устаревшая, ее просто не хватает. Предприятие обслуживает 345 километров дорог, из них 258 - в Усть-Вымском районе. На все про все у наших дорожников два грейдера. По нормативу нужны хотя бы еще два, к тому же в арсенале дорожного предприятия не достает и посыпочных машин.
- Выкручиваемся как-то: в две смены водители работают, ночами, - говорит Игорь Федоров. Большая сеть дорог, грейдеры должны идти в паре, один – малоэффективен, к тому же, он может застрять, понадобится помощь. Первоначально мы посылаем расчищать заносы на основные направления: Сыктывкар-Ухта, на Вогваздино и на Казлук. Потом уже отправляем в Микунь. На участке Микунь-Айкино не меньше движение, но здесь ближе, и мы можем отправить сюда какую-то малую технику, трактора, хотя бы, пока грейдеры работают вдалеке.
«Слава Богу, хоть завод новый» - говорят работники Айкинского ДРСУч. В этом году выпустили более 16 тысяч тонн асфальта. Раньше асфальт выпускали 30-40 минут, сейчас - четверть часа - и машина выходит с 10 тоннами материала. Теперь можно провести обслуживание и законсервировать завод на зиму, старый АБЗ только до весны бы ремонтировали.
Любимая работа - зарплата редко радует,
погода редко балует
Держится дорожное хозяйство района главным образом на людях. Анатолий Глацкий, Владимир, Василий и Оксана Балины, Анатолий Михеев, Людмила Кузнецова, Ольга Исакова, Светлана Позняк, Надежда Туркина, Тамара Михайлова, Геннадий Матвеев, Андрей Суворов работают на предприятии больше 20-ти лет. Да и остальные, в основном, тоже постоянные, опытные сотрудники.
Сейчас на участке 4 мастера. Герцель Ифраимов отвечает за содержание и обслуживание мостовых сооружений, Людмила Кузнецова и Владимир Челпанов – за дороги по району, четвертый мастер Геннадий Матвеев – работает на той стороне реки в Семуково. У каждого есть своя бригада и определенные участки дорог.
Владимир Челпанов устроился в доручасток мастером по ремонту и содержанию дорог в 96-м году. Всю жизнь прожил в Айкино, до пенсии чуть больше двух лет, человек ответственный и надежный.
- У нас свои дороги: Вогваздино-Яренск - 80 км, Айкино-Кослан – 65 км, Сыктывкар-Ухта – с 51 по 68 км, подъезд к г.Микунь до развилки, Семуковская сторона – говорит Владимир Николаевич. Работы остались те же, даже больше стало. По содержанию и ремонту ничего не меняется. Только чаще проверять стали. С Дорожного агентства каждый месяц приезжают. Ремонт дорог тоже проверяют, «муниципалы», иногда вызывают специалистов из лаборатории обследовать качество, толщину.
Недоработки Айкинского доручастка выявляет технадзор Дорожного агентства: «Бывает, что нарушена технология укладки – поясняет начальник участка Игорь Федоров. - Может сама смесь оказаться бракованной, если электроника на заводе дала сбой. Замес может быть перенасыщенным вяжущими материалами или, наоборот, слишком сухим. Такой участок дороги при перепаде температур, при эксплуатации быстрее разрушается. Может быть и другой вариант - если укладывали во время осадков, и где-то попалось сырое место. Но, если уже идет процесс укладки, и вдруг пошел дождь, то мастер не может остановить работу. Если пришла машина с асфальтом – он не выбросит материал, за него нужно отвечать, это же деньги. Мы даем гарантийные обязательства, и мы обязаны переделывать то место, где произошло разрушение».
Нагрузки у местных дорожников меньше не становится. Этим летом много работы было в Жешарте, почти на 8 миллионов рублей. Сделали улицу Гагарина, подъезд к ЖРБ, дворовые территории. В Айкино - улицы Коинова и Комсомольскую, некоторые дворы. В г. Микунь – несколько дворов, улицы Советскую и Пионерскую. Микуньскую объездную уложили койгородские дорожники - наши просто не успели.
В этом году должны были сделать еще два участка: 15 км от Вогваздино до Айкино и подъезд к г.Микунь - 9 километров «трясучки».
- В связи с тем, что средства от газовиков, на которые рассчитывало Дорожное агентство, поступили поздно, когда уже погодные условия не позволяли проводить капремонт дороги, было решено перенести деньги на следующий год, - говорит Игорь Владимирович. - И, насколько я проинформирован, с весны должны начать там работы. Убрали самые аварийные ямы, чтобы пережить зиму. Руководитель Дорожного агентства Эдуард Слабиков на заседании в администрации района обещал еще и от 42-го километра до п. Жешарт сделать дорогу, но по поводу этого участка я не знаю, были ли торги, есть ли уже на него деньги.
Строители дорог теперь перешли на их зимнее обслуживание. Водители Евгений Просужих и Максим Зайцев заранее подготовили дежурный «Камаз»: поставили отвал для очистки снега и установку для посыпки песком, проверили работоспособность всех механизмов.
Сезон заработков, когда дорожники Айкинского ДРСУч могли получить до 30 тысяч рублей в месяц, закончился. Настала пора, когда за тяжелый круглосуточный труд на улице, в холоде и темноте, у мастеров и рабочих будет жалованье 10-15 тысяч.
Впрочем, никто из трудяг не сказал, что работается им плохо. Каждый заступился за свое предприятие: «Все у нас хорошо. Работа идет. Не все сразу, но все-таки делаем дороги».
Начальник участка
Новый руководитель Айкинского ДРСУч Игорь Федоров в дорожной сфере – 17 лет. Сам родом с Украины. Служил в армии, окончил Харьковский дорожный университет. В 96-м устроился рабочим в Питерскую компанию «Спецдорстрой», которая обслуживала дорогу Санкт-Петербург – Мурманск. Потом были повышения: мастер, механик, начальник участка. В 2002-м вернулся на родину в Одесский облавтодор на руководящую должность. «У нас там сейчас финансирование довольно слабое, объемы работ низкие, состояние дорог у нас хуже и зарплаты намного ниже, поэтому приехал работать сюда» – рассказывает Игорь Владимирович. Вместе с ним перебрались в Коми еще 18 человек. А вот семья, супруга и дети, пока остаются в Украине.
В Айкино Игорь Федоров немного поработал главным инженером, после чего уже год возглавляет участок. За это время сработался с коллективом, обо всех отзывается положительно:
- Все понимают специфику работы, что мы зависим от погоды. Мало ли что - в любой момент выходят без вопросов, и ночью, и в выходные дни. Хотелось бы, чтоб больше была зарплата у людей, чтоб поощрять их за такой тяжелый труд, но не всегда есть финансовая возможность. Есть определенный лимит, который выделяют с республики, и больше мы ниоткуда не можем взять. Стараемся, конечно, дать и за внеурочную и за ночную работу. Но хотелось бы больше.
На вопрос, почему у нас асфальт разрушается быстро, а в Германии нет, Игорь Федоров ответил словами своего преподавателя: «Потому что в Германии 1 км дороги делают 7 лет, а у нас 7 км делают за год. Там к этому щепетильно относятся. А у нас главное – вовремя освоить деньги».
Ольга Коняева.
На снимках: укладочные работы в с. Айкино, мастер по ремонту и содержанию дорог Николай Челпанов.
Ольга,Вы молодец! Интересно пишете!Увлекательно! Так держать!